4 октября 2012 года Общественная палата Республики Алтай в Большом зале Правительства Республики Алтай провела круглый стол по теме: «Бюджетный федерализм и децентрализация власти». В его работе приняла участие вице-спикер республиканского Парламента, Председатель Комитета по бюджету и налоговой политике Татьяна Гигель.
В своем выступлении Татьяна Анатольевна заметила, что выбранная для круглого стола тема—одна из наиболее актуальных и сложных на современном этапе развития российской государственности. Но поскольку разговор по практической части реального воплощения принципов бюджетного федерализма в Республике Алтай, как субъекта РФ,—прерогатива Министерства финансов республики, свой доклад она построила на политическом анализе общей законодательной базы рассматриваемой тематики.
Вице-спикер в своем выступлении подчеркнула, что в соответствии с Бюджетным посланием Президента страны о бюджетной политике в 2013-2015г.г., проектом федерального бюджета на этот период, внесенного буквально на днях в Государственную Думу, меняется сам принцип формирования бюджета, суть которого заключается в целевой направленности, т.е. формирование бюджета в настоящее время идет на основе целевых программ. В этой связи предполагается, что целевыми программами будут являться программы социально-экономического развития региона.
В связи с этим важным элементом бюджетного федерализма может стать новая модель межбюджетных отношений, основанная на формировании целевых программ развития регионов, и направленная на укрепление демократических основ государства, децентрализации власти, как способа обеспечения общенациональных интересов и политической стабильности в условиях федеративной России.
По мнению Татьяны Анатольевны, сущность института бюджетного федерализма как институционального фактора социально-экономического развития раскрывается через основные его принципы:
1)закрепление за каждым уровнем власти собственных доходных источников и права самостоятельно определять направления регионального развития в рамках действующего законодательства.
2)соответствие объема расходных обязательств, возложенных на каждый уровень власти доходным полномочием (например, содержание и ремонт сельских дорог, а также многое другое);
3)повышение взаимной ответственности органов власти Российской Федерации, регионов и местного самоуправления за соблюдение обязательств по межбюджетным отношениям.
Татьяна Гигель считает, что степень автономности регионов не должна определяться личностными отношениями между руководством страны и тех или иных регионов. А современный механизм межбюджетных отношений между Российской Федерацией и ее субъектов требует доработок в области нормативно-правовой базы, принципах построения действующего механизма разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, составе и структуре доходов бюджета субъекта, способах бюджетного выравнивания.
Вице-спикер высказала свою точку зрения по вопросам децентрализации власти, из которой вытекает и децентрализация бюджетных полномочий. На ее взгляд, передача полномочий должна происходить не только сверху вниз. Необходимо, чтобы передаваемые уровнем власти полномочия имели максимально возможный статус собственных полномочий. Передача полномочий должна в обязательном порядке сопровождаться передачей источников финансирования, необходимых для их исполнения и т.д.
Особое внимание в своем выступлении Татьяна Гигель обратила на вопросы региональной политики. По ее глубокому убеждению данные вопросы неразрывно связаны с развитием муниципальных образований. Модернизация экономики также, как и оказание адресной социальной поддержки граждан, невозможны без активного участия муниципалитетов. Они должны иметь возможность влиять на формирование инвестиционного климата и решение социально-экономических вопросов на своих территориях.
Пресс-служба Госсобрания-Эл Курултай Республики Алтай