Слайд 1
Конституция каждой страны-это своеобразное зеркало эпохи, которое отражает историко-политический период, в котором она создавалась.

Распад Союза Советских Социалистических Республик, кардинальные изменения политической обстановки и начало экономических реформ в стране заложили необходимость принятия новой конституции для нового государства-Российской Федерации.

Слайд 2
Принятие в 1990 году Декларации о государственном суверенитете РСФСР повлекло за собой глубокие изменения в политической жизни России, в ее государственном устройстве и организации государственной власти.

С этого времени начал весьма интенсивно расширяться круг проблем, требующих завершенного и целостного конституционно-правового решения, - это появление новых федеральных органов власти (Президент, Конституционный Суд), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными властями и властями субъектов Федерации, осуществлявшееся в рамках Федеративного договора, заключенного 31 марта 1992 года.

Слайд 3
Логическим завершением всего этого процесса стало принятие Конституции Российской Федерации в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 года.

25 декабря 1993 года-день публикации текста Конституции в «Российской газете» считается днем вступления её в законную силу.

Слайд 4
Конституция Российской Федерации-основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Положения современной Конституции Российской Федерации четко определяют, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы.

Для закрепления данных приоритетов в Конституции Российской Федерации выделена отдельная глава (глава 2), которая содержит конкретные нормы и предписания, раскрывающие совокупность основных прав и свобод, гарантированных высшим Законом. По объему это самая обширная глава Конституции Российской Федерации, она состоит из 48 статей.

Слайд 5
В целом же вопросы, непосредственно связанные со статусом личности, регламентируются более чем в 60 статьях Конституции Российской Федерации (для сравнения всего в Конституции Российской Федерации 137 статей).

Ряд особенностей Конституции Российской Федерации обусловлен тем, что наше государство является Федерацией, первоначально состоящей из 89 субъектов (в настоящее время в России 85 регионов-субъектов Российской Федерации, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа).

Они различаются размерами, численностью населения, уровнем развития экономики и, что особенно важно, национальным составом населения. Несмотря на все эти различия, Конституция Российской Федерации закрепляет юридическое равноправие всех субъектов Федерации как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с Федерацией.

Слайд 6
Республика Алтай, являясь равноправным субъектом Российской Федерации, имеет свой Основной Закон-Конституцию Республики Алтай, которая была принята 7 июня 1997 года.

Кстати, правом иметь собственные конституции обладают только республики в составе Российской Федерации, а статус иных субъектов (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа) устанавливается уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (ст.66 Конституции Российской Федерации).

Конституция Республики Алтай явилась важнейшим историческим событием в жизни многонационального народа республики и новым этапом развития нашей государственности, начавшейся с образования 1 июня 1922 года Горно-Алтайской автономной области, преобразованной в республику 3 июля 1991 года Законом РСФСР.

Слайд 7
Конституция Республики Алтай состоит из преамбулы, семи разделов, 18 глав, в которых содержатся 150 статей.

Преамбула-эта вводная часть Конституции Республики Алтай обозначает цели и перспективы развития субъекта, его идеологическое содержание. В преамбуле подчеркивается многонациональный характер народа, его приверженность памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

Слайд 8
Раздел I «Основы конституционного строя» состоит из 21 статьи, в которых юридически закреплен статус Республики Алтай, её основные сущностные характеристики, устои и принципы, в соответствии с которыми организованы и функционируют все основные государственные и общественные институты.

Нормы данной главы имеют особое значение, поскольку они закрепляют такие отношения, которые оказывают влияние не только на нормы Конституции Республики Алтай, но и на содержание всех законодательных и подзаконных актов. При этом, основы конституционного строя тесно взаимосвязаны, неотделимы друг от друга и только в совокупности обеспечивают те главные характеристики субъекта государства, которые закреплены в Конституции Республики Алтай.

Конституция Республики Алтай представляет целостную систему прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, которая полностью отвечает общепризнанным принципам и нормам международного права. В ней имеются свои особенности, учитываются геополитическое расположение республики, уникальность её природно-заповедного фонда, национальные, исторические и иные местные факторы.

Слайд 9
Раздел II «Правовой статус человека и гражданина» включает пять глав и состоит из 45 статей, в которых закреплены общие положения, гражданские и политические свободы гражданина и человека, экономические, социальные и культурные права гражданина и человека, гарантии прав и свобод гражданина и человека, обязанности гражданина и человека.

Конституция Республики Алтай в этом разделе определила национальную систему основных фундаментальных прав и свобод гражданина и человека. Конституционно установленная система носит открытый характер, что обусловлено признанием прав и свобод, не только закрепленных в самой Конституции Республики Алтай, но и иных нормативных правовых актах, общепризнанных на международном уровне.

