c_200_150_16777215_00_images_stories_2013_novosti_intervew_belekov_lesson_constitution_16.08.13_69794463.jpgВсероссийский открытый урок, посвященный 20-летию Конституции Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации, пройдет в Республике Алтай 2 сентября 2013 года.

Для депутатов пятого созыва он будет уже четвертым по счету.

Предыдущие 3 года они принимали самое активное участие в организации и проведении уроков Конституции в школах республики.

Какие цели ставит депутатский корпус при проведении урока в нынешнем году? Об этом наш сегодняшний разговор со спикером Парламента Республики Алтай Иваном Белековым.

-Иван Итулович, судя по заявленной тематике урока, в этом году он будет больше касаться истории развития парламентаризма в России, чем правоведения?

c_200_280_16777215_00_images_stories_2013_novosti_intervew_belekov_lesson_constitution_16.08.13_belekov.jpg-Вы правы, в отличие от предыдущих лет мы намерены проведение урока несколько видоизменить. Если раньше мы ставили перед собой задачу привлечь внимание учащихся к вопросам правоведения на данных уроках, то в этом он будет напрямую касаться истории парламентаризма. Об этом очень красноречиво говорит и предложенная к рассмотрению тема урока: «20-летие Конституции Российской Федерации и Федерального Собрания РФ».

Но это не значит, что вопрос правоведения будет с обсуждения снят. Мы непременно постараемся познакомить ребят с основным законом страны–Конституцией РФ, Конституцией РА, их ролью в жизни граждан. Думаю, что ребятам будет интересно узнать, каковы полномочия, структура и направления деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, о его месте и значении в системе государственного управления в Российской Федерации.

Нетрудно предположить, что у школьников возникнут вопросы по реализации конституционных прав граждан России в сфере образования. Ведь мы будем иметь дело с выпускниками школ, которым через год предстоит выбрать свой жизненный путь.

Отвечать постараемся на примере федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принятого 29 декабря 2012 год. С 1 сентября 2013 года он вступает в силу.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2013_novosti_intervew_belekov_lesson_constitution_16.08.13_gerls.jpg-Итак, это уже четвертый Урок Конституции, проводимый депутатами нашей республики. На ваш взгляд, он приносит реальные плоды или пока имеет больше декларативный характер?

-Смею заметить, что данный урок проведенным впустую никак не назовешь. Ведь разговор на нем, как правило, касается таких важных тем, как роль личной и гражданской ответственности каждого жителя нашей страны, о политической культуре, насколько важна в современно мире правовая грамотность.

Полученный во время общего разговора вывод оседает в ученической памяти. Дети начинают понимать, насколько важно мнение каждого человека в отдельности, что от него напрямую зависит: будем мы жить в мире и согласии в нашей многонациональной стране или погрузимся в хаос.

Кстати, после проведения данных уроков мы проводили своего рода мониторинг. И знаете, он нас порадовал. Как говорят педагоги, среди учеников, которые побывали на таких уроках, заметно возрастает интерес к общественным дисциплинам, особенно вопросам правоведения. Они начинают вычленять особо важные законы, давать свою оценку.

-Как вы считаете, Иван Итулович, на данном уроке полученных знаний будет достаточно, чтобы учащиеся, выходя из стен школы, легко ориентировались в вопросах правоведения?

-Я знаю, что сегодня в образовательных учреждениях республики вопросам правоведения уделяется немало внимания и времени. С введением ежегодного урока Конституции учащиеся получили возможность напрямую задавать вопросы, касающиеся правоведения, депутатам разных уровней.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2013_novosti_intervew_belekov_lesson_constitution_16.08.13_obshivid.jpgНо этого, на мой взгляд, не достаточно. Я уже говорил об этом, но позволю повторить еще раз: пришло время принимать конкретную республиканскую программу, которая напрямую касалась бы вопросов правового воспитания подрастающего поколения, как, впрочем, и всего населения.

Все-таки, мы не можем сказать утвердительно, что наши сегодняшние и потенциальные избиратели в вопросах правоведения сильны. А, как известно, правовая безграмотность порождает правовой нигилизм, что в правовом государстве, которое мы в последнее время активно строим, просто не допустимо.

Кстати, о необходимости уделять этому вопросу больше внимания уже не один раз говорил Владимир Путин.

-В День знаний–1 сентября вступает в силу базовый федеральный закон «Об образовании». Можете вкратце сказать, какие новшества он привнесет в нашу жизнь?

-Этот закон многими экспертами отнесен к «многострадальным». Ведь над ним работали не только специалисты от образования, но и общественность подключалась, преподаватели школ, училищ, вузов непосредственно вносили множество поправок. Надо полагать, что жизнь внесет в него еще немало поправок. Но главные параметры в законе прописать удалось, и это радует.

c_200_150_16777215_00_images_stories_2013_novosti_intervew_belekov_lesson_constitution_16.08.13_boys.jpgВ нем определены уровни образования-это дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование, а также уровни профессионального образования, куда вошли–средне профессиональное, высшее-бакалавриат; высшее образование–специалитет, магистратура; высшее образование–подготовка кадров высшей квалификации. Законом вводится новый уровень высшего образования–подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Закон регулирует стипендиальное обеспечение студентов, обучающихся в организациях профессионального образования.

Помимо основных программ образования, теперь в России станет проводиться обучение по дополнительным образовательным программам различной направленности и сложности. Они будут формироваться с учетом возрастных особенностей, способностей и интересов и профессиональной квалификации слушателей. Закон также расширяет круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности. Он закрепляет правовые возможности доступа необразовательных организаций к образовательной деятельности.

-Иван Итулович, а в каких районах депутаты республики намерены провести уроки?

-Ни один из округов без внимания депутатов не останется. Так, Александр Агарков будет вести диалог с учениками МОУ СОШ гимназии №3 г.Горно-Алтайска, Надежа Апенышева–в СПТУ №2 Усть-Коксинского района; Татьяна Гигель-в Каракокшинской средней школе Чойского района, Александр Кириллов-в Майминской школе №1; Александр Манзыров-в с.Усть-Кокса в 10-11 классах; Валерий Пальчиков-в с.Верх-Бийка Турочакского района.

Лично я намерен дать урок непосредственно в Парламенте республики для учеников республиканского классического лицея и республиканской гимназии в Большом зале. В прошлом году такую форму мы опробовали впервые, она детям школы №9 очень понравилась.

 

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)