c_350_150_16777215_00_images_stories_2011_news_zdanie_gs.jpgДля наших современников судьба первого депутата Государственной Думы Российской империи Даниила Михайловича Тобокова во многом остается загадочной, поскольку сохранившиеся о нем сведения слишком отрывочны и противоречивы.

Так что, ученым предстоит еще немало поработать с архивными материалами, изучить воспоминания современников, чтобы составить емкую его  биографию.

Но уже сегодня это имя широко известно в республике. Совсем недавно по инициативе депутатского корпуса республики и Общественной палаты на бывшем доме Даниила Тобокова, депутата и купца, где сейчас находится республиканская стоматологическая клиника, была открыта мемориальная доска в его честь.

Как выяснилось, кандидат искусствоведения С.Н.Тарбанакова некоторое время занималась изучением  жизненного пути депутата. Насколько удачны были ее поиски в архиве города, во время встреч с родственниками, учеными наш сегодняшний разговор со Светланой Николаевной:

Конец 19-го века в корне изменил социально-экономическое положение Горного Алтая. Из среды алтайского населения стали появляться свои художники, политики, выросли и купцы. Последние разделились на два лагеря. Одни, будучи воспитанниками русских купцов, вставали на ноги с их помощью и охотно роднились с русскими. А другие старались добиваться поставленной цели самостоятельно. И здесь не обходилось без своего рода «холодной войны».

К числу первых можно отнести династию Тобоковых, родоначальником которой стал Михаил Васильевич (Давид) Тобоков 1850 года рождения, проживавший в с.Карасук. В 1896 году, когда проходила первая перепись алтайского населения, он отнес себя к черневым татарам. На тот момент ему исполнилось 46 лет. Среди указанных им детей значатся сыновья-Даниил(18 лет), Петр-8 лет, Павел—6 лет и Александр—3 года, а также дочь  Александра-шести месяцев. О старшем сыне Иване не сказано ни слова. Видимо, он уже жил самостоятельно. Кстати, очень скоро после переписи Иван станет зайсаном Паспаульской волости.

По рассказам некоторых очевидцев Михаил (Давид) Васильевич Тобоков был женат дважды. Двое первых детей Иван и Даниил у него были от жены-алтайки, а все остальные-от второй жены, по всей вероятности, русской.

О получении богатства купцов Тобоковых ходило в то время немало былей, которые дошли и до нас. Так, по одной из них значится, что будущие купцы получили богатство во время пожара церкви, когда душевнобольному брату жены Тобокова попала в руки церковная казна. И денег в ней оказалось достаточно. Эту версию берет за основу в  своем незаконченном романе «Улалу» известный фольклорист, доктор филологических наук С.С.Суразаков,

Произведение Сазона Саймовича представляет интерес не только с точки зрения развития алтайской литературы. Оно достаточно значимо в плане бытописания. Автор делает особый акцент на показе  колоритных картинок из жизни алтайского общества той поры. Среди персонажей–фигуры исторические, каждая из которых выписывается на основании еще сохранившихся на тот момент воспоминаний современников. Так что, не стоит удивляться, что в романе рядом с Давидом Тобоковым–отцом Даниила появляется не менее яркая личность- Аргымай Кульджин…  Интересная деталь: многие  эпизоды из жизни династии Тобоковых  написаны автором по рассказам племянника  актера Сергея Семеновича Тобокова, воспитывавшегося в семье Даниила Михайловича.

Деньги всегда имели немалую силу. Свою роль сыграли они  и при избрании Давида Тобокова зайсаном сеока Комдош в Комляжской волости–с центром в с.Карасук.  Во многом это избрание  поспособствовало росту благосостоянии семьи, в целом. Став зайсаном, Тобоков старший, что называется, стал богатеть.

Хотя будет неправильно увязывать рост благосостояния семьи только с появлением «легких» денег. Наоборот, они служат доказательством, что попали в руки  людей от природы умных и хватких.

Совместно с братьями и сыновьями Давид стал довольно успешно вести торговлю. Ему удавалось с одной пятой части черневой тайги скупать орех. Были открыты  маслозаводы в с.с.Карасуке и Паспауле. В дальнейшем торговые дела  в  с.Карасук повел его сын Иван. А Даниил пошел дальше, открыв в с.Улала магазин швейных машинок «Зингер». А в  1891 году старший Тобоков  был удостоен чести сопровождать цесаревича Николая по Сибири. Есть предположение, что он возил будущего императора даже до Алтын-Келя. Так что, его присутствие в 1896 году  на коронации Николая II вполне объяснимо.

