c_390_250_16777215_00_images_stories_2019_pravchas_05.03.19_stol.jpg

5 марта в Малом парламентском зале ГС-ЭК РА под председательством Владимира Тюлентина состоялся «Правительственный час» по теме: «Повышение престижа профессии учителя, в т.ч. посредством снижения бюрократической нагрузки на учителя в образовательных организациях».

В работе совещания приняли участие представитель государственной законодательной власти Республики Алтай в Совете Федерации Татьяна Гигель, Первый заместитель Председателя Правительства Республики Алтай Наталья Екеева, заместитель Председателя Правительства Республики Алтай, руководитель Единого Аппарата Главы Республики Алтай и Правительства Республики Алтай Анатолий Донской.

С докладом по данному вопросу перед депутатами выступила заместитель Министра образования и науки Республики Алтай Ольга Болтошева.

Обращаясь к участникам мероприятия, она отметила, что в региональной системе образования, в течение ряда лет, проводятся мероприятия, направленные на повышение престижа профессии учителя. Педагоги участвуют в профессиональных конкурсах федерального, республиканского и муниципального уровней «Учитель года», на конференциях, ярмарках, выставках, фестивалях, в т.ч. во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя», во Всероссийском мастер-классе учителей родных языков, включая русский. Ярким событием, для педагогического сообщества РА, является республиканский фестиваль «Учительская весна», который также проводится ежегодно.

21 ноября 2018 года в Горно-Алтайском педагогическом колледже состоялась презентация нового проекта «Педагогический класс–мотивированный абитуриент–успешный учитель». "Цель работы педкласса–освоение школьниками необходимых знаний, для социальной адаптации и осознанного выбора будущей педагогической профессии, ее роли в жизни общества, о путях ее получения и особенностях", -сообщила Ольга Болтошева. В 2018 году о работе педагогов в СМИ размещено более 680 печатных материалов, выпущено более 300 телевизионных сюжетов на русском и алтайском языках.

ЗамМинистра рассказала, какие меры приняты Министерством, во исполнение поручения Президента РФ по итогам заседания Государственного Совета РФ 23 декабря 2015 года по уменьшению нагрузки на учителей. Сюда вошла работа по согласованию с государственным архивом РА по актуализации и утверждению на уровне образовательных организаций номенклатуры дел со сроками их оборота и хранения, с определение ответственных должностных лиц. Исключено дублирование документов и информации на электронных и бумажных носителях.

Внедрена электронная база данных педагогических и руководящих работников образования РА. В 2017-2018 годах увеличена дистанционная часть программ курсов повышения квалификации, что существенно уменьшило затраты времени на выполнение заданий в рамках обучения. Пересмотрены положения о проведении различных массовых мероприятий. Ведется постоянный и мониторинг участия педагогов в этих мероприятиях, с целью исключения с уровня образовательных организаций, при подготовке справок и информации, для органов государственной власти.

Для снижения информационной нагрузки, исключены запросы информации и документов от учителей, связанных с прохождением ими аттестации. Сайты дошкольных и образовательных организаций региона, разработанные по единой структуре, размещены на портале образовательных организаций. Во всех образовательных организациях региона контрольно-оценочная деятельность в образовательном процессе осуществляется, с использованием системы «Контингентен».

"Разработаны единые требования к составлению программ воспитателей, классных руководителей, программ воспитания и социализации, дополнительных общеобразовательных программ", -проинформировала заместитель Министра образования.

Председатель профильного комитета Вячеслав Уханов в своем выступлении обратил внимание присутствующих на тот факт, что Правительственный час на тему: «Повышение престижа профессии учителя, в т.ч. посредством снижения бюрократической нагрузки на учителя в образовательных организациях» проводится, в соответствии с Планом законопроектной, контрольной и организационной деятельности Парламента.

Есть поручение Президента, по итогам заседания Госсовета по совершенствованию системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года. В срок до 15.06.2016г. Правительству РФ совместно с субъектами принять меры по снижению административной нагрузки на школы, в т.ч. путем сокращения контрольно-надзорных мероприятий; по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов, на запросы, направляемые в школы, а также с подготовкой внутренней отчетности школ.

"Идет четвертый год, со времени утверждения поручения. Комитетом, при подготовке вопроса, были направлены запросы с просьбой предоставить данные по переписке с другими ведомствами и министерствами, и динамика по переписке идет к росту", –отметил Вячеслав Уханов.

Председатель парламентского комитета сообщил, что в январе Общественная палата РФ провела опрос, посвященный статусу учителя в современном обществе. Выяснилось, что 71% россиян считают престиж профессии учителя низким, 26%- средним, 3%-высоким. При этом 80% высказывают уверенность, что престиж профессии снижается. Среди них большинство респондентов проживают в сельской местности. По их мнению, этому способствуют две причины-это «чрезмерная нагрузка, большое количество бумажной отчетности» и «низкий уровень заработной платы».

Парламентарий рассказал, что ему приходится ездить по другим регионам и по республике встречаться со школьниками и молодежью. На вопрос «Кто хочет стать учителем?», очень редко, можно получить положительный ответ. «Этому есть объяснение: современные дети-информированнее и прагматичнее, чем мы. Понимают, что эта работа-сложная и очень ответственная», -подытожил законодатель.

