c_380_300_16777215_00_images_stories_2012_zastavki_fedsobr.jpg"Национальная служба мониторинга" подсчитала, сколько внимания депутаты Госдумы в своих выступлениях уделяют субъектам РФ, которые они представляют.

Как выяснилось, несмотря на грядущее возвращение выборов по одномандатным округам, многие законодатели не демонстрируют интереса к делам "своих" регионов.

Рекордсменом стал глава Комитета по информационной политике Алексей Митрофанов-из 6,5 тыс. сообщений депутата в СМИ только 34 были сделаны в контексте "своих" регионов-Вологодской, Новгородской и Тверской областей. "За ним следует Евгений Федоров, Дмитрий Гудков, Илья Пономарев, Алексей Пушков и т.д.", -сообщается на сайте компании.

Лидерами рейтинга стали малоизвестные в федеральном масштабе депутаты. Более 80% всех высказываний касаются представляемых регионов у единороссов Петра Пимашкова, Виктора Шнейдера, Алексея Ткачева, Михаила Николаева, коммунистов Евгения Рулькова и Сергея Мамаева и депутата от ЛДПР Ивана Абрамова. Предсказуемо, что абсолютное большинство сообщений в СМИ о г.Москве у бывшего вице-мэра столицы Владимира Ресина.

Как бы вы прокомментировали эти результаты? Чем они вызваны? Станут ли депутаты чаще обращать внимание на "свои" регионы из-за возврата к выборам по округам? С такими вопросами Regions.ru обратились к парламентариям.

Валерий Рязанский, Председатель Комитета СФ по соцполитике (Курская обл.), депутат ГД 3,4 и 5 созывов, член "ЕР"

-Не думаю, что необходимо подсчитывать высказывания депутатов о «своих» регионах. На мой взгляд, этот показатель не может быть важным критерием оценки их деятельности.

Сегодня у депутатов все меньше возможностей лоббировать «свой» субъект, т.к. все больше появляется госпрограмм, какие-то вопросы решаются через межбюджетные отношения. В большей степени деятельность депутатов должна строиться на разъяснительной работе: они должны объяснять, в чем состоит задача парламентариев, разъяснять смысл указов Президента, доносить до людей послание главы государства Федеральному собранию. Они также должны помогать выстраивать вертикаль «федеральный центр–региональная власть–муниципалитеты», особое внимание обращая, при этом, на третью ступень.

Ведь, если в муниципалитетах все на «дохлом» уровне, а вы людям рассказываете про подготовку к предстоящему чемпионату мира по футболу, они, конечно, послушают, покивают головами, но в конце спросят про состояние дел с их проблемами. И если вы их все время будете «кормить» обещаниями, то доверие к властям всех уровней постепенно начнет падать. Просто есть вещи, которые люди воспринимают через призму качества собственной жизни на земле, как бы красочно им не рассказывали про небесные «кренделя».

Безусловно, мажоритарная система выборов много плотнее привязывает депутатов к своим регионам, требует от них более частого их посещения, встреч с избирателями, отчетов перед ними о проделанной работе. Общение с избирателями это, пожалуй, самое сложное: на встречи с депутатом они приходят не просто для того, чтобы его послушать. Они жду решения конкретных проблем и весьма требовательно относятся к деятельности депутата. Знаю об этом не понаслышке-сам имел опыт работы в одномандатных округах.

Константин Сурков, Первый зампред Комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности (Забайкальский край), член "ЕР"

-Данные результаты, можно сказать, закономерны. Они–следствие системы выборов последних лет–избрания по партспискам, когда люди голосуют не за конкретного депутата, а за партию, которую он представляет. В результате депутаты, кстати, в отличие от членов Совета Федерации, к «своему» округу не привязаны, отсюда у них и низкий уровень интереса к «их» субъектам. Конечно, это нехорошо.

Думаю, возвращение одномандатников подтолкнет депутатов к «своим» регионам. Они подойдут к ним вплотную, т.к. должны там быть узнаваемы и иметь поддержку избирателей.

С другой стороны, главная задача федерального депутата–работать на федеральном уровне с федеральными законами. Но и регион, при этом, не должен оставаться «голым», его интересы-то надо отстаивать! Как, к примеру, члены Совета Федерации. У них проблемы с «забытостью» «своего» региона возникнуть не может. Если бы подсчет проводился среди членов СФ, цифры были бы совершенно другие–безусловно, в пользу регионов.

