c_370_250_16777215_00_images_stories_2013_novosti_konferenztii_22.03.13_uchastniki.jpgС основным докладом на II Международной научно-творческой конференции «Алтай в цивилизационном пространстве Евразии»  выступила кандидат исторических наук, директор НИИ  алтаистики им.С.С.Сурзакова  Н.М.Екеева.

"Идеи евразийства, родившиеся в 20-е гг. XX в., -заметила Наталья Михайловна, -и в наши дни в условиях, когда тревожные события в мире с новой силой возвращают нас к проблемам межкультурного общения-понимания, толерантности и открытости, как никогда, востребованы.

Своеобразие географического положения Алтая, в значительной степени, определяет его особый статус в цивилизационном пространстве Евразии. Здесь зарождались и вступали в интенсивное общение коренные этносы Евразии: тюркский, славянский, монгольский, угро-финский. Алтай-прародина всех тюркских народов, о чем свидетельствуют многочисленные источники и археологические памятники".

c_370_250_16777215_00_images_stories_2013_novosti_konferenztii_22.03.13_ek.jpgНаталья Михайловна сделала экскурс в историю Алтая, на территории которого имеются памятники всех эпох, начиная с каменного века и кончая этнографическим прошлым.

Республика Алтай один из немногих регионов, в котором культурное наследие сохранилось не только в статусе «памятников» и «остатков старины», а представлено действующими объектами и является неотъемлемой частью жизнедеятельности проживающих здесь народов.

"Этносоциальные обследования, -заметила ученый, -проведенные исследователями института алтаистики им.С.С.Суразакова, подтвердили, что коренные этносы Горного Алтая отдают предпочтение ценностям своей традиционной культуры, высоко ценят доброжелательность, добрососедство, дружелюбие, взаимопомощь, гостеприимство, взаимоуважение, трудолюбие, любовь к детям и близким и т.д.". 

Основными факторами, сближающими людей одной национальности, названы родная земля, родной язык, традиции и обычаи, историческое прошлое и религия. Среди отличий между представителями коренных этносов были отмечены различия в языке (диалекте, говоре), традициях и обычаях. Но, вместе с тем, на вопрос «Что общего между коренными народами республики?» были названы те же вышеуказанные факторы: общая земля (территория), историческое прошлое, язык, традиции и обычаи.

Однако, в настоящее время ситуация в республике существенно и стремительно меняется. Наблюдаемый в настоящее время процесс глобализации, затронувший в той или иной мере и Алтай, ведет к унификации, практически, всех сторон жизни населяющих его народов, в т.ч. и их культуры. Под влиянием глобальных процессов стала расти открытость региона для внешнего мира и интенсивное взаимодействие с ним, что приводит к потере традиционных ценностей и образа жизни.

Сегодня предлагаются различные пути дальнейшего этнокультурного развития–и эта тенденция общая для народов Сибири, Дальнего Востока и Севера. Одни видят выход в традиционализме–это сохранение, возврат к существовавшим традициям, обычаям, образу жизни, хозяйствования, как бы, их «консервация», т.е. противопоставление отрицательным последствиям глобализации. Другие считают, что нужно развивать свою собственную культуру, не оставаясь в то же время в изоляции, формировать новый механизм культурной преемственности.

В настоящий момент нужно понимать, что в новой ситуации необходим новый механизм культурной преемственности. Сегодня речь идет не о возрождении традиционной культуры, что в принципе невозможно, а именно о становлении национальной культуры, соответствующей реалиям  XXI столетия.

По мнению Н.Екеевой, приоритет духовных и экологических ценностей над материальными, защита национальных святынь всех народов России–Евразии, всесторонняя поддержка культуры и образования–вот те основополагающие евразийские ценности, которые могут объединить все народы и устремить их к лучшему совместному будущему. Как отмечалось на Международном Гумилевском Форуме «Этнокультурное единство народов Евразии» (июль 2004 года, г.Горно-Алтайск), «Здесь самой жизнью реализуется на практике высокий принцип «евразийское единство через культуру».

Месторазвитие евразийской цивилизации

c_370_250_16777215_00_images_stories_2013_novosti_konferenztii_22.03.13_suraz.jpgВ своем выступлении по теме «Полюса евразийского континента» кандидат исторических наук А.С.Суразаков обратился к теории Л.Н.Гумилева об этно-культурном местроразвитии. "Если поднять ее на общематериальный уровень, -заявил Александр Сазонович, -и перевести на цивилизационную волну, то можно заключить, что евразийский материк играет роль месторазвития евразийской цивилизации.

