c_200_280_16777215_00_images_stories_2013_sovfed_totoonov2.jpgЧлен Совета Федерации Александр Тотоонов, выступая на заседании Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике, состоявшемся в г.Горно-Алтайске, обратил внимание на проблемы современного состояния нашего общества в области образования и культуры с точки зрения проблематики национальной истории, национальных культур.  Публикуем текст выступления сенатора.

-Уважаемые коллеги, внимание ваше я хотел бы заострить на вопросе поликультурного образования, как основе формирования единого евразийского культурного пространства. Выбор этой темы для меня совершенно однозначно обусловлен тем, что представляю в Совете Федерации Северную Осетию-Аланию.

Я должен подчеркнуть, что в республике накоплен достаточно серьезный опыт, который сегодня поддержан внутри Северо-Кавказского региона, некоторыми другими субъектами Российской Федерации. Благодаря очень полезному, эффективному действию и работе созданной при Северо-Осетинском педагогическом институте кафедры ЮНЕСКО, касающейся поля поликультурного и билингвального образования.

Начало XXI века, само по себе, ознаменовало радикальную смену движущих сил развития человеческой цивилизации. И все это, безусловно, поставило перед нами новые требования, новые задачи. Опрос мнений по поводу взглядов на эти процессы достаточно разнообразный: от концепции, отстаивающей необходимость полного нивелирования, максимального унифицирования культурных и образовательных аспектов в социальной жизнедеятельности до прямо противоположных, предполагающих  консервацию уровня этнокультурной  дифференцированности народов России.

Первый подход, в основе которого лежит актуализация необходимости и тотальной унификации культурно-образовательной сферы, он несколько игнорирует исторический опыт. Доктрина этнической переплавки и формирования таких супернаций, на примере, допустим, тех же самых Соединенных Штатов. Да и, пожалуй, в истории Советского Союза до конца так и не удалось реализовать. Поэтому, я думаю, Президент нашей страны Владимир Путин очень четко сформировал это направление  в сторону формирования единого евразийского пространства и определил аспекты и скрепы, как им самим было сказано, его формирования.

Хочу остановиться на некоторых аспектах в системе образования. Один из них–это билингвальный подход в образовательной системе. И, как представитель субъекта Российской Федерации, в котором поддерживаются национальные традиции и национальная культура, которая держится на развитии родного языка, должен сказать, что, несмотря на то, что в последнее время внимание на изучение родного языка усиливается, но, тем не менее, в этом направлении у нас очень много еще проблем.

На мой взгляд, эти вопросы игнорируются при составлении новых школьных программ, потому что, с одной стороны, школьные программы сегодня составляются из принципа включения в них, на самом деле, как мне кажется, в последнее время достаточно четких, ясных разделов, продуманных, апробированных, но, при этом, очень слабо учитывается и недостаточно отображается как раз проблематика национальной истории, национальных культур. На мой взгляд, это несколько ослабляет работу в этом направлении, потому что это потом автоматически не отображается в ЕГЭ, который сакраментально довлеет над всеми учащимися. И ни для кого не секрет, что сегодня весь учебный процесс сводится к такой целенаправленной и кропотливой подготовке к сдаче ЕГЭ. При этом притупляются некоторые основы образовательного процесса.

Совершенно точно, когда ребенок изучает русское или зарубежное изобразительное искусство, допустим, по красивому московскому учебнику, то национальной живописи преподносится вид каких-то пришпиленных к доске вырезок или наглядных материалов, значительно уступающих, как я сказал уже, той подаче материалов, которая происходит в учебнике. Это автоматически ведет ребенка, а потом выросшего и взрослого человека, к самопозиционированию, как представителя народа, носителя неполноценной культуры, как некого маргинала. Поэтому, мне кажется, что во всем этом нет второстепенных вещей, тем более, мелочей, все это необходимо учитывать, особенно в национальных образованиях.

Поликультурная, а для национальных субъектов и полилингвальная модель представляется оптимальной основой для будущей образовательной системы российского федерального государства, одной из стратегических задач которой признано формирование чувства принадлежности обучающегося к российской гражданской нации на основе развития его полноценной этнокультурной ипостаси к отличительности.

В целом, внедрение концепции развития поликультурного образования в России дало бы образовательной системе, на мой взгляд, возможность вновь в продолжении лучших традиций отечественной школы реализовывать его фундаментальные, культурно-формирующие и культурно-транслирующие функции.

Спасибо.


* * *

Напомним, что 28 июня 3013 года в Республике Алтай впервые состоялось выездное заседание Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике на тему: «Межкультурное сотворчество и формирование единого евразийского пространства» с участием Председателя СФ В.Матвиенко.

(подготовлено пресс-службой Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)