c_200_250_16777215_00_images_stories_2013_novosti_prochie_belekov60_ibel60.jpgИван Итулович Белеков–кандидат исторических наук, член Союза писателей России, секретарь регионального отделения партии «Единая Россия», Председатель Алтайского регионального отделения Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО–седьмой год возглавляет Парламент республики, который состоит из 41 депутата.

Сегодня, 20 марта, спикер отмечает свой юбилейный День рождения. Сегодня Иван Итулович наш гость.

-Иван Итулович, вы второй созыв подряд возглавляете Парламент республики-высший законодательный орган, который определяет законодательную политику региона. Нетрудно предположить, что быть  политиком в наше быстро меняющееся время нелегко, а тем более, депутатом, который постоянно чувствует ответственность перед своими избирателями.
-Парламентская деятельность только со стороны может показаться простой,  а по сути, имеет свою непростую специфику. Ведь депутат себе не принадлежит, поскольку является избранником народа и должен выражать чаяния и волю своих избирателей. Именно по этой причине сегодня уделяется большое внимание повышению роли Парламента, как представительного органа.

Ну а поскольку депутат-это глас народа, то в последнее время совершенно, на мой взгляд, справедливо делается упор на совершенствование такого важного направления парламентской деятельности, как контрольные функции. Избиратели должны знать, что сегодня делается на уровне власти при решении той или иной проблемы. А вопросы, как вы понимаете, возникают постоянно. На то и жизнь.

Если же говорить о законодательной, правотворческой деятельности, то я абсолютно убежден, что к разработке и принятию законов парламентарии не могут подходить с точки зрения технической работы. Закон, как выразился современный классик от политики, должен быть как  музыка в своем движении вперед, во всех аспектах жизнедеятельности. И в этой музыке не должно быть фальшивых нот. Так что, на современном этапе оценка законодательной работы должна идти не от количества принятых правовых актов и законов, а по тому, как каждый из них влияет на повышение качества жизни людей.

-В современном понимании  Парламент Республики Алтай очень молодой, поскольку перешагнул лишь двадцатилетнюю планку. А молодым свойственно ошибаться. Вот с этой точки зрения, какую оценку вы бы дали работе возглавляемого Вами органа?
-Действительно, Парламент у нас молодой. И правотворчеству, одному из сложнейших видов человеческой деятельности, приходится учиться, что называется, на ходу.

Но не следует думать, что свою работу мы начали с чистого листа. Истоки парламентаризма заложены в нашей истории, когда формировалась Горная Дума, а затем-автономия. Просто теперь депутатская деятельность носит иной характер. В ней основной упор делается не на исполнение депутатских наказов, а на законотворчество. И, если рассматривать депутатскую деятельность с этой точки зрения, то можно смело сказать, что в этом направлении за прошедшие два десятка лет проведена огромная работа.

В Республике Алтай, фактически, сформированы все необходимые конституционные нормы, как полноправного субъекта Российской Федерации. В достаточной степени разработана законодательно-правовая основа региона. Так что, все происходящие в республике социально-экономические процессы имеют законодательное сопровождение. Нынешнюю ситуацию можно охарактеризовать еще более емко: законотворческая деятельность приобрела системный характер.

егодня в адрес депутатов можно услышать критические замечания, в том числе и за принятие малоэффективных законов. Как Вы к этому относитесь?
-К любой критике, пусть даже несправедливой, человек во власти должен относиться с большим вниманием и анализировать свою деятельность. Критические замечания по поводу неэффективности ряда законов  избиратели не раз высказывали нам при встречах в округах, во время проведения Дней депутатов в районах и городе, на приемах граждан по личным вопросам. Мы их фиксируем, анализируем и стараемся исправлять по мере сил и возможностей. Но мой ответ будет неполным, если я этими словами ограничусь.

Политика от политиканства отличается тем, что исходит от данности, а не от желания понравиться, не от каких-то предпочтений. Именно на этом понимании: депутатская деятельность должна отвечать интересам людей,-большинство парламентариев и строит  отношения с избирателями. Поверьте, мы стараемся работать на результат. Имеющееся сегодня в республике законодательство позволяет строить дороги, школы, клубы, медучреждения, решать социальные вопросы. Но проблем много, и в один момент их не решишь при всем желании…

- Кем вы себя  больше ощущаете-политиком или поэтом, оказавшимся в политике, или же это единое целое в вашем сознании?
-Действительно, меня нередко спрашивают: вы-творческий человек, пишите стихи, книги и занимаетесь политикой, а это вещи, как бы, несовместимые. Скажу откровенно, что ни в одной из этих ипостасей мне не тесно. По долгу службы я был в числе тех, кто занимался созданием классического университета, проводил  конференцию «Единство этнического разнообразия–основа устойчивого развития Республики Алтай» и многое другое.

