c_200_150_16777215_00_images_stories_2011_novosti_img_5368.jpg16 марта на заседании Президиума Государственного Собрания-Эл Курултай РА рассматривался вопрос «О результатах введения новой системы оплаты труда в сфере образования в Республике Алтай».

В ходе обсуждения было принято постановление, в котором работа Министерства образования, науки и молодежной политики РА по осуществлению контроля за изменениями уровня заработной платы работников образования и условий перехода на новую систему оплаты труда определена как недостаточная.

Своим мнением по этому вопросу мы попросили поделиться председателя Комитета по образованию, молодежной политике, спорту, культуре, средствам массовой информации и общественным объединениям В.Уханова.

Введение новой модельной системы, пришедшей на смену ЕТС, продиктовано современными требованиями, когда оплата труда ставится в зависимость от качества и результатов работы педагогов. Она призвана решить одну из наиболее болезненных проблем современной школы: уйти от уравнительной системы и обеспечить реальное повышение доходов учителей. Прежде всего, путем повышения его средней заработанной платы до социально приемлемого уровня-не менее средней заработной платы в регионе. Это в идеале.

А по существу ситуация, мягко говоря, иная. Так, по данным министерства экономики, в нашей республике средняя заработная плата составляет 14 тысяч рублей. В школе, даже если брать среднестатистические данные, к этой цифре мы пока приблизиться не смогли. Согласно данным Росстата республики, средняя заработная плата учителей в 2010 году составила 9 402 рубля.

Еще бы я хотел сказать вот о чем. Имеющаяся система отчетности в министерстве образования, на мой взгляд, не позволяет сказать со всей определенностью, какая из систем образования в новых условиях выиграла—начальная, основная, средняя. Какая, наоборот, оказалась в худшем положении. По имеющимся данным мы не можем сегодня судить, в каком положении находятся городские, сельские, райцентровские, малокомплектные, республиканские образовательные учреждения, полнокомплектные школы, какая категория педагогических работников в лучшем положении и наоборот—учителя, АУП, УВП, молодые специалисты. Хотя при подготовке к Президиуму, у нас была договоренность с министерством образования, что такая отчетность будет представлена.

Придется анализировать, что называется, по факту. Итак, если говорить в общем, то НСОТ в образовательных учреждениях РА с определенными проблемами внедрена, базовая часть, как и было заявлено, не уменьшилась. В целом увеличение заработной платы составило от 5 до 20 процентов. Только вот заложенные в этой системе идеи достигнуты не в полной мере. Это касается расширения стимулирующей части. Прежде всего, из-за небольшого стимулирующего фонда. В идеале должно быть соотношение базовой части к стимулирующей 70 и 30. В некоторых ОУ , особенно в малокомплектных, стимулирующий фонд 10-12 процентов.

Стоимость балла от 6 рублей до 35 рублей. В Дъектикской школе максимальное количество баллов, которые может набрать учитель, 6 рублей. В с.Черга 1 балл в 2008 году оценивался в 55 рублей, а в 2010—30 рублей. И учителя, вместо того чтобы всерьез заниматься творческой работой, вынуждены гоняться за баллами. Порой очень призрачной надбавкой. Ведь в некоторых школах при максимуме работы учитель более 300 рублей надбавки не получит.

Но я бы не стал сейчас искать крайних. Нужно просто насколько возможно увеличить фонд оплаты труда. Тем более, что о такой необходимости все время говорит Полномочный представитель Президента РФ в СФО В.Толоконский. Он заявил, что внутренние резервы оплаты труда в образования уже исчерпаны, нужно выделить средства дополнительно. Как вариант для обсуждения, я бы предложил полученные средства от сокращений на 20 процентов числа госслужащих перенаправить на образование.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)