c_390_250_16777215_00_images_stories_2020_pravchas_12.11.20_8.jpgПод руководством Владимира Тюлентина прошел Правительственный час на тему: «О повышении обеспеченности школ и иных образовательных организаций кадрами в рамках национального проекта «Образование» в Республике Алтай. Мероприятие проходило посредством видеоконференц-связи. В заседании принял участие и.о.Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Эжер Ялбаков.

С информацией по данному вопросу выступила министр образования и науки Ольга Саврасова.

Министр отметила, что в регионе на 1 сентября 2020 года в общеобразовательных организациях работает 4 033 педагогических работника. 1 937 педагогов (48% от общего числа) имеют квалификационные категории. В их числе учителя русского языка и литературы–56%, алтайского языка и литературы–52,7%, естественных дисциплин, начальных классов–49,8%, истории, обществоведения–54%. Более 6% педагогов имеют почетные звания «Заслуженный учитель РФ», «Заслуженный учитель РА», «Почетный работник общего образования РФ». Средний возраст педагогических кадров в 2020 году составил 41 год (в 2019 году-41 года, в 2018 году–42 года, в 2017 году–42 года, в 2016 году–40 лет).

В Республике Алтай высока численность педагогов, имеющих стаж работы 20 и более лет. В 2020 году она составляет 2 677 человек (38,7%), в 2019 году-2 627 человек (27,3%), в 2018 году–2 613 человек (37%), в 2017 году–2 313 человек (32,8%). Это касается учителей русского языка и литературы, алтайского языка и литературы, математики, истории, начальных классов, технологии.

В 2020–2021 учебном году в школах республики работают более 254 молодых специалиста (6,3%). Большинство молодых учителей в Онгудайском районе (36чел.), Усть-Коксинском районе (24чел.), Майминском районе (22чел.), а также в г.Горно-Алтайске (51чел.).

Как подчеркнула Министр, на сегодняшний день в подавляющем числе школ региона сформирован необходимый кадровый состав, обеспечено преподавание всех предметов учебного плана. Вместе с тем для реализации задач приоритетного проекта «Образование» ключевой проблемой в развитии региональной системы образования является кадровый дефицит. Его причинами является увеличение численности обучающихся, старение кадров, которое опережает приток молодых учителей, а также переезд педагогов в регионы Дальнего Востока и крайнего Севера.

Мониторинг обеспеченности кадрами, проведенный в июле 2020 года, выявил наличие вакансий по следующим предметам: математика (32), информатика (8), физика (11), иностранный язык (30), русский язык (19), химия (6), биология (3), география (3), история (3), технология (6), музыка (5), физическая культура (3). На основе результатов мониторинга определена потребность в объеме целевого обучения в целях адресного решения проблемы кадровой укомплектованности общеобразовательных организаций на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Она составляет на 2020 год-78, на 2021 год–55, на 2022 год–91, на 2023 год–84.

Ольга Саврасова отметила, что в новом учебном году в рамках федеральной программы «Земский учитель» закрыты 13 вакансий. Семь молодых педагогов пришли в школы после целевого обучения в педагогических вузах. В регионе идет планомерная работа по подготовке кадров. Сформирован паспорт региональной системы общего образования, включающий региональный план мероприятий по кадровому обеспечению региональной системы общего образования. Горно-Алтайский государственный университет и педагогический колледж осуществляют подготовку специалистов с расширенным набором профессиональных компетенций для системы образования республики.

С 2018 года в региональной системе образования успешно реализуется проект «Педкласс», большинство выпускников которого выбирают профессию педагога. В 2019 году из 18 обучающихся в рамках проекта 11 выбрали профессию учителя. В 2020 году из 24 обучающихся - 14.

Говоря о целевом обучении, Министр заметила, что с 1 января 209 года вступила в силу новая редакция ст.56 и ст.71.1 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которой изменена процедура приема на целевое обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. Пересмотрены штрафные санкции в случае неисполнения заказчиком целевого обучения, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по трудоустройству гражданина, заключившего договор о целевом обучении, а также в случае неисполнения гражданином, заключившим договор, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет.

В 2020 году на педагогическое направление подготовки по 24 профилям было определено 178 целевых мест. Однако в текущем году по целевому направлению на обучение было направлено только 5 человек.

Еще одной проблемой кадровой обеспеченности, как заявила Ольга Саврасова, является недостаточность учителей, имеющих специальное образование по преподаваемому предмету. Основную массу таких педагогов составляют учителя технологии–174чел. (84%), учителя ИЗО-95чел. (77%), учителя музыки-90чел. (73%). Наибольший процент педагогов, не имеющих специального образования (в соответствии с занимаемой должностью), в таких районах, как Усть-Коксинский–26,7%, Чемальский–26,5%, Чойский-25,1%, Усть-Канский-22,3%, Онгудайский–20,1%.

Данная проблема решается за счет организации профессиональной переподготовки учителей для получения новой квалификации. Всего за три года 499 руководящих и педагогических кадров получили дипломы установленного образца, свидетельствующие о получении новой квалификации, из них 104 учителя–предметника. Эти цифры отражают позитивную динамику решения данной проблемы.

В целях обеспечения возможности непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, Министерством проведено ряд мероприятий. Организовано методическое сопровождение педагогов в реализации достижений целей федеральных государственных образовательных стандартов, через деятельность регионального учебно-методического объединения. Организовано повышение квалификации педагогических кадров по направлениям. В 2018 году повысили квалификацию 1 897 чел., в 2019 году–2 234 чел., с января по сентябрь 2020 года–858чел.