И знаете, я воспринимал всю эту деятельность, как потребность, как  внутреннее состояние своей души. Мы приняли законы "О нематериальном наследии Республики Алтай", "О развитии туризма", «Об отгонном животноводстве». Не знаю, как для других, а для  меня они своего рода творчество, поскольку совпадают с моим внутренним мироощущением. Ведь каждый из них нужен людям. Имея немалый для жизни человека опыт работы в политике, очень трепетно отношусь к таким понятиям, как «стабильность», «взаимопонимание», «сохранение межнационального, межконфессионального согласия». Без них движение вперед невозможно. А делить: здесь я-политик, а здесь-поэт, нет, этого я не делаю.

-В последние годы противостояния между двумя ветвями власти–законодательной и исполнительной-не стало. На ваш взгляд, это проявление слабости депутатского корпуса, нежелающего  «портить» отношения с Правительством, или это своеобразный тактический ход?
-Если депутаты не размахивают «красным флагом», это совершенно не значит, что Парламент ослабел. Скажу откровенно, я благодарен Главе РА А.В.Бердникову, что нам сообща удалось выработать политику конструктивного взаимодействия. При этом, будет неверно думать, что между двумя ветвями власти нет каких-то споров или проблем. В практике наших взаимоотношений все бывает. Только они идут от желания найти пути решения того или иного вопроса или проблемы. В этой связи, как не вспомнить высказывание великого французского мыслителя Монтескье, который говорил, что «законодательная и исполнительная ветви власти существуют для того, чтобы не было злоупотребления властью».


Я уже говорил, что в последнее время происходит  усиление контрольных функций представительной власти. Исходя из возложенных избирателями полномочий, эти вопросы становятся приоритетными в депутатской деятельности. К ним мы обращаемся все чаще. Надеемся, что эта форма работы поможет искоренению всякого рода финансовых, административных, правовых  нарушений. В этом, безусловно, есть разумное начало, разумные подходы. Что же касается взаимодействия, то от него может быть получен только позитивный эффект.

-Вы прошли первый жизненный круг, и если бы Вам предложили прожить жизнь заново,  стали бы изменять прошедший ход событий?
-Жизнь состоит из череды случайностей. Вот, допустим, я случайно в своей деревне встретил директора областной национальной школы Василия Константиновича Плакаса, который занимался набором учеников по всей области. Не произойди этой случайности, где бы я сейчас был, неизвестно. И таких примером я могу привести много. Поэтому начинать все заново? Нет, не вижу смысла.

Да и чем старше становлюсь, тем чаще думаю, что все предопределено, как мы сегодня говорим, свыше. Жизнь нас испытывает постоянно. Мы делаем ошибки, набиваем себе шишки, чтобы потом уже не совершать неправильных действий. И в момент испытаний очень важно определить для себя, что важно и значимо, а что нет. Будучи своего рода фаталистом, в то же время верю, что человек делает свою судьбу сам, поскольку выбор остается всегда за ним: поступать так или иначе. Думаю, что получи я такую возможность-поменять свою судьбу, то ничего менять не стал. Даже совершенные ошибки, упущенные возможности или какие-то недоработки. Ведь  спустя определенное время они стали достоинством в том плане, что, благодаря им, были приняты уже на  другом уровне правильные действия и решения.

-Иван Итулович, кем вы себя ощущаете по большому счету–алтайцем, русским, россиянином?
-Убежден, кем бы мы ни были сегодня в нашем Отечестве: алтайцами, тувинцами, бурятами, хакасами, якутами,-мы должны осознавать, что являемся представителями Великой Русской цивилизации. А еще надо понимать, что наступает момент объединения внутренней энергетики народов. Говоря о евразийском сознании россиян, в одном из своих последних выступлений Президент страны В.В.Путин сделал акцент на теории пассионарности Л.Н.Гумилева. Так что, нет ничего удивительного в том, что в общении с родными и всеми земляками я ощущаю себя алтайцем, где-нибудь в г.Москве–россиянином, а за рубежом–русским. Когда о себе думаешь так, то работаешь на созидание страны и каждого народа в отдельности внутри нашего многонационального государства.

-Алтай для Вас–малая родина или что-то иное?
-Алтай для меня не просто место рождения. Это не только земля, где жили мои родители, живут родственники или где живу я. Алтай для меня-прежде всего, великое духовное состояние, которое заполняет весь смысл жизни. В традиционном миропонимании алтайцев есть такая фраза "Алтай-Кудайым"-"Алтай мое божество".  Думаю, лучше о моем Алтае не скажешь.

-Вы седьмой ребенок в семье. Как сказала ваша сестра, Вы были любимчиком у своей мамы и любили ее безмерно, боготворили отца-фронтовика. Ставя перед собой задачи, преодолевая трудности, добиваясь успехов,  в какой-то мере свершенное  мысленно вы адресуете своим родственникам, сверяете свои мысли с их миропониманием? Вам хочется, чтобы они вами гордились?
-Мои родители уже ушли в мир иной, но их духовное состояние, их энергетика всегда во мне присутствует. В минуту радости или горести негласное общение с ними дает какую-то внутреннюю силу. Нас в семье воспитали таким образом, что и старшие и младшие чувствуют родство душ, никогда не оставят тебя наедине с бедой.