И, если следовать возникшей в конце прошлого века теории единства разнообразия, в разработку которой наш республиканский интеллект внес весьма значительный вклад, то можно заключить, что Евразия представляет собой  единый природно-социальный организм, в котором все органически взаимосвязано и системно-взаимосвязано функционирует"
.

Эллада и Алтай: культурные параллели

c_370_250_16777215_00_images_stories_2013_novosti_konferenztii_22.03.13_egor.jpg Доктор исторических наук А.И.Егоров, проживающий в Греции, выступил с докладом «Эллада–Алтай: от Геродота до наших дней», в котором, в частности, провел параллели между поэмами Гомера и героическими сказаниями кайчы Н.Улагашева.

У Гомера, по его мнению, есть мотивы Алтая, запечатленные в наскальных рисунках Калбакташа и Елангаша.

Слепой Гомер и слепой Улагашев соединили эпическое полотно своих народов.

Он напомнил собравшимся, что именно на афинской арене приобрел в спортивном мире общемировое значение Иван Самтаев, став  обладателем Кубка мира. А Микис Теодоракис стал одним из почитаемых духовных образов поэзии алтайского поэта Паслея Самыка. "Ваш национальный театр, -заметил ученый, -в своем оформлении имеет элементы  стиля и орнамента …Эллады и Азии. И это проявляется явно и зримо. Совершенно неслучайно европейский ученый Тадеуш Ковальский еще в 19 веке заявил, что в человеческой цивилизации Алтай и Аравия явятся памятниками и древними очагами письменной поэтической традиции. Он имел в виду древнетюркские рунические  письма и арабский алфавит".

Евразийство, как красивый сосуд

Профессор, Министр культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Андрей Борисов рассказал о проектах культурного пространства Евразии.

По словам Андрея Саввича, евразийская культура за тысячелетия перетерпела большие изменения и прошла разные стадии: от распада до собирания. А.Борисов, как представитель якутского народа, евразийскую культуру представляет красивым сосудом, который в результате всяких c_370_250_16777215_00_images_stories_2013_novosti_konferenztii_22.03.13_borisov.jpgкатаклизмов, разбился. "Но ничего нет прочнее, чем осколки такого сосуда", -считает он.

И данная конференция, по его мнению, также выступает в роли собирательницы осколков этого сосуда, таким образом, в разных регионах, от Якутии до Алтая, создаются такие сосуды, внутри которых заложена генетическая память, которую мы хотим восстановить.

Сейчас люди с Сибирского региона, встречаясь, спрашивают друг друга: "Ты с какого Алтая?". Придет время и мы будем спрашивать друг у друга: "С какой ты Евразии?",-с надеждой отметил Андрей Саввич.

Далее А.Борисов рассказал, что во исполнении рекомендации I Международной научно–творческой конференции «Единое пространство культуры Евразии» (2–3 декабря 2011 года, г.Якутск) был принят ряд решений на региональном уровне, в т.ч. о создании гранта Президента Саха-Якутии, также были разработаны несколько проектов, как живительного источника евразийской культуры, в результате которого происходит новое осмысление евразийства.

Теорию евразийства, как об своеобразного явления, очень хорошо сформировал его главный идеолог Петр Савицкий. Он четко отметил, что Россия-единое пространство евразийского мира (при этом, объединяя собой огромное пространство: Тибет, Кайлас, Байкал, Алтай).

В последнее время руководители Российской Федерации поднимают вопросы об Евразийском экономическом союзе, предпринимаются большие шаги на пути консолидации евразийского пространства. Несомненно, будут объединяться бывшие республики СССР-страны СНГ. "Вместе с тем, любое начинание основывается на универсальной идеологии, -заметил Андрей Саввич. -Поэтому, нам необходимо сегодня дать экономическому союзу духовную опору. Иначе, в век  глобализационных процессов, могут быть сведены на нет все наши культурные истоки".

В Саха-Якутии в течении 20 лет реализуется модель формирования народной культуры в виде развития игры на комусе-варгане и Олонхо-эпического сказания. Тем самым, предприняты меры по сохранению Олонхо и комуса, которые основываются на духовной идентичности. "Поэтому объединительная идея возврата к нашим истокам может стать универсальной идеологией хождения со стороны Алтайских седых гор в сторону Европы, из региона в регион, из города в город", -такими словами закончил свое выступление известный режиссер Андрей Борисов.

