c_390_250_16777215_00_images_stories_2020_krstoly_18.02.20_syrykh.jpgДелясь своим видением на проблемы в лесной отрасли, предприниматель и, одновременно, директор Некоммерческого партнерства «Союз лесопромышленников Республики Алтай» Георгий Сырых в своем выступлении сделал акцент на развитии лесного производства, начиная с 2000 года.

С 2000-2008 годы идёт уверенный подъём, производства расширяются, внедряются новые технологии переработки древесины, увеличивается количество занятого населения. В 2008 году вступает в действие новый Лесной кодекс, производство снижается, но ещё продолжает работать. С 2014 года производство начинает стремительно падать, количество рабочих мест сокращается. Идёт резкое сокращение объёмов производства. Предприятия работают, в условиях выживания. С 2018 по 2020 годы идёт массовое закрытие предпринимательской деятельности. В с.Каракокша из 20 предпринимателей, занимающихся заготовкой и переработкой древесины закрылось 18 частных производств.

Предприниматель задает себе вопрос: «С чем это связано?». И тут же отвечает: "А связано это с тем, что на общем фоне стагнации экономики, в целом по стране, идёт планомерное удушение малого бизнеса в лесной отрасли, с помощью новых поправок к Лесному кодексу и других нормативно-правовых актов. Например, в 2018 году вышел отраслевой приказ №626 Министерства природных ресурсов РФ о запрете проведения рубок ухода в орехо-промысловых зонах, и, как результат, автономные учреждения «Каракокша Лес», «Иогач-Лес» и несколько частных компаний, в т.ч., вынуждены были отказаться от аренды и приостановить свою деятельность. В дальнейшем, частные компании закрылись, а «автономки» остались без лесосечного фонда".

В 2019 году этот приказ был внесён, как поправка в Лесной кодекс, только ещё с большим ужесточением-запретить в орехо-промысловых зонах, вообще, все виды рубок, в т.ч. и санитарные. «Внесение этих поправок ничего общего с сохранением природы не имеет, т.к. рубки ухода с интенсивностью 10%-20% улучшают продуктивность лесов, повышают плодоношение кедра, и это-не голые слова, это доказано научно. В советские годы в Чойском и Турачакском районах работали представители науки-лесоводы Воробьёв и Титов. Воробьёв на базе Горно-Алтайского опытного лесхоза разработал правила рубок ухода за плодоношением кедра, которые безосновательно были запрещены в 2018 году», -заявил предприниматель.

В своем выступлении предприниматель отметил, что сегодня уже никто и не ответит, на каком основании под категорию защитности «орехо-промысловые зоны» в 1953 году перевели почти 60% хвойных лесов Чойского и Турачакского районов. Только, с тех пор, каждое лесоустройство их автоматически переводило в эту категорию, независимо от того, есть ли там, вообще, ценные или хвойные насаждения. До 2018 года это никак, практически, не отражалось на эксплуатационных характеристиках этих участков. По мере необходимости, там вырубались перестойные насаждения.

Выступающий высказал мнение, что введение таких вот поправок наносит огромный вред экономики республики. Расчётная лесосека в Чойском районе сократилась со 150 000м3 в год до 56 000м3, т.е на 2/3. Огромная площадь лесов выведена из расчётной лесосеки, и наши жители остались без работы и без средств существования. «Поймите, я-не сторонник тотальной вырубки лесов, но нужно грамотно распоряжаться богатствами наших природных ресурсов, в условиях кризиса особенно обдуманно нужно подходить к ограничительным мероприятиям, народ-то остался без работы», -заявил докладчик.

По словам Георгия Сырых, главным источником дохода в лесных посёлках является заготовка и переработка древесины, поскольку там просто заниматься больше нечем. А значит, мы не можем оставить людей без средств существования. Важно заметить, что политическая воля заставляет вкладывать огромные средства в сельское хозяйство РА, которое, в условиях горной местности, вообще, не рентабельно, а 2 района, где, кроме заготовки и переработки древесины, заняться, практически, больше нечем, не получают совершенно никакой поддержки.

Предприниматель считает, что аналогичная ситуация сложилась и с погибшей ветровально-буреломной древесиной, которая выписывается только через размещение акта-Санитарно-оздоровительного мероприятия, для всеобщего ознакомления в интернете. «Причём, абсолютно без разницы-одно дерево нужно убрать или 1 000м3. Эта процедура растягивается только по нормативам на 72 рабочих дня, а по факту, занимает около 3 месяцев. Обязательное условие, чтобы лесопатолог из г.Барнаула лично засвидетельствовал факт ветровала, а когда он приедет?! Обычным ответом является: «Нет денег на поездку»», -отметил выступающий.

"В процессе обработки материалов, -продолжил Георгий Сырых, -место ветровала посетят, как минимум, три раза разные специалисты, для того, чтобы собрать полный пакет разрешительных документов. Это гораздо дольше, чем выписать, для заготовки, здоровый живой лес на корню. Почему у нас в республике нет своего специалиста лесопатолога? Эти вопрос мы поднимаем на каждом мероприятии, никто нас не слышит и не хочет решать эти несложные задачи".

"Пока решается вопрос с бюрократией, жизнь в тайге идёт своим чередом. Ведь всего одного месяца достаточно, что бы короеды заселили мёртвое дерево своими личинками и сделали ее непригодной, для производства ценных изделий. В лучшем случае, ее можно использовать, для строительства сараев. Так что, после получения разрешительных документов, лесозаготовитель, вместо деловой древесины, забирает, практически, уже дрова. В масштабах нашей страны мы теряем миллиарды рублей от таких законов", -сказал предприниматель.

Сырых предложил срочно отменить волокитную процедуру по выписке ветровально-буреломной древесины, сделать её решаемой на местах и в короткие сроки и мелкому отпуску древесины-до 30м3 по упрощённой схеме, для нужд местного населения. А также, для оперативной работы, ввести единицу лесопатолога при Министерстве природных ресурсов республики.

На его взгляд, есть необходимость уже в этом году срочно провести лесоустройство, хотя бы на территории двух лесных районов-Чойском и Турачакском. Лесоустроители могут вывести из орехо-промысловых зон многие насаждения, которые, по факту, не являются орехо-промысловыми зонами. Это позволит, хоть немного, но увеличить расчётную лесосеку.

«Часто можно услышать, что, для переработки древесины, в республику нужно привлечь крупного инвестора, я, как практик, вам отвечу, что потенциала существующего местного лесопромышленного комплекса, для республики, вполне достаточно. Небольшие перерабатывающие компании с относительно небольшим оборотом лучше справятся с этой задачей. Нужно оказывать дополнительную государственную поддержку тем компаниям, которые своим приоритетом ставят полную, безотходную переработку древесины!», -заявил предприниматель.

В своем выступлении Георгий Сырых также поинтересовался, почему созданная в регионе Концепция развития лесной отрасли так и не заработала, хотя на её создание были затрачены бюджетные деньги, силы и время участников. На его взгляд, пора более пристальное внимание обратить на лесовосстановительные мероприятия.

"Мы, с коллегами, считаем, что назрела необходимость провести реорганизацию Министерства природных ресурсов и выделить в отдельное Министерство лесное хозяйство и возглавить его должен человек, имеющий соответствующее образование и опыт работы в лесопромышленном комплексе, который сможет собрать команду профессионалов. Только таким образом мы сможем восстановить потенциал в лесном комплексе республики!", -подытожил предприниматель.



(пресс-служба ГС-ЭК РА)