На прошедшем в стенах Парламента РА совещании «О состоянии законодательства в Республике Алтай в 2020 году» с докладом «О проблемах исполнительных органов местного самоуправления муниципальных районов Республики Алтай, возникающих при реализации отдельных переданных полномочий Республики Алтай» выступил руководитель Ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Алтай» Роман Птицын. В своем выступлении он сосредоточил внимание присутствующих на проблемах, которые возникли у органов местного самоуправления при реализации ряда законов.
Так, при передаче полномочий материальные ресурсы, а именно скотомогильники, биотермоямы, приюты для животных либо отсутствовали (скотомогильники, биотермоямы), либо не были надлежащим образом оформлены (не образован земельный участок, не установлена санитарно-защитная зона, отсутствует регистрация права пользования/собственности). Многие из объектов в виду не соответствия нормативным требованиям оформить их невозможно. Поскольку полномочия уже переданы и их необходимо исполнять, перед муниципалитетами встала необходимость строительства новых объектов, что требует наличия земельных ресурсов и финансовых средств уже из местных бюджетов, - заметил Роман Птицын.
Между тем, органы местного самоуправления обязаны исполнять отдельные переданные полномочия в соответствии с требованиями градостроительных, санитарных норм и правил, за неисполнение которых следует административная и иная ответственность в виде штрафов за счет средств муниципальных бюджетов, - подчеркнул выступающий.
Указанные обстоятельства возникли по причине несоблюдения (точнее формального соблюдения) при принятии закона Республики Алтай требований пункта 3 части 6 статьи 19 Федерального закона о местном самоуправлении, а именно, Перечень материальных средств, необходимых для использования переданных полномочий не указан в принятых законах субъекта.
Докладчик заметил, что частью 2 статьи 8 Закона Республики Алтай № 91-РЗ и частью 2 статьи 7 закона Республики Алтай № 92-РЗ закреплено правило о том, что Перечень материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий, определяется Правительством Республики Алтай с учетом объема субвенций, выделенных органам местного самоуправления на осуществление государственных полномочий. А методикой расчета нормативов для исполнения преданных полномочий не предусмотрены расходы на материальное обеспечение и оплату труда специалистов, исполняющих переданные полномочия.
В результате за ту же заработную плату специалист обязан выполнять работу в большем объеме, при этом за допущенные нарушения законом Республики Алтай установлена административная ответственность должностного лица, - сказал выступающий.
Полагаем, что причиной указанных обстоятельств является отсутствие нормативного закрепления процедуры согласования проекта закона о наделении отдельными полномочиями субъекта с органами местного самоуправления при разработке и вынесении на рассмотрение Парламента Республики Алтай, в том числе обязательный учет мнения органов местного самоуправления, - заметил он.
Роман Птицын предложил внести в прилагаемые к Законам Республики Алтай о передаче отдельных государственных полномочий методики расчета нормативов для определения размера субвенций на исполнение полномочий изменения, предусмотрев затраты на оплату труда должностных лиц органов местного самоуправления; а также внести в соответствующие нормативные правовые акты Республики Алтай изменения, предусматривающие для нормотворческого органа Республики Алтай обязанность на стадии разработки проекта закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Алтай, получения официального согласования с такими органами местного самоуправления проекта закона.
Руководитель Ассоциации считает, что рассмотрение вопроса о разработке проекта нормативного правового акта Республики Алтай позволит восполнить правовое регулирование в указанной сфере.
(пресс-служба ГС - ЭК РА)