c_200_250_16777215_00_images_stories_2012_deputaty_manz.jpgНа очередной XXIV-ой сессии ГС-ЭК РА, состоявшейся 7 декабря 2012 года, при обсуждении проекта бюджета на 2013 и на 2014-2015г.г. с содокладом при обсуждении законопроекта о республиканском бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годы выступил депутат Республики Алтай, член фракции КПРФ Александр Манзыров.

Приводим текст его выступления в сокращенном варианте.

-Сегодня мы рассматриваем основой финансовый закон РА на 2013 год, от которого население РА ждет многого, особенно работники бюджетной сферы, получающие из года в год мизерные заработные платы. Я не буду заострять внимание на основных цифровых параметрах бюджета-они общеизвестны.
Мне бы хотелось сегодня остановиться на тех вопросах, которые волнуют всех нас без исключения. Это и  наполнение бюджета, несмотря на сложности в сегодняшней обстановке, и его перспектива на будущее.

Стало уже традицией «всем делить крохи» из республиканского бюджета один раз в году и целый год жить «не по средствам». Но, как бы ни хотелось жить комфортно и со всеми благами всем министерствам и ведомствам, МО районного уровня, сельских поселениям, хозяйствующим субъектам от этой порочной практики на сегодняшний день нужно отходить.

В связи с принятием новых государственных программ по отраслям на федеральном уровне (а их планируется 44), Республика Алтай может быть представлена в 12 программах. Возникает естественный вопрос: почему не в 20 и более? Где наша ниша в этих программах? Прирост собственного бюджета РА с 2011г. на 2013г. прогнозируется на 108 069тыс.руб., без поступлений из федерального центра-это показатель нашей работы.

Для дальнейшего развития экономики РА необходимо заострить внимание и акцентировать всю работу на привлечении финансирования из Госпрограмм, которые будут приняты по федеральным министерствам и ведомствам. Это один из самых важных приоритетов для будущего развития бюджетного процесса в РА. Госпрограммы РА по отраслям должны быть реальными и  затрагивать интересы прежде всего муниципальных образований  республики. При этом, необходимо учитывать социально-экономические и природно-климатические условия, которые  разнятся в разы.

На сегодняшний день нет детального анализа программ социально-экономического развития МО районов, принятых в 2006 году. Министерство экономики и финансов республики не управляет процессом в данном направлении. По программе развития села в этом году чуть было  не сорвали вопрос с софинансированием из республиканского бюджета. По линии Министерства туризма и предпринимательства есть проблемы по вопросам привлечения дополнительного финансирования.

Над иждивенческими подходами многих «бюджеторасточителей», мягко говоря, надо ставить жирную точку. От работы бездумной  «лихорадочной траты сегодня и сейчас» и без того скудного бюджета, нужно переходить к работе продуманной и целенаправленной по привлечению финансовых средств в бюджет республики.

Понятно, что такие меры требуют непопулярных решений. Если взять МО районного уровня, то все прикрываются 131 федеральным законом, где сказано, что они более чем самостоятельны. В то же время, в законе четко прописано, что за вопросы по переданным полномочиям  муниципалитетам органы власти обязаны спрашивать с МО. Считаю, что когда в МО вливаются реальные ресурсы из республиканского и федерального бюджета, то здесь не уместна скромность со стороны республиканских органов власти.

Муниципальные образования всех уровней сегодня должны пересмотреть свой подход в деле развития бюджетного процесса на муниципальном уровне. При этом особо обратить внимание на создание условий и возможностей по сбору налога на имущество и земельного налога, что может принести ощутимые финансовые средства. Есть случаи, когда практикуется сдача в аренду земельных участков в некоторых районах под карьеры.

Приведу всего лишь два примера по этому поводу: в одном случае арендная плата земельного участка площадью 5,6га под карьер в год составляет 1 013 рублей 148 копеек до 30 мая 2021 года, в другом случае за земельный участок 3,6га годовая аренда 648 рублей до 10 апреля 2018 года. Таким образом, получается, что годовая аренда намного дешевле одной машины песка или гравия.

Весной этого года в МО «Усть-Канский район» проходили дни депутатов Республики Алтай. Во время встреч с населением остро ставились вопросы по состоянию и качеству дорог, как и во всех районах республики. Далее, на секциях первого съезда депутатов всех уровней, которое проходило 16 ноября 2012 года, данный вопрос стоял одним из главных и самых проблемных.

При внимательном рассмотрении представленных материалов Минрегиона РА и ГУ РА «Горно-Алтайавтодор» на 2012-2013г.г., то прослеживается следующая ситуация: ООО «Элитстрой-Кош-Агач» и ООО «Элитстрой-Улаган» получают бюджетные ассигнования в четыре с лишним раза больше, чем местные ДЭПы и ДРСУ, не имея за душой никаких материально-технических ресурсов.

Можно было бы понять, если бы содержание одного километра дороги в Майминском районе 4,2тыс.руб., а в Кош-Агачском районе 17тыс.руб. После таких схем распределения ООО «Элитстрой-Усть-Кан» оказался банкротом и не заплатил в бюджет около 5млн.руб. Есть вопросы и по другим направлениям, в том числе, по приватизации,  передаче республиканской собственности МО. Деньги есть, но с какой пользой их мы расходуем? Вкладывается средства на развитие инфраструктуры туризма, а нашими ресурсами и природными богатствами пользуются туроператоры извне.

От разговоров о налаживании деловых отношений с туроператорами надо переходить к конкретной работе в поддержке местных туроператоров, предпринимателей, ЛПХ, КФХ и всех, кто занимается реальным производственным процессом в МО районного уровня. Нам нужна прозрачность в освоении и расходовании наших скудных финансовых ресурсов, которые направляются на развитие экономики из республиканского и федерального бюджета.  Но сегодня, жизнь подсказывает, надо затягивать пояса и научится  жить по средствам.

Ежегодно принимая бюджет, мы высказываем критические замечания, надеясь, что они будут в какой-то мере учтены Правительством при формировании нового бюджета. Но базовая сумма детских пособий как была у нас самая низкой в Сибири, так и осталась. Обещанное депутатам увеличение детских пособий для детей с полутора до трех лет Правительством отложено на следующий год. Республика-лидер по детской смертности новорожденных, при этом Закон республики от 14 мая 2008 года о выделении средств на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до 3 лет ни разу не финансировался. Не реализуется закон «О статусе столицы РА».

Начатое строительство Майминской и Чемальской районных больниц, завершение строительства детского сада в с.Бельтир заморожено, хотя со дня землетрясения пошел десятый год, школа в с.Сайдыс ждет своего логического завершения, школа в с.Сугаш ждет своего часа для включения финансирования, хотя каждый, кто побывал из членов Правительства РА в с.Сугаш, клятвенно обещает о начале строительства школы.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)