c_370_250_16777215_00_images_stories_2021_prochie_yanyk.jpgВ этом году мы будем отмечать памятное событие–30-летие образования нашей республики.

Дать оценку правильности сделанного выбора мы попросили депутата областного Совета народных депутатов Горно-Алтайской автономной области 21 созыва (1990-1991г.г.) и пятого созыва ГС-ЭК РА (2010-2014г.г.) Виктора Яныканова.

-Что касается лично меня, то все эти годы ни разу не усомнился в правильности решений, принятых мной и моими коллегами-депутатами Горно-Алтайского областного Совета народных депутатов 1990-1991 годов. Именно в это время, была принята историческая Декларация о государственном суверенитете Горно-Алтайской Советской Социалистической Республики (ГА АССР).

На тот момент, я оказался самым молодым депутатом. Мне было 28 лет. За плечами-учеба в сельскохозяйственном институте и очень скромный трудовой опыт, который начал получать, работая управляющим Ороктойской фермы совхоза «Эдиганский». Политического опыта тоже, мягко говоря, было маловато. Зато комсомольского задора хоть отбавляй.

Именно большое желание изменить нашу жизнь в лучшую сторону и способствовало тому, что из четырех претендентов в ходе предвыборной борьбы за мандат депутата областного Совета избиратели отдали свое предпочтение мне.

Придя в областной Совет, я, конечно же, понимал, что моего опыта крайне мало, чтобы правильно определить политическую ситуацию в регионе. И, как, теперь, понимаю, принял совершенно правильное решение не ориентироваться только на свое мировосприятие, а внимательнее приглядываться к старшим, за плечами которых, как я знал, был огромный политический и хозяйственный опыт работы на разных уровнях. И вот это почтительное отношение к старшим товарищам очень помогло мне правильно сориентироваться в обстановке.

В их числе, конечно же, был Валерий Иванович Чаптынов. Невооруженным глазом было видно, какой огромный политический авторитет у этого человека. Он поражал меня знанием, как, теперь, принято говорить, логистики региона. Кадровая политика на местах, состояние экономики, социальной сферы, дорожной сети–все это он держал в своей памяти. И получал эту информацию, кстати, он не от своих помощников, а постоянно бывая в районах и лично общаясь с избирателями и руководящими работниками. Дезинформировать его было, фактически, невозможно.

Исходя из вышесказанного, нетрудно догадаться, что Валерий Иванович, как сведущий человек, лучше других понимал, какое сильное давление оказывается на депутатов, со стороны влиятельных людей Алтайского края. Его руководство никак не хотело видеть нашу автономию в числе самостоятельных субъектов.

И вот во всей этой сложившейся ситуации очень важно то, что В.И.Чаптынову удалось собрать круг единомышленников, серьезную команду. Убежденные в правоте намеченного пути, эти люди, со своей стороны, уже агитировали сомневающихся коллег-депутатов.

Не так давно, бывший помощник В.И.Чаптынова Евгений Михайлович Карпов вручил мне на память рукопись, где Валерий Иванович, вооружившись карандашом, делал пометки, как, по его убеждению, проявит себя, при голосовании, каждый из 87 депутатов. Будет голосовать «за» или «против», при принятия Декларации, и т. д. И если сравнить эту запись с результатами голосования, то получается, что он не ошибся в знании людей.

А сегодня, спустя 30 лет, логично подвести итоги. Если сказать в общем, то однозначно: в нашем регионе жить стало лучше. Не замечать этого не может ни один житель республики.

За такой короткий промежуток времени, сам субъект сумел сформироваться в полноценный самостоятельный регион, который в своих действиях опирается на созданную, за эти годы, свою законодательную базу. Мы научились широко пользоваться своим правом законодательной инициативы, при работе над федеральным законодательством, в интересах своего региона. Наша экономика, куда входят, прежде всего, сельскохозяйственная и туристическая сферы, полностью независима от Алтайского края.

Мы, вообще, сегодня, стали хорошо узнаваемым на уровне страны полноправным субъектом. К нам, теперь, с рабочими визитами ездят высокопоставленные лица.

К тому же, именно наши сограждане теперь чувствуют себя более социально защищенными, чем соседи в Алтайском крае, имея 40-процентную надбавку к заработной плате, а высокогорные Улаганский и Кош-Агачского районы приравнены, по своим непростым условиям жизни, к Крайнему Северу.

Хочу также отметить, что важность принятых, в тот исторический момент, решений очень скоро отразилась на состоянии моей и других сельскохозяйственных ферм, где, до образования республики, не было никакого оборудования, поскольку обеспечение региона шло по остаточному принципу. И мы получали финансовые средства на уровне обычного района Алтайского края.

Резко изменилось отношение к культуре. Скажем, до образования республики, чтобы провести танцы, молодежь приносила необходимую, в этом случае, аппаратуру из дома. А теперь, наши клубы и Дома культуры очень неплохо технически оборудованы; многие уже перестроены.

Что говорить, в конце цивилизованного ХХ-го века ни в с.Ороктой, ни в с.Эдиган, ни в с.Куюс не было своего централизованного электроснабжения, электроэнергия подавалась через дизельные станции, причем, строго по времени. Иметь холодильник или телевизор было просто невозможно. О стиральных машинах-автоматах народ был наслышан, но воспринималось это, как восьмое чудо света, которое вряд когда-то дойдет и до нас. А теперь это-повседневная реальность.

Считаю, что, именно в это время, наконец-то, вздохнула наша природа. Для Алтайского края область являлась сырьевым придатком. День и ночь лесорубы из леспромхозов в регионе валили лес в доступных местах, и "долготьем" он постоянно вывозился. Только по этой причине, в настоящее время, рядом с деревнями нет деловой древесины. И, теперь, необходимо проводить лесоустройство.

В сельском хозяйстве мы также испытывали нехватку техники. Она, если и появлялась, то, чаще всего, подержанная. По деревням организовать повсеместно «скорую помощь» не представлялось возможным, из-за отсутствия техники.

А теперь, мы имеем прямое подчинение центру России, соответственно, регион получает уже совсем другие финансы на развитие, что положительно сказывается на его развитии. Теперь, мы имеем возможность учить наших детей по целевым местам. В республике уже работают специалисты, получившие образование в ведущих вузах страны.

Я ничего не имею против нашего университета. Его значение в подготовке специалистов для региона невозможно переоценить. Но, как показывает практика, очень важно, чтобы часть специалистов получала образование именно за пределами региона. Ведь это сказывается на кругозоре будущих специалистов. И, кстати, сегодня, высокообразованные выпускники ведущих вузов страны приходят во власть, что дает повод надеяться на то, что наш регион будет, и впредь, развиваться в ногу со временем.

Очень надеюсь, что, все-таки, будет принят федеральный закон «О горных территориях». Попытки его продвижения были. Но, как говорится, время не пришло для его принятия. Не следует думать, что основная цель такого внимания к законопроекту–получить определенные привилегии для субъекта. Первопричина–его наличие позволит подходить к вопросу развития экономики горных территорий объективнее. Ведь нельзя сравнивать равнинные территории и горные.



(пресс-служба ГС-ЭК РА)