Об евразийстве с позиции образования

c_370_250_16777215_00_images_stories_2013_novosti_konferenztii_22.03.13_zemlyuk.jpgДоктор юридических наук, профессор, ректор Алтайского государственного университета (г.Барнаул) Сергей Землюков рассказал о процессе интернационализации в системе образования на евразийском пространстве.

Сергей Валентинович отметил, что сегодня о евразийском пространстве говорится с позиции Большого Алтая (с Алтайских гор до Центральной Азии), где сохранились очень серьезные внутренние содержательные корни. Очень актуальными остаются не только культурное сотрудничество, но образовательное сотрудничество на Евразийском континенте.

В связи с изданием Указа Президента РФ о национализации образовательного процесса российских вузов, перед вузами встала  серьезная задача по дальнейшему их развитию. 2009 году губернатор Алтайского края Александр Карлин представил тогдашнему Президенту РФ Дмитрию Медведеву проект создания на базе Алтайского государственного университета Азиатского федерального университета.

После посещения Президента РФ в 2011 году Молодежного форума в Алтайском крае началось продвижение по его созданию. Азиатский международный университет создается как международно-ориентированный образовательный и российский культурный центр, способствующий  продвижению русского языка и культуры.

Создание федерального университета позволит увеличить миграционный поток с Азиатских стран в регионы СФО. Тем самым, по мнению, Сергея Землюкова, Алтайский край и Республика Алтай смогут стать своеобразным "мостом" Европейско-Азиатского и Центрально-Азиатского регионов, плацдармом  сотрудничества России с Азиатскими странами.

От Кангая до Алтая: мы-все евразийцы

Эл Башчы алтайского народа, Народный писатель Республики Алтай, академик РАЕН, Секретарь Правления Союза писателей России, г. Горно-Алтайск Бронтой Бедюров подробно остановился на истории Алтая в контексте евразийской цивилизации.

c_370_250_16777215_00_images_stories_2013_novosti_konferenztii_22.03.13_bedyur.jpgБронтой Янгович начал свое выступление со слов, что на сегодняшний день тема евразийства забалтывается.

Евразийство зародилось в среде русской эмиграции, когда лучшая часть передовых умов, из-за революционных событий и гражданской войны, оказались за рубежом.

"Лев Гумилев называл себя последним евразийцем, но, вернее, его надо называть единственным евразийцем в годы советской власти, -сказал Эл Башчы алтайского народа. -В те времена его имя нельзя было упоминать.

Я застал эти времена будучи аспирантом Института востоковедения. Гумилев был на Алтае единственный раз в 1949 году, будучи студентом, он участвовал в археологических раскопках. До Гумилева, пока не вышли его фундаментальные труды, мы очень плохо знали свою историю, не знали, что означает этноним "тюрк".

Надо отметить, что мы-алтайцы являемся прямыми предками тюркских народов. Между тем, 200 миллионный тюркский народ использует это самоназвание".


По мнению Б.Бедюрова, истины тюрков очень легко отличить от остальных тюркских народов. Только у них сохранился родной язык и существует родо-племенной состав. Численность коренных тюрков  сегодня составляет 1 миллион. Это, прежде всего, якуты, алтайцы, тувинцы и хакасы.

На сегодняшний день в России из терминологической путаницы понимание «Алтай» географически сузилось. Люди, к примеру, говоря о г.г.Томске, Красноярске, Новосибирске, даже не понимают, что проживают в разных частях Алтая. Но в миллиардном Китае маленький кусочек Алтая очень хорошо используют  и, в то же время, его очень хорошо оберегают.

Поэтому, на сегодняшний день актуальным становится сохранение культурно-исторического, духовного составляющих. Иначе, память народа обречена на вымирание. Мы в российской части Большого Алтая обладаем огромным духовным богатством, мы-евразийцы, нам ненавистны принципы кровавого Рима: "разделяй и властвуй".

"Поэтому хотелось бы вместо узкого понятия «конгресс тюркских народов» перейти к определению, соответствующему нынешнему времени «Ассоциация алтайских народов Евразии»,-сказал Б.Бедюров.

После обеда работа конференции продолжилась по секциям.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)