c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_deputaty_giginterw.jpgЗавершила свою работу очередная, XXIV-я сессия республиканского Парламента, где депутаты приняли основной финансовый документ на предстоящий период–Закон РА «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».

Сегодня мы говорим об этом с Заместителем Председателем ГС-ЭК РА, председателем Комитета по бюджету и налоговой политике, руководителем фракции "Единая Россия" Татьяной Анатольевной Гигель.

-Татьяна Анатольевна, по сложившейся в последние годы практике, члены депутатского корпуса принимают непосредственное участие в обсуждении проекта бюджета еще на стадии нулевого чтения. А как проходил данный процесс на этот раз.
-Хочу подчеркнуть, что перед тем, как подойти к завершающему этапу многомесячной работы всех уровней исполнительной и представительной ветвей власти над законопроектом о бюджете, многие депутаты принимали заинтересованное участие в работе правительственных комиссий,  межведомственных комиссиях, рабочих группах, созданных в Парламенте, а также на заседаниях всех профильных комитетов Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай.

Отмечу, что в ходе конструктивной работы удалось снять многие болевые точки, найти консенсус по проблемным вопросам. Так, например, на протяжении всего периода обсуждения остро стояли вопросы по финансированию строительства инженерной инфраструктуры земельных участков, выделенных льготным категориям граждан, градостроительной документации муниципалитетов, по поддержке республиканской лизинговой компании, по увеличению расходов на развитие спорта, на поддержку охотничьего хозяйства, на приобретение автомашин скорой помощи и многое другое. Все эти вопросы удалось отрегулировать за счет внутренних перемещений в проекте бюджета.

-Многие читатели интересуются, каков он, наш новый республиканский бюджет? Не получится ли, например, так, что продекларированное на уровне главы государства повышение оплаты труда, останется у нас в регионе до конца не реализованным?
-С удовлетворением сообщаю жителям республики, что депутатский корпус со всей ответственностью отнесся к формированию бюджета. Его общие расходы составляют 10,5млрд.руб., из них более 8,0млрд.руб. или 85% направляются на обеспечение первоочередных и социально значимых расходов.

Поэтому бюджет мы вправе называть социально ориентированным. Приоритетными остаются здравоохранение (1 369млн.руб.) и образование (3 017млн.руб.).  Всего на эти сферы запланировано израсходовать 4 млрд. 386 млн. рублей. На финансирование более 30 направлений социальной защиты населения будет потрачено  более 1млрд.300млн.руб. На культуру и спорт–почти 255,0млн.руб.

И теперь о вашем конкретном вопросе. На реализацию майских указов Президента страны в бюджете республики предусматриваются 1млрд.113млн.руб., в т.ч. 623,0млн.руб.–на повышение заработной платы работников бюджетной сферы.

-Все чаще раздаются мнения о том, что пора субъектам жить по средствам. Мы высокодотационный регион, но, несмотря на это, пытаемся развивать не только социальные, но и экономические проекты. В этом плане мы смотрим вперед?
-Действительно, на фоне всех наших, безусловно, первоочередных социальных расходов, наша собственная налогооблагаемая база и доходы, практически, не растут вдогонку с нашими запросами на поддержку реального сектора экономики. При всей важности для большинства населения республики  аграрного сектора экономики, на его поддержку  направляются только 397,0млн.руб., с приростом в 14% к 2012 году.

Еще сложнее обстоят дела по обеспечению софинансирования федеральных программ, таких как «Социальное развитие села». Так на софинансирование Тархатинской оросительной системы в Кош-Агачском районе, куда федеральный бюджет уже вложил 64,0 млн. руб., мы пока  не внесли ни рубля, хотя объект подлежит сдаче в эксплуатацию в 2014 году.

Мы все знаем о затратности и высокой себестоимости продукции сельского хозяйства в нашем горном регионе. Но понимаем и другое - сельхозтоваропризводители как и все, должны вносить свою посильную лепту в местную казну для решения проблем села. Пока же  их вклад более, чем скромный. От налогоплательщиков, применяющих режим единого сельхозналога, сегодня поступает около 5млн.руб.

Реальные доходы населения у нас растут, тому свидетельство доминирование в доходах как регионального так и местных бюджетов налогов на доходы физических лиц, но, к сожалению, это не показатель развития экономики. А резервы пополнения своих бюджетов за счет других видов налоговых доходов и сборов имеются, особенно у органов местного самоуправления.

Власти на местах требуется только более ответственно подойти к налаживанию организационной работы и взаимодействию с налоговыми органами по учету и регистрации недвижимого имущества и земельных участков у граждан. Не секрет, что в настоящее время большие земельные площади выпали из налогооблагаемой базы, т.к. либо не зарегистрированы, либо не оформлены в собственность, в т.ч., т.н., паевые земли.

-Однако, очень интересную и злободневную тему Вы подняли. Не могли бы вы, Татьяна Анатольевна, подробнее остановиться на этом вопросе?
-Постараюсь. На мой взгляд, у нас не до конца исчерпаны возможности пополнения бюджетов от использования как государственной, так и муниципальной собственности, от продажи непрофильных активов. В этих вопросах все должно быть прозрачным и взвешенным.

В связи с вышесказанным, позвольте привести несколько цифр из рассмотренных на комитетах и рабочих группах расчетных таблиц, которые представило министерство финансов. Как известно, основу собственных доходов местных бюджетов составляют два вида налогов—земельный и на имущество граждан. А как мы видим из официальных данных, в половине муниципальных районов за последние два года уровень собираемости земельного налога существенно упал. В т.ч., совсем непонятна ситуация в Кош-Агачском районе, где поступления этого вида налога сократилось почти в 10 раз.