По мнению руководителя профильного комитета, в предложенном, для обсуждения Министерством просвещения РФ проекте закона, который касается освобождения учителя от бюрократической нагрузки, много подводных камней. В этом законе речь идет только об учителе. Но проблему с классными руководителями, оплата труда которых колеблется от 600 до 1 500 рублей. При этом, нагрузка на него возлагается огромная.

"Вторая проблема, -сказал парламентарий, -связана с руководителями методических объединений. Эти две обязанности охватывают почти весь коллектив. Но обсуждаемый закон эти проблемы не решит. В результате, возникает ситуация, как подметил известный педагог Евгений Ямбург: «когда дети в школе мешают делать учителям отчеты». По мнению В.Уханова, этот вопрос требует оперативного решения, в т.ч. и со стороны субъектов.

Парламентарий в ходе своего выступления дал сравнительную информацию. Участники встречи с интересом выслушали информацию о том, какое мнение высказала Министр просвещения РФ Ольга Васильева, выступая в ходе III-ей Международной конференции "Большие данные: новые возможности мониторинга в образовании". В частности, она заявила, что, по прогнозам ведомства, составленным, с использованием больших данных, к 2029 году нехватка педагогов-предметников может составить почти 200тыс.чел.

Наметилась серьезная нехватка педагогов по математике, информатике и иностранному языку–именно по тем предметам, которые, сегодня, и определяют наиболее успешные и востребованные направления в профессиональной деятельности. В. Уханов привел высказывание О.Васильевой: «Если не улучшить условия труда, то, через 10 лет, в российских школах некому будет работать.У нас официально более 120 вакансий. Но, с учетом скрытых и того, что учителя работают на 1,5–2 ставки, получится не менее 350–400», -подчеркнул выступающий.

Что касается молодых педагогов, то, в настоящее время, в школе работает порядка 5,5% от общего числа учителей в России. В РА молодых учителей-около 9%.

Педагогические вузы каждый год выпускают тысячи молодых специалистов, только этот мощный поток выпускников доходит до школ тоненькими ручейками. И если в г.Москве более половины выпускников педагогических факультетов ищет работу в науке и образовании, то, в среднем по России, эта цифра значительно ниже-всего 27%. У нас, по данным нашего университета: 2016 год–19,85%, 2017-17,65%, 2018-12,3% в первый год. Объясняется это большим разрывом в заработной плате. Если в г.Москве педагог может чувствовать себе довольно уверенно, при средней зарплате в 100 000 рублей, то сумма в 20тыс.руб.-30тыс.руб. в регионах, конечно же, не является достойной оплатой труда.

"У нас средняя зарплата по экономике-26,3тыс.руб., а у учителей, по данным Минобразования 22,5тыс.руб., -заметил парламентарий. -Реальный мониторинг показывает, например, в райцентре за 20 часов молодой учитель получает на руки 15,5тыс.руб. Несправедливо, что до МРОТ по этой системе НСОТ мы натягиваем искусственно, а качественно работающим-не доплачиваем, т.к. стимулирующие-мизерные".

Как отметил депутат, Министр просвещения Ольга Васильева считает, что непомерная нагрузка по 36 часов, горы тетрадей, всевозможные проверки и отчеты, подготовка к ГИА–всё это приводит к творческому выгоранию и полной неспособности учителя развиваться и повышать свою квалификацию. Единственное, за что бьются педагоги–это часы, поскольку дополнительные часы дают возможность, хоть как-то, свести концы с концами.

"Те меры социальной поддержки молодых педагогов, которые существуют сегодня, не спасают ситуации-как правило, через два-три года, они уезжают в поисках лучшей доли в большие города. Сегодня, надо понять одно–если в регионах будет уменьшаться количество квалифицированных педагогов, то это скажется на уровне образования и темпах развития российских регионов, в целом", -подытожил законодатель.

Вячеслав Уханов озвучил решения профильного комитета, где рекомендовано Правительству РА по улучшению методики и увеличению размера оплаты труда работников образования, на принципах справедливости и прозрачности. Установить единый и достойный норматив стимулирующих выплат; подготовить и внести на рассмотрение расчеты по увеличению срока выплат ежемесячных надбавок молодым специалистам-педагогам, установив период с трех до пяти лет, рассмотреть вопрос по установлению денежной надбавки к заработной плате, для учителей математики, иностранного языка.

Парламентарий попросил над выполнением этих решений совместно Правительством региона активно поработать.

В ходе рассмотрения этого непростого вопроса депутаты республики А.Иташев, Е.Асканаков, В.Ромашкин, А.Тулебаев, С.Попова, У.Альпимов, Н.М.Малчинов, А.Тызрашев высказали свои предложения.



(пресс-служба ГС-ЭК РА)
 
c_200_150_16777215_00_images_stories_2019_pravchas_05.03.19_bolt1.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2019_pravchas_05.03.19_boltst1.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2019_pravchas_05.03.19_rom.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2019_pravchas_05.03.19_ek.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2019_pravchas_05.03.19_pop.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2019_pravchas_05.03.19_alp.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2019_pravchas_05.03.19_ukh1.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2019_pravchas_05.03.19_ukh2.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2019_pravchas_05.03.19_itash.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2019_pravchas_05.03.19_gigek.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2019_pravchas_05.03.19_nechst.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2019_pravchas_05.03.19_zal.jpg