Слайд 10
Раздел III «Административно-территориальное устройство Республики Алтай» состоит из 3 статей и закрепляет принципы целостности и неделимости территории Республики Алтай, сохранения её естественно-исторического расселения и максимального обеспечения интересов, прав и свобод граждан, социально-экономического развития каждой административно-территориальной единицы.

В соответствии со ст.68 Конституции Республики Алтай Республика Алтай состоит из следующих административно-территориальных образований:
-города Горно-Алтайска;
-районов (аймаков): Кош-Агачского, Майминского, Онгудайского, Турочакского, Улаганского, Усть-Канского, Усть-Коксинского, Чемальского, Чойского и Шебалинского;
-населенных пунктов, находящихся в составе районов (аймаков).

В соответствии с Законом Республики Алтай от 10 ноября 2008 года №101-РЗ «Об административно-территориальном устройстве Республики Алтай» в настоящее время на территории Республики Алтай образовано 102 административно-территориальных единицы (1 город, 10 районов (аймаков), 91 сельское поселение), в состав которых вошли 247 населенных пунктов Республики Алтай.

Слайд 11
Раздел IV «Основы экономики и финансовая система Республики Алтай»устанавливает основу экономики Республики Алтай, как социально ориентированное, регулируемое государством рыночное хозяйство. Основные принципы такого хозяйствования закреплены в 6 статьях этого раздела Конституции Республики Алтай.

На территории Республики Алтай гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай.

Единая финансово-кредитная, налоговая и ценовая политика в Республике Алтай проводится на основе федеральных законов.

В республике может быть запрещена хозяйственная и иная деятельность субъекта любой формы собственности в случаях нанесения ущерба экономике республики, интересам населения, окружающей среде в порядке, установленном федеральным законодательством.

Слайд 12
Раздел V «Государственное устройство Республики Алтай. Организация государственной власти» состоит из семи глав:

1)Республика Алтай как субьект Российской Федерации;

2)законодательство Республики Алтай;

3)избирательная система Республики Алтай:

4)Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай;

5)Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай;

6)исполнительная власть в Республике Алтай, Правительство Республики Алтай;

7)местное самоуправление в Республике Алтай.

В 10 статьях главы «Республика Алтай, как субъект Российской Федерации» представлены взаимоотношения Республики Алтай и Российской Федерации, разграничены предметы и сферы их ведения и полномочия, закреплены конституционные механизмы разрешения споров о компетенции.

Глава «Законодательство Республики Алтай» включает 9 статей, в которых устанавливаются основы организации законодательной власти в Республике Алтай.

Законодательная власть в Республике Алтай осуществляется Государственным Собранием-Эл Курултай Республики Алтай путем принятия Конституции и законов.

Правовую основу Республики Алтай составляют:

-Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы;

-Конституция Республики Алтай;

-конституционные законы и законы Республики Алтай;

-постановления Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай;

-указы Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, носящие нормативный правовой характер;

-постановления Правительства Республики Алтай, носящие нормативный правовой характер.

Законы и иные нормативные правовые акты Республики Алтай не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и Республики Алтай.

В 6 статьях главы «Избирательная система Республики Алтай» отражены основы выборов депутатов Республики Алтай, представительных органов местного самоуправления.

Выборы депутатов Республики Алтай, органов местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при свободном выдвижении кандидатов и тайном голосовании.
Выборы организуют и проводят избирательные комиссии в порядке, установленном законодательством.

Население Республики Алтай вправе участвовать в решении наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни, принятии законодательных актов путем всенародного обсуждения и проведения республиканского и местного референдумов. Закон либо решение, принятое на референдуме (всенародным голосованием), действуют непосредственно.

Глава «Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай» раскрывает основы организации и деятельности парламента Республики Алтай и включает в себя 7 статей, которые закрепляют статус Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, как высшего представительного и законодательного органа государственной власти на территории Республики Алтай, порядок его формирования, его структуру, компетенцию.

Государственное Собрание-Эл Курултай состоит из 41 депутата Республики Алтай, избираемых согласно Закону о выборах. Срок полномочий Государственного Собрания-Эл Курултай пять лет.

Глава «Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай» состоит из 11 статей, регулирующих деятельность высшего должностного лица Республики Алтай, возглавляющего исполнительную власть в Республике Алтай, порядок его назначения и отставки, полномочия.

Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай выступает гарантом соблюдения Конституции Республики Алтай и законов Республики Алтай, прав и свобод человека и гражданина, безопасности и территориальной целостности республики, согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай определяет основные направления внутренней политики республики, представляет Республику Алтай в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами, а также с иностранными государствами в пределах, определенных федеральным законом.