«В 2019–2020 годах в рамках региональных проектов прошли повышение квалификации 1 363 педагога, из них по проекту «Учитель будущего»-361 учитель, «Современная школа»-502, «Цифровая образовательная среда»-500, -сообщила Министр. -Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников предполагает широкое взаимодействие и сотрудничество с другими регионами по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов. В 2019-2020 годах 196 педагогических работников Республики Алтай, из них 130 руководителей школ прошли повышение квалификации в организациях дополнительного образования Красноярского края, Забайкальского края, Воронежской области, Татарстана, РАНХиГС (Фонд новых форм образования), Алтайского края. Организовано обеспечение методической поддержкой педагогов через создание стажировочных площадок по внедрению современных технологий и методов обучения по предметам «Технология», «Информатика», «Математика».

В ходе совещания по обсуждаемому вопросу высказалась и.о.ректора Горно-Алтайского государственного университета Татьяна Куриленко. Представитель ВУЗа подтвердила, что обеспечению кадрами уделяется особое внимание. Об этом шел разговор на августовских совещаниях в регионе. Т.Куриленко, в частности, отметила, что в 2020 году на очной форме в университете обучалось 100 человек. 50 из них были трудоустроены в республике, 8–трудоустроились за пределами региона.

Традиционно были заданы вопросы.

Аскар Тулебаев задал вопросы о связи дефицита кадров с результатами ЕГЭ и как обеспечивается связь между учащимися и учителями в ходе дистанционного обучения. Еликпай Аманчин призвал в рамках повышения престижа педагогов следовать опыту советской школы. Дмитрий Софронов поднял вопрос о дополнительных выплатах учителям за дистанционный характер обучения.

Владимир Тюлентин попросил уточнить, какими льготами пользуются молодые сельские учителя, на что Ольга Саврасова ответила, что это 50%-ная надбавка, а также доплата на твердое топливо.

Герман Чепкин задал ряд вопросов, касающихся проблем при дистанционной форме обучения. Ольга Саврасова в частности отметила, что дистанционное обучение вынужденная необходимость, вместе с тем есть обязательство по выполнению учебного плана. С целью единообразия Минпросвещения планирует разработать единую цифровую платформу, на которой будет обеспечиваться возможность взаимодействия учителя и ученика.

Юрий Суртаев высказал просьбу об использовании недействующего здания райбольницы под общежитие молодым специалистам.

Затем парламентарии перешли к выступлениям.

Аскар Тулебаев в своем выступлении призвал помочь многодетным и малообеспеченным семьям в обеспечении компьютерной техникой, гаджетами, рассчитать потребность в этих средствах и заложить в бюджет необходимые средства. Депутат высказал мнение о том, что необходимо увеличивать заработную плату педагогов. Это одна из главных составляющих повышения престижа педагога.

Петр Попошев также поддержал А.Тулебаева, призвав оказывать действенную помощь многодетным семьям в период дистанционного обучения.

Сергей Тимошенский призвал с целью решения данного вопроса перераспределить уже имеющиеся средства.

Сергей Кухтуеков предложил Минобразованию в целях повышения заработной платы педагогам рассчитать затраты с учетом получения на одну ставку 40–50тыс.руб. "Мы должны понимать, во сколько это обойдется". Что касается предложения о развитии программы служебного жилья, депутат предложил проработать вопрос об ипотечном строительстве на льготных условиях.

Наталья Екеева, председатель Комитета по национальной политике, образованию, культуре, общественным объединениям и СМИ, комментируя обсуждение, подчеркнула, что пока высокий социальный статус педагога не достигается. Надо поднимать престиж учителя, а это, прежде всего, заработная плата. Надо чтобы росла базовая часть заработной платы, а стимулирующая - уменьшалась. По мнению парламентария, можно ставить вопрос о повышении базовой части зарплаты учителя уже при обсуждении бюджета.

Что касается программы «Земский учитель», то здесь надо активнее работать с федеральным центром. Обязательно надо продолжать программу «Педагогический класс» и развивать систему наставничества.

Еще один вопрос – педагоги, не имеющие специального образования. Здесь нужна профессиональная переподготовка с учетом базовых навыков работе в школе. Наталья Екеева поддержала коллег в части помощи малообеспеченным и многодетным семьям в части обеспечения удаленного доступа в дистанционном обучении. Министерству образования необходимо посчитать, сколько семей в этом нуждаются.

Председатель профильного комитета также затронула вопросы аттестации учителей, проблемы в целевом наборе. Наталья Екеева считает, что необходимо отдельно в рамках Комитета обсудить вопросы обеспечения кадрами специалистов дошкольного образования.

На этом Правительственный час был завершен.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2020_pravchas_12.11.20_pred.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2020_pravchas_12.11.20_2.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2020_pravchas_12.11.20_12.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2020_pravchas_12.11.20_6.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2020_pravchas_12.11.20_5.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2020_pravchas_12.11.20_4.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2020_pravchas_12.11.20_3.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2020_pravchas_12.11.20_17.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2020_pravchas_12.11.20_13.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2020_pravchas_12.11.20_14.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2020_pravchas_12.11.20_10.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2020_pravchas_12.11.20_7.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2020_pravchas_12.11.20_9.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2020_pravchas_12.11.20_15.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2020_pravchas_12.11.20_16.jpgc_200_150_16777215_00_images_stories_2020_pravchas_12.11.20_11.jpg