Максим Рохмистров, 1-й зампред Комитета ГД по бюджету и налогам. Фракция "ЛДПР"

-Я скептически отношусь к данному исследованию, поскольку сам подход, который был применен, представляется мне довольно надуманным и необъективным.

Можно, будучи депутатом Думы, и десятки, и сотни раз упоминать в выступлениях свой регион, но при этом абсолютно не выражать интересы своих избирателей. Скажем, когда парламентарий голосует за принятие закона, который противоречит интересам его избирателей, ни о какой активной его работе на пользу своего региона речи быть не может. Кроме того, количество упоминаний представляемого субъекта РФ никак не отражает уровень работы депутата с избирателями, то, насколько часто ему удается помогать решать людям их насущные проблемы.

Самый главный критерий–отражает ли позиция депутата, которую он отстаивает в Государственной Думе, мнение его избирателей.

Планируемое возвращение к одномандатным округам никакого влияния на показатели региональной работы парламентариев иметь не будет. Рассчитано это лишь на то, чтобы партия власти вновь получила в Думе парламентское большинство. Совершенно очевидно, что после выборов т.н. «одномандатники» стройными рядами вольются в думскую фракцию правящей партии.

Виктор Шудегов, Зампред Комитета ГД по образованию. Фракция "СР"

-Действительно, в связи с тем, что по новому закону половина депутатов Думы будет избираться по мажоритарной системе, всем парламентариям очень важно активизировать свою работу с избирателями. В каждом регионе своих представителей в нижней палате люди должны знать в лицо, причем, не столько за счет их публичных выступлений, сколько благодаря решению конкретных задач регионов, коллективов, отдельных граждан.

В частности, хочу обратить внимание, что депутаты от «Единой России», представляющие Удмуртию, в этом регионе не проживают, поскольку один из Москвы, а другой–из Чеченской республики. Думаю, при одномандатных округах появление таких депутатов будет исключено.

Безусловно, парламентарии обязаны каждую региональную неделю отрабатывать в своем субъекте: вести прием граждан, работать с региональными партийными отделениями. Это повседневный труд, которым нужно постоянно заниматься. Перед каждым свои приездом в Удмуртию я расписываю все встречи, составляю подробный план работы, обязательно встречаюсь с региональным активом партии, с депутатами всех уровней, избранными в республике от «Справедливой России». Наше региональное отделение ежедневно обновляет свой интернет-сайт, где могут выступать не только депутаты и партийные активисты, но также избиратели, у которых есть интересные идеи и сообщения.

К сожалению, многие депутаты почти сразу после выборов перестают ездить в регионы, поскольку понимают, что за счет региональной деятельности невозможно заработать себе популярность на общефедеральном уровне. Да и местные СМИ мало интересуются конкретной деятельностью народных избранников в области образования, науки, культуры, в сфере партийного строительства.

К примеру, с января этого года на 450 человек увеличилось число представителей нашей партии в Удмуртии. Это очень высокий показатель роста ее популярности среди граждан, однако нигде, ни в печатных СМИ, ни в интернете, об этом нельзя найти и строчки. А вот если бы из нашего отделения, напротив, вышли человек десять, то я уверен, что в прессе раздули бы эту историю до скандала, пошли бы разговоры о развале партии и т.д. Увы, таков сегодня характер деятельности многих наших СМИ.

Анатолий Локоть, Член комиссии ГД по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ. Фракция КПРФ

-Думаю, примеры с Митрофановым и Бабаковым красноречиво говорят о том, что работа депутатов во многом характеризуется их личными особенностями, привычками, образом жизни.

Если тот же Алексей Митрофанов склонен к разного рода столичным тусовкам, участию во многих телешоу, некоторые из которых бывают совершенно далеки от вопросов политики и экономики, то вряд ли его будет особо заботить ситуация в Вологодской области.

Как правило, постоянно на виду, под объективами телекамер, на страницах интернета и т.д., находятся парламентарии, которые мало вкладывают души и собственных усилий в то, чтобы сделать лучше жизнь своих избирателей. И напротив, наиболее результативно в интересах своих избирателей и регионов работают люди, не стремящиеся к славе, известности, пиару, которые не попадают в сферу внимания СМИ.

Изменение правил проведения выборов в Государственную Думу, предполагающее избрание половины депутатов по одномандатным округам, мало на что повлияет в плане региональной активности законодателей. Позволить себе избираться по таким округам могут в основном люди, имеющие довольно много средств на предвыборную кампанию. Поэтому я предполагаю, что за счет возврата к смешанной выборной системе количество богатых депутатов в следующей Думе увеличится. Сами понимаете, жизнь простых граждан таких парламентариев мало волнует, поэтому связь депутатов с избирателями, со своими регионами, в новой Думе вряд ли окрепнет.