Глава «Исполнительная власть в Республике Алтай, Правительство Республики Алтай» состоит из 5 статей, регулирующих деятельность Правительства Республики Алтай, порядок его формирования, структуру и компетенцию Правительства Республики Алтай.

Правительство Республики Алтай является высшим исполнительным органом государственной власти республики, ответственным перед населением республики за решение социально-экономических и других вопросов.

Правительство Республики Алтай решает все вопросы государственного и хозяйственного управления, отнесенные к его ведению. Порядок формирования и деятельности Правительства Республики Алтай определяется республиканским конституционным законом.

В 5 статьях главы «Местное самоуправление в Республике Алтай» закрепляется форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Республика создает необходимые условия для становления и развития местного самоуправления, оказывает поддержку и содействие в укреплении его правовой, территориальной, экономической, финансовой основы и обеспечения самостоятельности в осуществлении собственных полномочий.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции действуют независимо от республиканских и иных государственных органов, не допускается вмешательство в их законную деятельность.

Слайд 13
Раздел VI «Судебная власть» состоит из 4 глав и содержит 16 статей, в которых характеризуются понятия судебной власти в Республике Алтай, принципы судопроизводства, порядок формирования и компетенция Верховного суда Республики Алтай, Арбитражного суда Республики Алтай, городских и районных судов Республики Алтай, мировых судей.

Судебная власть в Республике Алтай осуществляется только судом в порядке и формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Никакой другой орган, должностное и иное лицо не вправе брать на себя функции судебной власти.

Определяются понятия законности и правопорядка. В Республике Алтай гарантируется нотариальная деятельность, деятельность адвокатуры. Надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории Республики Алтай осуществляется прокурором Республики Алтай и подчиненными ему прокурорами.

Устанавливаются государственные символы и столица Республики Алтай. Государственные символы Республики Алтай: герб, флаг, гимн, выражающие конституционно-правовой статус республики, самобытность и традиции многонационального народа республики.

Столицей Республики Алтай является город Горно-Алтайск.

Слайд 14
Раздел VII «Гарантии стабильности Конституции Республики Алтай» состоит из 2 глав и содержит 6 статей, в которых закреплены порядки принятия и введения в действие Конституции Республики Алтай, внесение поправок и пересмотр Конституции Республики Алтай.

Конституция Республики Алтай после обсуждения ее народом принимается Государственным Собранием-Эл Курултай Республики Алтай большинством голосов, не менее двух третей от установленного числа депутатов Республики Алтай.

В связи с тем, что общественные отношения постоянно изменяются, меняются и юридические нормы, их регулирующие. В России происходит непрерывный процесс совершенствования правовых норм, вызванный переменами в ее общественной жизни. Республика Алтай как равноправный субъект Российской Федерации не являемся исключением и, xoтя первоочередная задача Конституции-обеспечить относительную стабильность всей правовой системы, необходимость изменения конституции, замена устаревших ее положений современными, рано или поздно возникает.

Это естественный процесс, и относиться к нему необходимо объективно и взвешенно, избегая скоропалительных решений. Поэтому законодательно предусмотрен острый порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Алтай.

Так, статьёй 46 Конституции Республики Алтай установлено, что стабильность Конституции Республики Алтай обеспечивается особым порядком ее принятия, внесения поправок и особой процедурой пересмотра отдельных конституционных положений.

Слайд 15
Таким образом, Конституция Республики Алтай выступает не только в качестве законодательной базы, а главное, являемся цементирующем фактором, обеспечивающим политическую, общественную стабильность, гражданское согласие и мир в республике, что так необходимо в любое время в любом обществе. Конституция Республики Алтай получила высокую оценку в федеральных органах и научных правовых учреждениях.

Федеративной природой России обусловлено одновременное действие Конституции Российской Федерации и республик в ее составе, что предполагает единовременное прямое действие указанных основных законов-в одном случае на всей территории Российской Федерации, в другом-в конкретном субъекте Российской Федерации.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что соблюдение и уважение закона и, в первую очередь, Основных законов Российской Федерации и ее субъектов-важнейшая характеристика правосознания и основная задача каждого гражданина России.

Именно правосознание современного гражданина должно стать фактором гармонизации жизни, посредником между общей формулой Основного Закона и единичным человеком с тем, чтобы формальное, строгое, последовательное и неумолимое применение закона не породило в жизни несправедливых, незаконных деяний. Таким образом, от активной позиции самой личности, принимающей решение о соблюдении норм права, зависит многое.