maima1Сегодня. в Центре культуры с.Майма прошло торжественное мероприятие, посвященное славной дате-его 210-летию. На День рождение соберутся общественники, руководители учреждений и ведомств. Приводим некоторые исторические данные, которые позволяют убедиться, что село имеет богатую историю.

Село Майма возникло в 1810 году. Его название этнически связано с названием «найман» и алтайским «майма»-северный олень, в других переводах–"форель".

В 1810 году русские крестьяне, в поисках хороших земельных угодий Миней и Алексей Зяблицкие, Корчугановы, Калачиковы, Бедаревы, увидев обширную долину, с обилием кормов и близостью лесных массивов, основали с.Майма-Чергачак. Село делилось на две части. По левому берегу жили алтайцы, по правому-русские крестьяне. С самого начала русское село, год от года, разрасталось. Местные жители называли его Чаргычак. Считается, что произошло это слово от слова « чар»-вол. Другие относят это название к слову « чарык», т.е.пахота.

Часть села на левом берегу р.Майма, жители которого состояли из коренного алтайского населения, называлась "Майма".

Первыми пришли сюда крестьяне–бедняки, у которых не было ни имущества, ни лошадей. Приходилось на новых местах обрабатывать землю на коровах, запрягать их в телеги. Редко у кого пара волов имелась.

Поближе познакомившись с русскими, алтайцы узнали, что, не от хорошей жизни, русские крестьяне корову в соху и плуг ставят. Алтайцы решили помочь, как у них, в обычаях, было.

По весне, для вспашки земли, одалживали русскому соседу лошадь и, по осени, урожай помогали вывозить. Ну, а русские алтайцев угощали калачами и пирогами. Раньше, алтайцы хлеб ели мало. Сеяли только ячмень, из него толкан готовили, лепешки пекли. Постепенно, стала налаживаться торговля между русскими и алтайцами. Алтайцы русским скот пригоняли, приносили выделанные кожи, пушнину и другое, что имелось в избытке. А русские предлагали в обмен хлеб, да зерно, ткани, для пошива одежды, железные изделия, кованные в кузницах. Так, русские обзавелись лошадьми и начали обрабатывать землю.

Чем больше люди друг друга узнавали, тем ближе сходились. Алтайцы русских мужиков водили в тайгу шишковать, учили охотиться. А русские приучали алтайцев землю обрабатывать, подсказывали, когда и что сеять и сажать.

Шли годы. Алтайцы и русские роднились между собой. Сообща, мост построили через р.Майма между селами. Многие алтайцы, что к земле привязались, оставили охоту, стали земледельцами.

Так, оба села слились в одно с.Майма-Чаргычак. В 1823 году в Майме–Чаргычак, совместно с русскими крестьянами, проживало более 20 человек, занимавшихся земледелием.

Природные богатства Горного Алтая привлекли внимание служителей Алтайской духовной миссии, которая была учреждена 15 декабря 1928 года. Практическую деятельность она развернула в 1830 году по приезде в г.Бийск, а затем, в с. Майма–Чаргычак основателей миссии архимандрита Макария ((Глухарева), который сыграл видную роль, в деле развития миссионерства в Горном Алтае.

От.Макарий впервые, в истории миссионерства, организовал работу с новокрещенными женщинами, убеждая алтаек учиться у русских прясть, вести домашнее хозяйство. Для этого, при миссии, был создан штат женщин «помощниц» миссии, на которых возлагались обязанности по обучению новокрещенных алтаек уходу за детьми, шитью, выпечки хлеба, также они изучали медицину, в частности, акушерство, чтобы оказывать медицинскую помощь алтайцам.

Живя в с.Майма у крещенного алтайца на квартире, от.Макарий, сверх платы за нее, обучал грамоте алтайских детей.

С.Майма постепенно становится селением оседлых инородцев. В 1831 году в ней проживало 11 семей новокрещенных кочевых инородцев.

С увеличением роста населения в с.Майма в 1845 году заканчивается строительство церкви на деньги томского купца 2-ой гильдии Михаила Ефремовича Шебалина.

Из-за болезни от.Макарий в 1843 году оставляет миссию и назначает своим преемником Стефана Ландышева, образованного, трудолюбивого миссионера, знающего алтайский язык. С его именем связано возникновение и развитие оседлых миссионерских селений из новокрещенных алтайцев, расширение миссии, открытие новых миссионерских станов и строительство школ.

За период деятельности Стефана Ландышева, на территории современного Майминского района образуются новые оседлые селения из новокрещенных алтайцев: с.с.Соузга (год образования 1820), Александровка и Урлу-Аспак (1860 год), Манжерок (1856 год), Усть-Муны (1876 год).

Население с.Майма постепенно увеличивается. По переписи на 1897 год, в селе проживало 680 человек, из них 170-русских, 510-коренного алтайского населения. А по данным статистического сборника за 1934 год, население с.Майма-Чаргычак увеличилось до 3 647 человек , из них-680 алтайцы.

1 июня 1922 года ВЦИК принял решение об образовании Ойротской автономной области. А второй областной съезд Советов, в свою очередь, утвердил новое районное административное деление–аймаки.

Время образования Майминского и Чергачакского сельсоветов (в документах дается такое название) не установлено. Время их слияния приходится на январь1930 года. В 1935 году в состав сельсовета входили следующие населенные пункты : Майма–Чергачак, Подгорное.

В 1935 году, в связи со смертью великого ученого И.В.Мичурина, труженики Майма- Чергачакского сельсовета и Ойрот-Турский ( Майминский аймакисполком) ходатайствовали перед Ойротским (Горно-Алтайским ) облисполкомом о переименовании с.Майма-Чергачак в с.Мичурино и с.Майма–Чергачакский сельсовет в Мичуринский. Название с.Мичуринское и Мичуринский сельсовет существовали не более 1,2-х лет. Ходатайство о переименовании не было удовлетворено.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 января 1948 года Ойротская автономная область была переименована в Горно-Алтайскую, Ойрот-Туринский аймак в Майминский аймак.

Решением Алтайского крайисполкома №677 от 9 августа 1960 года утверждено переименование с.Майма-Чергачак в с.Майма, а с.Майма-Чергачакский сельсовет в Майминский.

До 1943 года центром Майминского аймака (района) был с.Ойрот-Тура (г.Горно-Алтайск). Однако, часть районных организаций, уже тогда, находились в с.Майма. В апреле 1943 года и райком партии, и райисполком были перемещены в с. Майма. Но статус, самого села, оставался, по-прежнему.

Майминский райком КПСС и райисполком, не раз, обращались в органы власти о преобразовании с.МаймА в районный центр. И вот, наконец, 25 апреля 1953 года состоялось решение Горно-Алтайского облисполкома «Об утверждении районного центра Майминского района». Административный центр района в с.Майма был узаконен.

Территория села выросла, в настоящее время, до 15 900га, население села составляет более 17тыс.чел. Население Майминского сельского поселения, в которое входят населенные пункты Майма, Карлушка, Рыбалка, Дубровка, Подгорное и, с 2015 года, вошло с.Верх- Карагуж, составляет 19 968 человек.

Сейчас с.Майма-это современное село, имеющее несколько школ, библиотек, Центр культуры, Школа искусств, Ледовый дворец, стадионы, спортивные и игровые детские площадки, торговые сети и многое другое.

(по материалам пресс-службы Госсобрания-Эл Курултай Республики Алтай)

c_200_150_16777215_00_images_stories_2020_meroprijtia_mayma_history_28.08.2020_1.jpg56342