c_200_280_16777215_00_images_stories_2013_sovfed_zasedanie_totoonjv.jpgМы продолжаем публиковать заметки с выездного заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике по теме: «Межкультурное сотворчество и формирование единого евразийского пространства», прошедшего 28 июня в г.Горно-Алтайске.

После выступления Председателя Совета Федерации В.Матвиенко, Главы Республики Алтай А.Бердникова, основного докладчика-спикера И.Белекова, депутата Республики Алтай Н.Екеевой, слово было предоставлено члену Совет Федерации Александра Тотоонову.

В своем выступлении А.Тотоонов рассказал о значении поликультурного образования как основе формирования единого евразийского культурного пространства. Выбор данной темы, как заметил сенатор, обусловлено тем, что он представляет в Совете Федерации Северную Осетию-Аланию.

Как отметил А.Тотоонов, по данному направлению в Республике Алания накоплен достаточно серьезный опыт, который сегодня поддержан внутри Северо-Кавказского региона, а также отдельными субъектами Российской Федерации и из других федеральных округов. Это стало возможным благодаря очень полезной и эффективной работе созданной при Северо-Осетинском педагогическом институте кафедры ЮНЕСКО в поликультурной сфере и билингвальному образованию.

Сенатор заметил что, несмотря на усиливающееся внимание к изучению родного языка, в данном направлении  еще очень много проблем и резервов для серьезной работы. К примеру, при составлении новых школьных программ очень слабо учитывается и недостаточно  отображается как раз проблематика национальной истории, национальных культур.

Сегодня весь учебный процесс сводится к такой целенаправленной и кропотливой подготовке, как сдача ЕГЭ. При этом, притупляются некоторые основы образовательного процесса.  В целом, как считает А.Тотоонов, внедрение концепции развития поликультурного образования в России дало бы образовательной системе возможность вновь в продолжение лучших традиций отечественной школы реализовывать его фундаментальные, культурно-формирующие и культурно-транслирующие функции.

***

c_380_250_16777215_00_images_stories_2013_sovfed_zasedanie_bedyurov.jpgЭл Башчы алтайского народа Бронтой Бедюров в своем выступлении отметил, что сегодня речь должна идти не о формировании, а о восстановлении и развитии нашего общего Евразийского пространства. Потому что, это пространство на одной шестой части никуда не делось, несмотря на то, что наша страна продолжает временно в расчлененном виде свое существование в виде пятнадцати больших и малых государств постсоветского периода.

А государство, как известно, это не только экономика, не только финансы, не только внешние границы, не только генералы, не только дипломаты, не только олигархи, а, прежде всего, государство–это язык. Государство–это культура, именно общим языком определяется единое культурное пространство. На данном историческом этапе таким общим языком является русский язык.

"В России русский язык является вторым родным, а для многих единственным родным языком. Поэтому важнейшим фактором объединения наших народов является именно языковое единство", -считает Б.Бедюров.

***

c_380_250_16777215_00_images_stories_2013_sovfed_zasedanie_babin.jpgРектор Горно-Алтайского государственного университета Валерий Бабин рассказал о деятельности Совета ректоров вузов Большого Алтая, действующего в рамках Международного координационного Совета "Наш общий дом–Алтай».

Как подчеркнул ректор, решением IX заседания МКС «Наш общий дом–Алтай» была поддержана инициатива ряда вузов России и Китая по созданию Международного межрегионального объединения «Совет ректоров высших учебных заведений Большого Алтая». Объединение было организовано 27 июля 2011 года в рамках работы МКС.

Совет ректоров вузов Большого Алтая объединил 18 высших учебных заведений 4 приграничных территорий. Проведенный предварительный мониторинг образовательных услуг вузов Большого Алтая показал, что приоритетными направлениями подготовки специалистов для региона являются: туризм, разработка энергосберегающих и экологически чистых технологий, переработка пищевой продукции, региональная экономика, русский и китайский языки.

***

c_200_250_16777215_00_images_stories_2013_sovfed_zasedanie_tulohonov.jpgВ своем выступлении члена Совета Федерации от Республики Бурятия Арнольда Тулохонова заявил, что пришел работать в верхнюю палату российского Парламента для того еще и потому, чтобы продвинуть законопроект о развитии приграничных территорий муниципальных образований.

По его мнению, муниципальным образованиям, расположенным в приграничных зонах Российской Федерации просто необходимо дать больше самостоятельности. На сегодняшний день они не имеют никаких полномочий, в т.ч., при подписании нужных, безотлагательных документов, которые необходимо согласовывать с федеральным центром. Это, конечно же, отнимает уйму времени, и в результате отрицательно сказывается на эффективности работы.

***

Председатель Комитета ГС-ЭК РА по образованию, молодежной политике, сорту, культуре, СМИ и общественным объединениям Вячеслав Уханов подчеркнул необходимость евразийской альтернативы современного образовательного пространства.

По его мнению, конкурентоспособность национальной системы  образования может c_380_250_16777215_00_images_stories_2013_sovfed_zasedanie_uhanov.jpgбыть  обеспечена только при условии ее национального своеобразия. Европейская же система предусматривает, что присоединившиеся к ней страны должны строить свое образование в соответствии с европейской традицией.

Однако, очевидно, что совершенствование этой системы должно проходить с учетом особенностей каждой страны, их традиций образования, менталитета и культуры.

По мнению В.Уханова, нужна евразийская альтернатива современного образовательного пространства, интегрирующая в себе лучшие традиции российского и европейского образования, обогащенная многообразным культурным достоянием народов, проживающих на территории России.

Как заметил председатель парламентского комитета, культура здесь выступает не учебным предметом, а целостным образовательным пространством, в котором совершается становление личности, способный к культурному творчеству. Образовательная программа строится по принципу расширяющейся ойкумены: от родной культуры-к культуре отечественной и, далее,-к мировой культуре.

(подготовлено пресс-службой Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)