c_200_280_16777215_00_images_stories_2013_deputaty_gigksp.jpgНа  XXVIII-ой сессии Государственного Собрания-Эл Курултай РА депутаты РА рассмотрели вопрос о результатах деятельности Контрольно-Счетной Палаты Республики Алтай за 2012 год. Надо отметить, что в Парламент республики отчет был внесен в установленный регламентом срок и рассмотрен на заседаниях всех комитетов.

Сегодня своим мнением о результатах деятельности КСП за прошедший год делится Заместитель Председателя Госсобрания-Эл Курултай, председатель Комитета по бюджету и налоговой политике Т.А.Гигель, которая выступила на прошедшей сессии с содокладом по данному вопросу.

-Татьяна Анатольевна, как Вы оцениваете отчет республиканской КСП за 2012 год в целом, отмечаются ли, на ваш взгляд, в работе контрольного органа новые тенденции?
-Анализируя деятельность КСП РА за прошлый год, следует отметить, что за год проведена немалая организационная работа.

Прежде всего, был разработан регламент самой КСП, определены стандарты проведения контрольных и экспертных мероприятий, чего раньше не было. Кроме того, созданы коллегия КСП и Совет контрольно-счетных органов Республики Алтай. Заключены соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с управлением Следственного комитета, Казначейством и Министерством финансов Республики Алтай. Материалы проведенных проверок свидетельствуют о необходимости взаимодействия с надзорными и правоохранительными органами.

Из  отчета видно, что инспекторы КСП трудились, что называется,  на совесть. За год проверками было охвачено 189 объектов, относящихся к различным видам экономической деятельности. Объем проверенных финансовых средств составил почти 18,5млрд.руб. А это почти два годовых бюджета республики. При этом, нарушений финансово-бюджетного законодательства и фактов неэффективного использования средств выявлено на сумму более 337млн.руб.

-Как Вы думаете, в чем причина подобных финансовых нарушений?
-Наибольший удельный вес в финансовых нарушениях занимают не соблюдение требований федерального закона №94-ФЗ при осуществлении государственных и муниципальных закупок и услуг. Как видно из отчета по итогам контрольных мероприятий, для устранения выявленных нарушений и недостатков в работе в проверенные объекты направлено 124 представления и два предписания, из них почти половина касается нарушений при составлении бухгалтерской отчетности.

Таким образом, устранено нарушений на сумму более 75,0млн.руб., восстановлено в бюджет республики 1,6млн.руб.

-Есть мнение, что в деятельности КСП в отношении некоторых организаций просматривается субъективное восприятие...
-Да, действительно, итоги некоторых проверок показывают неоднозначное восприятие. К примеру, акт проверки бюджетного учреждения «Эл-Телком» получил большой общественный резонанс: надо же, чиновники за счет бюджета содержат сауну. КСП усмотрела неэффективное использование непрофильного имущества, т.е. сауны в с.Акташ!

А, как оказалось, это аварийное здание, построенное в 1982 году с нулевой балансовой стоимостью, используется, как нежилое помещение под складское помещение  еще с 2004 года. Об этом Минимущество  РА уведомляло контрольный орган.

Инспектора добросовестно исполнили свою работу на основании бухгалтерских документов. Но при подготовке отчета, обрабатывая подобную информацию, надо вникать в суть дела, и выводы делать с учетом реального положения. Ведь, по большому счету, наших избирателей, а значит и нас, интересуют те финансовые результаты, которые недопустимы и действительно наносят ущерб государственной казне, а также имеют коррупционный характер и, конечно, неэффективные расходы, которые не приносят реального результата для улучшения жизни наших граждан.

Хочу подчеркнуть, что у нас нет вопросов к инспекторам, которые очень кропотливо и ответственно делают свою работу, указывая абсолютно все недостатки бухгалтерских отчетов, финансовых проводок и т.д. Причем, на мой взгляд, за недопустимо малую для такого труда заработную плату. Справедливости ради, следует отметить, что  благодаря такому ответственному отношению к делу инспекторской службы, растет профессионализм финансовых работников в целом. Как показывает статистика, с каждым годом с их стороны все меньше допускается ошибок.

-От данного отчета депутаты ожидали большего?
-К сожалению, в отчете озвучены, в основном, количественные показатели, при этом, не просматриваются результаты проведенных проверок и других мероприятий. Хотелось бы услышать конкретные предложения по повышению эффективности расходования бюджетных средств, рекомендации по итогам контрольных мероприятий органами государственной власти по совершенствованию нормативно-правовых актов.

В деятельности  контрольно-счетного органа не определены приоритеты и пути их реализации. В отчете не отражены собственные недостатки и упущения, как бывает в любом отчете, и механизмы их устранения.

КСП Республики Алтай-это орган внешнего государственного финансового контроля, и основными принципами в ее деятельности являются соблюдение законности, объективности, эффективности, независимости и гласности. Также, она обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно, согласно ч.3 ст.1 Закона Республики Алтай «О Контрольно-счетной палате Республики Алтай».

-Выступая с содокладом на сессии, Вы отметили, что результаты проверок не должны превращаться в политический пафос, что вы имели в виду?
-Законом контрольному органу даны большие полномочия, которые, в свою очередь, требуют не меньшей ответственности. Результаты проверок должны быть четкими, лаконичными, прозрачными, и самое главное, все претензии должны быть обоснованными. А, самое главное, результаты работы не должны превращаться в политический пафос или интриги.

Ведь когда по итогам проверок выявляются факты не целевого расходования бюджетных средств, они за собой влекут административное или уголовное преследование, на расследование которых тратятся время и средства правоохранительных и судебных органов. И не очень хорошо получается, когда эти факты не находят подтверждения, значит, впустую потрачены время и деньги налогоплательщиков.

-Что Вы хотели пожелать работникам КСП в дальнейшем?
-Отчет, представленный на 47 страницах, является свидетельством огромной работы инспекторов, которые трудились практически без выходных, чтобы представить добросовестную информацию. Думается, что в будущем такой расширенный документ должен стать отправной точкой для составления отчета на сессию.

Логичнее будет, если для рассмотрения депутатами отчета, будет избран другой формат-более сжатый, с анализом и конкретными предложениями. И уже к нему будет приложена вся справочная информация, в каком бы объеме она ни была.

Период формирования кадровой, материально-технической базы КСП РА надо считать завершенным. Поэтому, работникам палаты желаю конкретной и плодотворной работы.

-Спасибо Вам за откровенный разговор, Татьяна Анатольевна!

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)