Евгений Федоров, Член Комитета ГД по бюджету и налогам. Фракция "ЕР"

-Раз проводилось такое исследование, значит, у него есть заказчик, который заплатил за него деньги. Видимо, ему специально был нужен подобный опрос для решения каких-то своих задач. В том, что это исследование носит заказной характер, я не сомневаюсь. На мой взгляд, оно никак не может отражать показателей работы в регионах законодателей федерального уровня.

Внимание депутатов к проблемам и задачам регионов, которые они представляют, нельзя измерить количеством их высказываний по региональной тематике в прессе. Внимание к регионам–это прием избирателей, решение вопросов региона, участие в местных мероприятиях, в т.ч. проводимых по линии общественных организаций. В системе наших СМИ вся эта деятельность, как правило, не отражается, за исключением некоторых местных изданий. Да и там работу депутатов Государственной Думы предпочитают освещать с точки зрения принятия ими федеральных законов и влияния на политику государства в целом.

Для чего необходима деятельность депутатов Думы? Прежде всего, для принятия решений в области федерального законодательства, именно за эти решения они отвечают. За региональные же законы несут ответственность депутаты региональных заксобраний–так определено действующей Конституцией. Поэтому, неправомерно требовать от депутатов Государственной Думы того, что по Конституции находится в сфере ведения законодателей другого уровня.

Михаил Николаев, Член Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Фракция «ЕР»

-Хотя нынешний состав Государственной Думы избирался по партийным спискам, мы все представляем субъекты РФ. Реальная жизнь, реальная политика проявляются на местах, и о деятельности федеральной власти, в том числе ее законодательной ветви, народ судит именно по состоянию дел в своих регионах.

Я много лет возглавлял регион, и сейчас, в своей депутатской деятельности, большой упор делаю на решение проблем своего региона, вопросов защиты территории от природных катаклизмов, регулярно планирую и провожу встречи с жителями самых разных уголков региона. Считаю, что каждый депутат всегда должен хорошо знать ситуацию в своем субъекте и в любой момент быть готовым подключиться к решению возникающих там проблем.

Невысокое внимание многих законодателей к своим регионам я связываю в определенной мере с действующим механизмом формирования Государственной Думы. Скажем, человек никогда не проживал и не работал в той или иной области, но включается в список партии по данной территории. Вряд ли за время предвыборной кампании он сможет понять всю специфику и особенности совсем не знакомого ему региона. Поэтому, я с воодушевлением воспринял предложение о возвращении одномандатных округов. Уверен, это серьезно повысит ответственность многих депутатов перед своими избирателями. Одно дело, когда голосуют за ту или иную партию, и совсем другое, когда из нескольких, хорошо всем известных кандидатов, выбирают конкретного человека.

Ну и, конечно же, большое значение имеют личные качества самих депутатов. Региональная составляющая в их деятельности подразумевает в основном черновую, рутинную работу. Решать проблемы своих регионов, чего-то добиваться, доказывать, убеждать–это нешуточное дело. Далеко не у каждого парламентария возникает желание делать всю эту непростую, но так необходимую избирателям работу.

Владимир Гусев, Экс-член Совета Федерации РФ (Саратовская обл.). Председатель Экспертного совета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию при Комитете СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

-То, что депутаты не обращают внимания на «свои» регионы, безусловно, плохо–такого быть не должно.

Депутат должен быть настолько грамотным, так уметь выстраивать работу, чтобы, в конце концов, интересы своего региона превратить в интерес федерального центра, а, в свою очередь, федеральные поправки спроецировать на «свой» регион (конечно, если субъект в них нуждается).

Могу привести пример из своей практики. В свое время, когда я был депутатом Госдумы первого созыва, мы рассматривали вопрос о т.н. полупустынных регионах–тех, где сухая почва, нет воды, не очень богатая растительность. Такие регионы и раньше были отнесены, и сегодня относятся к особым регионам, которым государство помогает, выплачивая дотации. Так вот, в список этих регионов мне вместе с товарищами удалось добавить граничащий с Казахстаном Алтайский район «моей» Саратовской области, отчего и регион выиграл–стал получать госпомощь, и центр, т.к. как там находятся мощные перекачивающие природный газ станции и широко развито овцеводство. И я горжусь этим!

Так что, своих коллег я призываю не забывать «свои» регионы. Нужно крепить связи с теми, кто тебя выбирал. Причем, крепить, естественно, делами.

regions.ru