c_200_280_16777215_00_images_stories_2013_gitaint04.jpgСегодня состоялось заседание Комитета по бюджету и налоговой политике, на котором депутаты  внесли ряд изменений в законы Республики Алтай, в т.ч. «О межбюджетных трансфертах в Республике Алтай».

О существующих  проблемах в муниципальных образованиях, и как на них  повлияет видоизмененный закон? Об этом сегодня наш разговор с председателем Комитета по бюджету и налоговой политики, вице-спикером республиканского Парламента Т.А.Гигель.

-Татьяна Анатольевна, местное самоуправление, иначе  называемое «институт народной власти», в нашей стране начало внедряться с конца 90-х годов ушедшего столетия. Как вы считаете, проведенная административная реформа привела к ощутимым результатам с точки зрения перенастройки системы управления в  республике?
-В соответствии с Конституцией страны и нашей республики народ осуществляет власть «непосредственно, а также через органы местного самоуправления». В идеале местное самоуправление дает населению и органам местного самоуправления конституционное право самостоятельно решать свои проблемы.

Но, к сожалению, пока еще, жители, да и мы, представители органов власти, в т.ч. и муниципальной, оказались не готовыми воспользоваться в полной мере этим правом. Местное самоуправление продолжает считаться структурным продолжением государственного аппарата. И это не вина наших людей. Это общая наша беда.

Ведь в нашем обществе эта форма власти, закрепленная 131 законом «О местном самоуправлении», качественно новая. Подобной формы управления в  стране не было никогда. Крестьянские общины не в счет, поскольку они имели несколько иную направленность. А потом есть и много других сложностей. Начнем хотя бы с той, что до сих пор  в обществе нет четкого понимания, что такое муниципалитет и как следствие, как эту форму власти применять на деле.  Не могу не обратить внимание еще на один не менее важный, на мой взгляд, момент- недостаточную финансовую базу в самих органах местного самоуправления.

-А почему, на Ваш взгляд, такое произошло? Времени с момента принятия закона "О местном самоуправлении" минуло немало-более 20 лет, а мы, все еще, рассматриваем эту форму управления, как «встающие на ноги»?
-Причин тому много. Одна из них кроется в том, что на первоначальном этапе, в период становления, органы государственной власти просто побоялись отдать все необходимые ресурсы муниципалитетам, хотя закон «О местном самоуправлении» это предусматривал. Возникновение муниципальной власти пришлось на непростые 90-е годы. Заполучив все ресурсы в период политической нестабильности-и человеческие, и экономические,-муниципальная власть могла неправильно воспользоваться своей самостоятельностью. Стать просто мало управляемой. А это могло обернуться немалыми проблемами, как на местах, так и в государстве, в целом.

-Выходит, что мы стали свидетелями непоследовательной государственной политики? Когда, с одной стороны декларируется самостоятельность муниципалитета, а с другой идет серьезное ее ограничение в средствах и правах.
-Так может показаться на первый взгляд. А если к вопросу подходить объективно, то переходный момент был необходим. Плохо другое, что создавшаяся  ситуация неправомерно затянулась. И причин тому немало.

В первую очередь, это относится к финансированию не в полном объеме переданных полномочий, отсутствие собственной налоговой базы, организационные и кадровые вопросы, и, как говорится, многие другие субъективные и объективные причины.

Вообще, не хотелось бы теоретизировать и критиковать по этому вопросу, потому, что это всегда проще и легче. Но и замалчивать проблему нельзя, поскольку мы все понимаем, что существует прямая зависимость: состояние дел в каждом муниципальном образовании непременно отражается на общем самочувствии региона в целом. А у нас у всех одна задача-повысить уровень жизни в каждом муниципальном образовании, в т.ч. и помощью усовершенствования нормативно-правовой базы.

атьяна Анатольевна, а сегодня ситуация  меняется в лучшую сторону?
-Мне думается, что да. И большим подспорьем в этом должен послужить принимаемый нами законопроект, который будет напрямую касаться межбюджетных трансфертов. Ведь, чего греха таить, зарабатывать средства и становиться, так называемыми, донорами, сегодня невыгодно.

В настоящее время межбюджетная политика строится так, что чем больше район зарабатывает собственных средств, тем меньше приходится на его долю субсидий. Строго работает порядок и методика распределения дотаций по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных районов. Или говоря, простым языком, тот же город, Майма, Чемал, которые всерьез работают над повышением налогооблагаемой базы, оказались «заложниками ситуации»-в невыгодных в сравнении с другими районами условиях.

Вроде бы, налогооблагаемая база растет, а стимулирующая основа отсутствует. Ведь соседу, который еще только в проекте держит работу над увеличением налогооблагаемой базы, бюджетом помогут залатать его дыры. Вполне логично звучит из уст руководителей донорских муниципальных образований  вопрос: зачем нам зарабатывать больше, если пользоваться заработанными финансами мы не можем в полной мере? Или говоря, простыми словами, увеличивать собственную налогооблагаемую базу необязательно.