Следует заметить, что купцы Тобоковы очень тесно сотрудничали с Алтайской духовной миссией. Будучи крещеным, Михаил Васильевич (Давид) активно занимался постройкой церквей. В с.с.Салаганда, Паспаул, Карасук при его участии были построены церкви, а в с.Бежельбик возведена часовня. Купец старался, чтобы его родовое с.Карасук стало цивилизованным. Построил там два хороших дома, церковно-приходскую школу и офис для управления. В 1912 году он избирается старостой.

Справедливости ради следует сказать, что купцы благотворно влияли на облик  на тот момент с.Улала. Так, ул.Социалистическая  на тот момент была его центром. Именно здесь купцы Тобоковы возвели сразу шесть двухэтажных особняков. С открытием в селе торговых  респектабельных по тем временам лавок, домов купцов облик будущей столицы республики изменился до неузнаваемости. Именно Тобоков предоставил помещение и выделил финансовые средства на открытие в с.Улала телеграфа.

В отличие от отца Даниил Михайлович Тобоков уже не был купцом-самоучкой. Он получил неплохое домашнее образование, учился в  Томском торговом училище. Что это был человек целеустремленный, говорит его участие в выборах во вторую Государственную Думу. Упорный характер, воля, умение сходиться с людьми и доказывать свою правоту позволили ему стать  депутатом второй Государственной Думы.

Михаила Васильевича Тобокова и его сына Даниила Михайловича мы можем смело отнести и к числу первых алтайских меценатов. Именно по их настоянию и помощи многие дети-алтайцы попадали в тот момент в катехизаторское Бийское училище, Томский университет. К таким ученикам относится Н.А.Каланаков. С легкой руки Даниила Михайловича он поступил в Томский университет, который успешно закончил. В последствии, Н.А.Каланаков стал автором первой алтайской азбуки. Много переводил.

Было бы неправильно рисовать личность купца Д.М.Тобокова, как яркого бессребреника, который только и думал о судьбе своего народа. Справедливости ради, следует отметить, что он всегда оставался верен выбранному ремеслу. В 1907 году, будучи депутатом ГД, не преминул воспользоваться моментом и получить разрешение на открытие винной лавки. И его расчеты оправдались. Винный бизнес способствовал быстрому продвижению торговых дел. Появившиеся свободные средства дали возможность заниматься и дальше строительством в с.Улала. Именно в этот период Даниил Михайлович в районе магазина "Алтайторг" возвел добротные складские помещения.

Что касается отношения людей к деятельности династии Тобоковых, то в этом плане удалось узнать очень немногое. Времена были смутные, и народ предпочитал отмалчиваться. Разве что дошли сведения, что свою деятельность Д.М.Тобоков пределами с.Улала не ограничивал. Он предпринял попытку открыть отделение банка в с.Онгудай. Именно он оказался в числе инициаторов создания Горной Думы.

Что касается советской власти, то ее он не принял, оказавшись «по ту сторону баррикад». У Даниила Михайловича были свои заимки и базы в г.Ховдо, там он, надо полагать, в послереволюционное время хранил и капиталы. Сколько средств было им отдано на борьбу с красными, история умалчивает. Но, судя по воспоминаниям, на организацию сопротивления Советской власти он не скупился. Отряды Кайгородова содержались и на его средства тоже…

По непроверенным данным Тобоков был женат на дочери купца Бодунова. Бодунов Григорий Григорий–купец второй гильдии из г.Бийска. Из мещан. Предпринимательскую деятельность начал в Монголии, занимаясь скупкой шерсти  и продажей  российских товаров. Их  продвижением он занимался и в Хобде, и Улясутае. Его торговые обороты составляли 200-300тыс.руб. в год. Он основал русско-монгольское товарищество, торговый дом Бодуновых, был крупным владельцем в с.Улала и г.Бийске. Старый музей–это лавка Бодунова, изначальное здание института–это тоже дом Бодунова.

Как сложилась судьба Даниила Михайловича в эмиграции, документально подтвержденной информации найти мне не удалось. Но есть сведения, что он выступал в качестве  директора русско-китайского банка в г.Сянь Цине, что рядом с г.Харбином.

По рассказам кандидата философских наук Т.А.Троицкой, жена депутата второй Государственной Думы в Китае не осталась. Она вернулась домой. На тот момент в брошенных Тобоковыми домах расположились милиция, ЧОН (часть особого назначения), общежитие ЧОНа, союз охотников, военкомат. Закрыт был и выстроенный некогда купцом «ковчег» на 30 девок–первый и последний в истории г.Горно-Алтайска официальный «Дом терпимости». Жена, потеряв семью, подала прошение на восстановление своих прав, хотя бы, на один дом. Просьба была принята, и она вселилась в одном из них. Через некоторое время вышла замуж, детей в новом браке у нее не было.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)