c_310_200_16777215_00_images_stories_2011_zastavki_gd.jpg

"Мы открываем парламентские слушания, посвящённые проекту Основных направлений налоговой политики. Не первый раз Государственная Дума проводит подобные парламентские слушания. И многие из присутствующих участвовали в них в предыдущие годы. Но сегодняшнее обсуждение имеет свои особенности",
-заявил в своем вступительном слове Председатель Государственной Думы   С.Нарышкин.

Первая, «внешняя», особенность заключается в том, что мы впервые парламентские слушания по такому вопросу проводим в зале пленарных заседаний Государственной Думы. Это подчёркивает значение не только парламентских слушаний, но и самой налоговой политики как части экономической политики государства.

И второе отличие, вторая существенная особенность в том, что впервые в современной истории Государственной Думы парламентские слушания по проекту Основных направлений налоговой политики проводятся до рассмотрения этого вопроса и утверждения Основных направлений Правительством Российской Федерации. Обычно такие слушания проводились постфактум, а Основные направления–просто доводились до экспертного сообщества и парламентариев.

В этой связи, я хотел бы напомнить, что парламенты всего мира создавались с одной главной целью–давать согласие монарху на установление тех или иных налогов и на возможность их траты по тем или иным направлениям. Т.е., для утверждения налогов и бюджета. Что скрывать, в последние годы российский Парламент, мягко говоря, скомкано относился к этой функции. Такие времена закончились. Только законодательная власть может решать вопрос: каким налогам быть, а каким–нет. Кстати, это вытекает из норм действующей российской Конституции.

Добавлю, что впервые предложение о том, чтобы Основные направления рассматривать сначала в Парламенте, а потом–в Правительстве, прозвучало около года назад. Оно было зафиксировано в постановлении Государственной Думы, а теперь это стало нормой закона. Я имею в виду принятый в апреле Государственной Думой закон о парламентском контроле, ст.11 которого прямо устанавливает формы парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений.

Теперь проекты основных направлений как налоговой, так и бюджетной политики, а кроме того, и проекты всех государственных программ которые со следующего года станут основой федерального бюджета будут направляться на предварительное рассмотрение в Государственную Думу. И заключения по этим документам будут уже направляться далее в Правительство, после чего Правительство будет соответствующие документы принимать.

Уважаемые коллеги, несколько слов о том, что мы ждём от нынешних парламентских слушаний. Говоря об Основных направлениях налоговой политики, прежде всего, надо понимать–какой является наша налоговая система? Какие изменения произошли с момента принятия соответствующего предыдущего документа–предыдущих Основных направлений налоговой политики? Что выполнено, что не выполнено, и к каким результатам это привело?

Не менее важно и поставить вопрос: а насколько конкурентна наша налоговая система? Способна ли она реагировать на новые вызовы динамично меняющегося мира? Это, тем более, важно для такой молодой налоговой системы, как российская, которой всего 15 лет. Я напомню, что общая часть Налогового кодекса была принята в 1998 году. И хотел бы отметить, что за это время в работе налоговой системы, в работе налоговой службы произошли очень серьёзные и позитивные изменения, особенно, в части, касающейся налогового администрирования.

Крайне важно провести разбор и ошибок, которые были сделаны, в т.ч. и за последний год. А, надо признаться, такие ошибки были. Вряд ли можно признать успешными меры, которые приводят к резкому сокращению числа малых предпринимателей.

И конечно, нам нужно детально и профессионально обсудить те нововведения, которые предлагаются в проекте Основных направлений налоговой политики. Посмотреть прогнозы от их возможной реализации, причём, и с фискальных позиций, и с точки зрения развития экономики.

И ещё об одном хотел бы сказать. Знаю, что уже на 16 мая в графике работы Правительства поставлен вопрос о проекте Основных направлений налоговой политики. И я, не вторгаясь в полномочия исполнительной власти, хотел бы предложить подумать над тем, чтобы прежде рассмотреть этот вопрос (вопрос о проекте Основных направлений налоговой политики) в режиме Открытого правительства. Чем шире будет обсуждение этого вопроса, тем лучше будут результаты. Я в этом уверен.

***

«Налоговая политика развивающейся страны должна, в первую очередь, стимулировать развитие экономики», -отметил Председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский.

Необходимо вернуться к механизмам стимулирующей функции налогов, в т.ч. к инвестиционной льготе, которая для ряда отраслей особенно актуальна, особенно для легкой промышленности.

По мнению главы Комитета, даже в развитых в экономическом отношении странах налоги являются важнейшим инструментом стимулирования инноваций и роста инвестиций.

"Сейчас широко применяются различные формы субсидирования", -отметил Игорь Руденский.

Он обратил внимание, что зачастую они превращаются в элемент коррупции, поэтому, предпочтительнее двигаться к замене субсидий снижением налогов, что особенно актуально в условиях членства в ВТО. Для этого, по словам депутата, необходимо сократить налог для предприятий с таким расчётом, чтобы полученные ими дополнительные средства прямо бы пошли на ускорение экономического роста.

"И ещё один важный момент, -заметил Руденский, -налоги должны перераспределяться в пользу регионов. Необходимо повышать и выравнивать их бюджетную обеспеченность и  финансовую самостоятельность".


«Мне кажется, есть смысл закрепить трансферты за регионами, на долгосрочную перспективу, например на 10 лет. И пусть они развивают производство и наращивают свою налогооблагаемую базу, не опасаясь, что им срежут трансферты». И точно также сделать по отношению к муниципалитетам. "Налоговые поступления от малого бизнеса должны оставаться в муниципалитетах, чтобы они были очень заинтересованы в развитии у себя предпринимательства", -считает депутат.

В заключении Председатель Комитета отметил, что большинство предпринимателей кроме фискальной, несут ещё и значительную нагрузку, связанную с административными барьерами и коррупцией. Это касается доступа к имущественной инфраструктуре (помещение, склады и т.п.), к сетям (электрическим и газовым), к госзаказу, к финансовым ресурсам (высокие ставки по кредитам), процедур регистрации, лицензирования и контроля деятельности предприятия и т.п.

Это существенно повышает нагрузку на бизнес, по экспертным оценкам, до 60%. Такая нагрузка на бизнес, особенно малый, несомненно, является чрезмерной. Поэтому налоговую политику необходимо рассматривать в комплексе с другими мерами развития предпринимательства в стране.

(по материалам официального сайта Государственной Думы РФ)