Хорошо, что на последних сессиях райсоветов Усть-Канского и Онгудайского районов местные депутаты озаботились этой проблемой и ситуация начала исправляться. При этом у депутатов  не было вопросов к городу, Майме, Турачаку, Чемалу, которые существенно улучшили администрирование данного налога. Невольно напрашивается вывод: повышать собираемость налогов задача посильная.

Истины ради, скажу, что повсеместно повысилась собираемость налога на имущество граждан, хотя и здесь резервы еще имеются.

-Успешность власти у нас принято ассоциировать с вводом новых объектов: строительством школ, больниц, детских садов, дорог… И в этом плане в республике немало сделано за последние годы. С учетом увеличенной социальной составляющей бюджета, чего нам ждать в предстоящий трехлетний период?
-В ходе нашей предварительной работы над бюджетом всех депутатов сильно  волновал вопрос  наших возможностей вложения средств в капитальное строительство. К сожалению, в этом направлении мы мало чем можем порадовать наших избирателей. Окончательные бюджетные цифры , касающиеся  этой части бюджета, весьма скромны. На все строительство выделяется 474млн.руб., из них на 300,0млн.руб. мы обязаны обеспечить софинансирование Особой экономической зоны.

Оставшиеся средства, практически, полностью направляются на строящиеся объекты школ и больниц, в т.ч. на покрытие наработанной кредиторской задолженности.

-Татьяна Анатольевна, сельчане крайне озабочены состоянием местных дорог. Какой район ни возьми,-это проблема номер один. Будут ли выделены средства на эти цели?
-Отмечу, что особое внимание депутатов было обращено к вопросам дорожной отрасли. При всей сложности состояния региональных дорог, объем Республиканского дорожного фонда составляет 710,0млн.руб.. Из них 157,0млн.руб. направляются на строительство моста в с.Тюгюрюк в Усть-Коксинском районе и на строительство моста и дороги на микрорайон «Северный» в с.Кызыл Озек. Более 450,0млн.руб. предусмотрено на ремонт дорожной сети. В совокупности  это составляет только 6% от наших потребностей по нормативам, из них 50,0млн.руб. пойдут на ремонт муниципальных дорог, на которые требуется средств  в десятки раз больше средств.

-Мы не можем не затронуть проблему недостатка мест в дошкольных учреждениях. У нас в республике данный вопрос в центре внимания властей. Это подтверждает и Глава республики.
-За последние годы существенные подвижки произошли в сокращении очередей в детские сады. Недавно ввели детсад в с.Майма на 110 мест. Надеемся наконец-то достроить  детсады в с.с.Кызыл Озек и Бельтир, но острота проблемы, особенно в городе, сохраняется.

На недавнем совещании Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев поставил перед исполнительной властью задачу разрешить данную проблему к 2016 году в целом по стране. На эти цели планируется выделить очень серьезные финансовые средства из федерального бюджета. Наша задача–стать участниками данной программы. В нее попадают, извините, не за «красивые глазки». Необходимо своевременно подготовить проектно-сметную документацию на строительство, реконструкцию или ремонт детских садов, иметь ясную картину о положении дел в каждом поселении и …работать с федеральным центром.

В связи с передислокацией Акташского погранотряда в город, мы в постановлении сессии записали поручение нашему сенатору Р.Р.Сафину «прорешать вопрос в федеральных органах власти по строительству школы и детсада для детей пограничников, т.к. город уже сегодня не справляется с переполненностью школ и нехваткой мест в детских садах». Хочется верить, что с поставленной задачей нам удастся справиться. Ведь у города готовая проектно-сметная документация на эти объекты уже имеется.

-На сессии прокуратура, как субъект права законодательной инициативы, настаивала на увеличении бюджетных средств на строительство жилья для детей-сирот. Что-то изменится в ближайшее время?
-Да, действительно, вопрос обеспечения жильем данной категории граждан стоит остро. Особенно в городе. На сегодня в очереди на получение жилья числятся  тысячи детей. Здесь было бы справедливым отметить, что только за последние 6 лет почти 700 детей обеспечены жилыми помещениями, но, как видим, от этого проблем не стало меньше, а наоборот, очередь нарастает.

Считаю, что простым увеличением бюджетных расходов проблему не решить. Надо искать причины такого странного явления. К примеру, пока остается без ответа вопрос, почему при живых родителях дети становятся, так называемыми «социальными сиротами»?  Есть и другие случаи. Так что, надо тщательно проанализировать все и наметить конкретные пути решения.

-В завершение хотелось бы вернуться к приоритетам нашего бюджета, и спросить: в предстоящем году мы станем жить лучше?
-Отвечу, используя факты. Несмотря на то, что наш бюджет остается высокодотационным, нам удалось не только сохранить объемы финансирования государственных социальных гарантий перед населением, но и немного их увеличить. Практически, по всем направлениям обеспечивается рост от 8 до 14%%. И, самое главное, нам удалось изыскать финансовые средства на реализацию указов Президента страны по повышению заработной платы работников нашей бюджетной сферы: учителям, воспитателям, врачам, культработникам и другим. За каждым нашим решением стоит большая ответственность перед нашими избирателями.

Пользуясь случаем, хочу сказать, что решение вопросов по финансированию первоочередных расходов нашего бюджета стали возможными, благодаря конструктивной работе Правительства и лично Главы республики с федеральным центром.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)