c_200_270_16777215_00_images_stories_2013_deputaty_ekinterv.jpg22 марта в Государственном Собрании-Эл Курултай начнет свою работу научно-творческая конференция "Алтай в цивилизационном пространстве Евразии".

Почему именно на Алтае проводится  конференция по евразийству? Об этом наш разговор с директором Института Алтаистики им.С.С.Суразакова, депутатом Республики Алтай  Натальей Екеевой.

-Если вспомнить предысторию, то в 2004 году именно в г.Горно-Алтайске, в бытность Ивана Белекова Министром культуры РА, прошел Международный форум "Этнокультурное единство народов Евразии", посвященный Л.Н.Гумилеву.

Продолжением основной темы и идеи форума стало проведение международной научно-творческой конференции "Единое пространство культуры Евразии" в 2011 году в г.Якутске. Теперь тема по евразийству, как бы, вернулась на круги своя в Горный Алтай. Только теперь она будет рассматриваться через призму конкретно нашего региона: "Алтай в цивилизационном пространстве Евразии".

Предпосылок проведения этого мероприятия у нас достаточно. На сегодняшний день утвердилась устойчивое мнение, что Алтай веками  был центром взаимодействия индоевропейских, тюркских, угро-самодийских, тунгусо-маньчжурских народов. Он является средоточием  органического синтеза всех основных евразийских культурных миров. Причем, этот  синтез развернут в большой исторической перспективе. Так что, Алтай-это не только центр биоразнообразия, на что обращается особое внимание в наши дни, но и центр культурного разнообразия Евразии.

Именно труднодоступное  положение алтайских гор в значительной степени способствовали тому, что культурные слои здесь не "вымывались» "волнами" переселяющихся народов, как это происходило на равнине. Отсюда-устойчивость этнокультурных традиций, сохраняющих миропредставление многовековой давности.

-Наталья Михайловна, на сегодняшний день идеи евразийства стали  актуальными, этому явлению придает большое значение и Президент РФ В.Путин, но оно зародилось не сегодня и не вчера, не так ли?
-Действительно, евразийство, как явление, сформировалось в интеллектуальной среде  эмиграции в 20-е годы ХХ века и связано с именами Н.С.Трубецкого, П.Н.Савицкого, Н.Н.Алексеева, Л.П.Карсавина и других.

Но и их идеи возникли не на пустом месте. Возникновению этого направления способствовали мысли М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, Д.И.Менделеева. Для развития евразийских идей много сделали Н.К.Рерих и его сын, известный востоковед Ю.Н.Рерих. Конечно же, в этом ряду следует особо подчеркнуть имя Л.Н.Гумилева.

По теории Льва Николаевича, место развития определяет формирующуюся в ее пределах цивилизацию. Одним из таких мест является Евразия-самодостаточный "континент-океан". Сама природа предопределила возникновение на этой территории единой цивилизации. Ведь объединить евразийское пространство могут лишь народы, владеющие степью. Такой объединяющей силой выступили сначала тюрки, затем монголы и русские.

В течение столетий поликультурная целостность России, основанная на многообразии евразийского пространства, формировала позитивные традиции бесконфликтного сосуществования европейских и азиатских культур, в т.ч. и  на территории  Горного Алтая.  Евразийство, по  своей сути,-часть запада и востока. И Россия здесь выступает как собиратель земель, как многокультурное государство.

Что касается современной России, то она, прежде всего, преемница государственности, складывавшейся в занимаемых ею пространствах вот уже более двух тысяч лет. Ныне Россия–это своеобразная евразийская ось, состоящая из содружества тюрко-славянских народов, соединяющих собою Европу и Азию. В целом, это, как бы, Евразия в Евразии, отчего в интеллектуальных кругах страну нашу так и величают: Россия–Евразия.

Тревожные международные события последних лет с новой силой возвращают нас к проблемам  межкультурного общения для формирования в социальной среде толерантности. Современному миру, как мы убеждаемся,  необходим межкультурный диалог. В данной ситуации идеи о глубинных евразийских корнях звучат очень актуально. Как евразийцы в начале ХХ века искали ответ на многие волновавшие вопросы, подобная ситуация складывается сейчас.

Поэтому сегодня на примере Алтая, как полиэтнического и поликонфессионального региона, можно говорить о духовно-экологической цивилизации, где духовное начало превалирует над всеми. Надеюсь, что разговор на конференции получится деловым и послужит также к созиданию в межнациональных отношениях.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)