Надеюсь, что после внесения ряда поправок в закон, в какой-то степени ситуация поменяется. Этому помогут вводимые дополнительные коэффициенты, учитывающие специфику муниципальных образований, таких как плотность населения, наличие жилого фонда, коэффициент стоимости предоставляемых услуг, расчетный удельный вес расходов на коммунальные услуги, продолжительность отопительного сезона, стоимость фиксированного набора товаров и услуг в среднем по республике и другие индексы бюджетных расходов и т.д.

Кстати, впервые муниципальным образованиям предоставляется возможность оставлять  дельту (разницу) между средним ростом налоговых доходов, заложенных при расчете, и своим более высоким темпом роста налоговых доходов.

-Т.е., мы становимся свидетелями, когда государственная политика по передаче части полномочий и соответственно ресурсов, в т.ч. и финансовых,  начинает последовательно реализовываться?
-Действительно в этом плане начались подвижки. Но здесь нужно всем понимать, что полученные ресурсы и полномочия—это не только благо. Это огромная ответственность. Здесь стихийности быть не должно. Тем более, что впереди огромная работа по организации грамотной кадровой политики. Новое время вынудит муниципалитеты искать людей, умеющих работать с деньгами, понимающих все механизмы расходования ресурсов в своей деятельности. Они  должны не только уметь, но, прежде всего, хотеть налаживать работу в реальном секторе экономики.

Тем более, что даже сегодня, когда налицо масса проблем в организации муниципальной власти, она свои резервы не исчерпала. Взять тот же сбор налогов на имущество, землю. В ее силах создать такие условия, что заниматься теневой экономикой станет себе дороже. Осуществить это на уровне муниципальных образований, где каждый человек виден, как на ладони, как говорится, сложно, но можно. Главное-быть принципиальным и последовательным. Да и пора подумать над стимулированием предпринимательства на местах более серьезно.

Представитель малого бизнеса, как и среднего, не должен чувствовать себя только обязанным власти. Тем более, что  у власти сегодня появились стимулирующие рычаги. Обеспеченность деньгами в нашем регионе беспрецедентно высока. Ежегодные вливания из бюджета на уровне республики в предпринимательскую деятельность немалые. Достаточно развитой становится кредитная система. Серьезные вложения делаются в строительство инфраструктуры, дорог. Хотя я реалист и понимаю, что очень часто именно эти направления—инфраструктура и дороги являются сдерживающим фактором развития экономики, когда привести из том же с.Ынырга молоко на молокозавод проблема. Молоковозы не выдерживают бездорожья— уже через год их можно списывать в утиль!!!

В республике сегодня немало делается для развития социального блока. Это, конечно же, неплохо. Но как финансист и просто как обыватель, понимаю, что только в эту сферу вкладывать средства занятие благородное и необходимое, но…  Мы должны серьезно думать о развитии реального сектора экономики. Ведь если мы не будем зарабатывать, то настанет такое время, когда содержать ее нам станет не по карману.

И такие примеры уже намечаются в том же Кош-Агаче. Огромную больницу мы там возвели, школу построили большую и просторную. А вот содержать эти учреждения местной власти уже сейчас сложно. Бюджет района дефицитен. Так что, хотим мы этого или нет, но жизнь заставит всерьез думать о дешевой энергетике, строительстве дорог, открытии производств и постановки развития сельского хозяйства на промышленный уровень, а также удешевлении строительства тех же социальных объектов.

Сегодня федеральная политика нацелена на то, чтобы расширять полномочия местной власти. И здесь без увеличения собственных доходов нам не обойтись. Так что, надо учиться не просто тратить деньги, а разрабатывать детальную стратегию развития поселений и муниципалитетов, намечать правильные ориентиры, куда эти ресурсы направлять. А этого, в подавляющем большинстве случаев, нет, хотя планы социально-экономического развития во всех муниципальных образованиях и селах, вроде бы, есть.

Не могу не отметить и такую деталь. Да, в плане ремонта и строительства социальной инфраструктуры на уровне всей республики мы, вроде бы, преуспели. Но недовольство людей почему-то растет. Значит, надо искать просчеты в организационных моментах, самой работе с людьми, с каждым человеком в отдельности.

-Что сегодня делается для увеличения финансовой базы муниципалитетов?
-Предоставляются, прежде всего, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, субвенции на выполнение переданных государственных функций, в социальной сфере. Передаются в местные бюджеты, полностью или частично, налоговые платежи, собираемые на соответствующих территориях и подлежащие зачислению в бюджет республики.

Устанавливаются дополнительные нормативы отчислений из налога на доходы физических лиц для местных бюджетов. Осуществляется финансирование за счет республиканского бюджета приоритетных расходных обязательств муниципальных образований. И такая практика будет действовать постоянно, а поступление средств в муниципальные бюджеты только расти.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)