-Ваши родители были простыми чабанами, их труд бы нелегким, особенно в период сакмана. Эту тяжелую жизнь вы ощущали на себе?
-Я свое детство вспоминаю как сказку, как что-то очень светлое, наполненное радостными звенящими чувствами. Сказать, что они были прирожденными психологами… Нет, слишком возвышенно это звучит. Просто они очень любили всех нас и хотели, чтобы мы выросли хорошими, работящими людьми.

Помню, как рано утром меня мама будила и говорила: «Просыпайся, вставай, балам, там в логу кукушка поет, иди, посмотри на нее». Я, естественно, подскакивал и бежал в лог. Интересно посмотреть на кукушку и послушать, сколько лет жизни она тебе накукует. И, как бы между прочим, выполнял полученное ненароком задание–пересчитать и отогнать телят. Вот она, народная этнопедагогика в действии, которая учила меня, будущего школьника, трудолюбию и… математическим навыкам.

Естественно, жизнь не стоит на одном месте, сегодня совершенно другие понятия, другие ценности и т.д. Но ценности из моего детства, они мне очень дороги.

-Иван Итулович, вы со своей супругой прожили уже много лет. Учились вместе в одной школе. На ваш взгляд, есть какое-то предопределение свыше вашим отношениям?
Александрой Модышевной мы учились вместе в областной национальной школе. Наше знакомство было какое-то очень интересное, точнее, ощущения от него. При вопросе: ты откуда?-она мне сказала, что из Хабаровки. Я тут же вспомнил, как мама  ездила в Хабаровку и привозила оттуда очень вкусный мед. В те годы хабаровский мед из акации считался одним из самых вкусных и сладких на Алтае. И этот вкус сладости меда и Шура слились для меня в единое целое. Только тогда я этого предопределения свыше не понял, конечно, и не подумал, что мы друг другу дарованы судьбой…

-Ваша мама приезжала к вам в Москву, когда вы были студентом?
-У нас  в семье была традиция-при возможности показывать родителям те места, где ты учишься или в данный момент находишься. Из этих соображений моя старшая сестра Зоя Итуловна во время зимних каникул, в январе (как раз, в это время, у нас в Литературном институте была зимняя сессия) повезла маму в г.Москву. При этом, меня никто об этом не известил. Сотовой связи не было, да и обычными телефонами мало кто пользовался в деревне.

Я готовлюсь к завтрашнему экзамену, вдруг в комнате общежития, что рядом с Останкинской башней, под вечер открывается дверь комнаты, и заходят мать  с сестрой. Мне показалось, что померещилось. Мама поняла мое состояние и говорит: «Не волнуйся, это мы, приехали тебя попроведовать». Для меня это было высшим моментом счастья. Сдав экзамен, я им показывал Москву. Мы ходили на Красную площадь, побывали во многих достопримечательных уголках столицы. Эту поездку мама вспоминала до конца жизни.

Помню, как обратно мы возвращались, на самолете на Алтай. Я смотрю в иллюминатор, а там огромная Луна. Я  говорю: «Мама,  пожалуйста, посмотрите на Луну». Она встрепенулась. Посмотреть так близко на Луну… По возвращении на Алтай земляки спрашивали у нее: «Татьяна Баятовна, что в Москве самого интересного увидела?». Она всем отвечала: «Я самого Бога из иллюминатора видела». У нас, алтайцев, Луна, Солнце-понятия божественные.

-Для каждого человека связь со своей землей, традициями, корнями  много значат. Как вы их подразделяете?
-Я человек по своему убеждению не религиозный. Но впитанные с молоком матери обычаи и традиции для меня священны. Все, что окружает меня с детства: речка, родник, земля–всё это священно. Так меня учили отец и мать, так думаю и я. Обычаи, традиции моего народа для меня незыблемы. Для человека, где он родился, это самое дорогое, как же в это не веровать….

Человек как духовное существо определяется корневыми началами. Так что, речка Арашан называется суу-бажы в с.Салдьяр, для меня она не просто речка, это как кровь, что течет по венам. Я  давно живу в г.Горно-Алтайске, бывал во многих красивейших уголках земли, но шум именно этой речки у меня в душе. Это мой дацан, или мечеть, или церковь. Если мы будем отрываться от этого, тогда разрывается пуповина, ведь человек рождается для того, чтобы чувствовать пульс, дыхание своей родной земли.

-Иван Итулович, вы можете вот так, сходу назвать  принципы, которым вы учили двух своих дочерей, теперь вот уже троих внуков, которых  стараетесь всегда придерживаться?
-Доброта и сострадание, на мой взгляд, составляют основу мироздания. Своими поступками я стараюсь показать детям и внукам, как важно быть также отзывчивым, порядочным и верным. В общении же с людьми, которые принесли мне немало неприятностей, я стараюсь им не уподобляться. Все, что мы совершили в жизни плохого, непременно возвращается, если не нам, то нашим детям.

Так давайте вершить добро!