c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_novosti_img_7303.jpgДанное выступление было озвучено Д.Табаевым на заседании "О состоянии законодательства в Республике Алтай в 2010 году", которое прошло 28 февраля.  Надеемся, что актуальные вопросы, поднимаемые в нем автором, заинтересуют наших читателей, особенно в преддверии 20-летия создания Республики Алтай.

В течение двадцати прошедших лет мы в какой-то мере сумели реализовать на практике статус республики, развить и укрепить различные ее элементы, значительно продвинуть развитие и совершенствование  собственного законодательства, но в то же время не смогли приступить к комплексному изучению различных и сложных исторических форм государственности алтайского народа как до его добровольного вхождения под юрисдикцию Российского государства, так и после этого, приобретения в советское время автономии и в новейший российский период статуса республики.

Вне поле зрения исследователей остается совокупность вопросов государственно-правовых отношений на территории республики, конституционного строительства, современных национально-политических и межнациональных проблем, реализации и защиты прав и свобод граждан.

Подведя некоторые итоги 20-летнего развития республики, не могу не подчеркнуть, что она за эти годы испытала на себе все тягости времени и происходящих событий. Становление республики происходило в сложное, сверхнапряженное время как в политическом, так и экономическом плане, совпало с периодом распада СССР, противостоянием  представительных и исполнительных органов в центре, переходом от плановых на рыночные отношения, временами всеобщей "растащиловки" (приватизации) государственной (народной) собственности, значительного ухудшения уровня жизни населения и т.д. Республика Алтай с огромным усилием, фактически в экстремальных условиях, преодолевала эти трудности и до сих пор окончательно из  такого состояния еще не вышла.

Оглядываясь назад и критически оценивая прошедшее время, скажу, что вся работа органов власти молодой республики подчинялась одной цели: выжить в этих трудных условиях, не потерять то, что достигнуто, не  допустить социального взрыва, национальной вражды и розни, сохранить государственность, самобытность каждого народа, культуру, язык, обычаи и традиции, развить  самоуправление и регионализм-универсальный метод управления административно-территориальными единицами.

В этом русле укреплялось и геополитическое положение  республики, были решены многие вопросы жизнеобеспечения людей и приняты основополагающие нормативные правовые акты, среди них Основной Закон-Конституция Республики Алтай. В этом я вижу один из главных результатов нашего двадцатилетнего продвижения вперед. Думаю, что не ошибемся, если скажем, что только имея высокий статус республики, нам сообща удалось на практике решить сложные вопросы переходного периода и преодолеть много препятствий. Сегодняшнее положение республики подтверждает вышесказанное. Она находится на пути развития и у нее оптимистические перспективы.

Вместе с тем общая положительная оценка не исключает наличия малых и больших проблем в республике. Применительно к нашей республике посчитал необходимым обратить внимание на ряд проблемных вопросов.

Считаю, что необходимо коренным образом изменить отношение к изучению истории, теории, практики и перспективы развития государственности Республики Алтай, ее конституционно-правового статуса, определяющего положение (место) и значение республики в Российской Федерации как ее субъекта. По моему мнению, эти вопросы требуют принципиально нового подхода и теоретического осмысления. В связи со сказанным полагаю нужным дать понятие двух важнейших правовых норм-терминов «субъект» и «статус», несущих конституционную нагрузку и обозначающих сущность всех субъектов Российской Федерации. В правовой науке до сих пор нет принятого общего, единого и четкого понятия данных терминов и не определены их характерные признаки, поэтому применительно к Республике Алтай попытаюсь дать конституционно-правовое определение названных терминов.

Так что такое субъект Республика Алтай в составе Российской Федерации? Дадим такое понятие: «Республика Алтай, как субъект Российской Федерации, есть государственное образование в форме республики, выступающей в пределах полномочий, определенных Конституцией Российской Федерации, равноправным участником федеративных отношений и обеспечивающей жизнедеятельность и конституционные права и свободы граждан на своей территории».

Ответим на второй вопрос: «Что такое статус республики?». «Статус Республики Алтай есть совокупность конституционно-правовых и иных признаков, характеризующих государственность и правовое положение республики в составе Российской Федерации, а также отличающих ее от других субъектов России историческими, природными, духовными особенностями и иными традициями». Спрашивается, какие это особенности? Рад сказать, что многие из них нашли отражение в тексте Конституции Республики Алтай.

Исследование конституционного строя Республики Алтай включает проведение исследовательских работ о политической, экономической, культурной, духовной и других основах Конституции Республики Алтай, реализации прав и свобод человека и гражданина, об органах власти, в частности, об истории и развитии парламентаризма в республике, начиная с областного Совета депутатов, Верховного Совета (1990-1992г.г.) и заканчивая Государственным Собранием-Эл Курултай Республики Алтай всех созывов, а также институтов власти: Правительства Республики Алтай, Главы Республики Алтай.

Давайте откровенно признаемся и скажем, что принятые за последние годы законы в немалой степени носят политическую окраску, не направлены на защиту социальных прав граждан, не приняты базовые законы по важнейшим вопросам охраны нашей уникальной природы, памятников и по другим вопросам. Основная деятельность Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай была направлена на изменение и дополнение действующих законов.

Несмотря на поступившие предложения, не подготовлены и не приняты законы о горной территории, об объектах Всемирного природного наследия, о культовых местах, животном и растительном мире и другие. Ждет своего принятия закон «О родовой общине алтайцев и коренных малочисленных народов Республики Алтай», проект которого готов и его принятия ждет алтайская общественность.

Полагаю, что нужно вернуться в закону «Об охране Телецкого озера», который был загублен усилиями прокуратуры и Верховного Суда республики, хотя было заключение Минюста России, что республика правомочна его принять, поскольку вопросы охраны окружающей среды относятся к совместному ведению субъектов и Российской Федерации. Такое же заключение нам дано по проекту закона «Об объектах Всемирного природного наследия».

Хотел бы обратить ваше внимание еще на один вопрос, который остается вне поля деятельности Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай и представительных органов муниципальных образований. Полагаю, что нужно заняться изучением состояния и деятельности местной публичной власти, т.е. местного самоуправления в Республике Алтай, оптимизации его территориальной основы. Серьезные упущения наблюдаются в организационной и правотворческой деятельности, издании и применении муниципальных правовых актов, продлении сроков полномочий глав муниципальных образований. Необходимо тщательному анализу  подвергнуть  уставы муниципальных образований с тем, чтобы устранить пробелы и противоречия.

В заключение своего выступления не могу обойти молчанием и не сказать о Конституции Республики Алтай, хотя о ней немало сказано и написано.

Она мне дорога. Сегодня еще раз хотел бы напомнить о необходимости подготовки текста Конституции в новой редакции, включив в нее необоснованно исключенные нормы и дополнив новыми, добиться, чтобы наша Конституция стала стабильной. Мы должны уйти от поспешных, не вызванных никакими обстоятельствами поправок. Опыт работы над Конституцией у нас имеется. Полагаю, что нужно создать Конституционную комиссию, восстановить Положение о ней и приступить к подготовке текста Конституции в новой редакции. Ее проект мной уже был подготовлен и находится в архиве Госсобрания.

Д.И. Табаев, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации.