c_290_250_16777215_00_images_stories_2013_novosti_intervew_ten_23.08.13_497_1.jpgНа прошлой неделе в республике с рабочим визитом побывал руководитель Межрегионального координационного совета ВПП «Единая Россия» по Сибирскому федеральному округу, депутат Государственной Думы РФ, заместитель Председателя Комитета по транспорту, член Генерального Совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» Сергей Тен.

Сегодня Сергей Юрьевич наш гость.

-Сергей Юрьевич, время Вашей командировки было строго регламентировано. Но, надо полагать, вы успели не только познакомиться с работой на местах в партийных ячейках республики, но и полюбоваться нашими природными красотами?

-Да, время нынче горячее. 8 сентября, а это-меньше, чем через месяц, состоятся выборы в местные органы власти. В республике они имеют масштабный характер, поскольку в Единый день голосования будут избраны главы муниципальных образований, поселений, депутаты районных советов и сельских поселений сразу в восьми районах из десяти. В трех районах они впервые пройдут по смешанной системе.

Представляете, уже в сентябре будут замещены 950 мандатов из 1 120.

Цифры, как говорится, впечатляющие. Для партии «Единая Россия», которую Президент страны Владимир Путин определяет, как силу, которая несет «ответственность за все происходящее в стране», они очень важные. Ее представители будут бороться более, чем за 90% мандатов. Тем более, что сегодняшнюю борьбу простой не назовешь, поскольку, она проходит в условиях продолжающейся политической реформы, когда число зарегистрированных партий постоянно растет. В регионе эта цифра подошла к отметке 30.

c_250_230_16777215_00_images_stories_2013_novosti_intervew_ten_23.08.13_ten.jpgРяд представителей партий уже включились в предвыборную гонку. Так что есть все основания говорить о возросшей в республике политической конкуренции. В создавшихся, прямо сказать, непростых условиях от структурных подразделений нашей партии время требует более ответственных подходов.

Не стоит забывать и тот факт, что эти выборы-своего рода генеральная репетиция перед сентябрьскими выборами 2014 года. Это будет уже завершающий этап формирования исполнительной и законодательной власти региона. Выборами Главы региона и Парламента республики вертикаль власти в республике будет сформирована на ближайшее пятилетие.

Что касается впечатлений от республики, то они у меня самые хорошие. В эти дни я побывал сразу в пяти районах: Усть-Коксинском, Шебалинском, Усть-Канском, Чемальском, Майминском. Как и все приезжающие, не переставал удивляться разительной непохожести природных ландшафтов каждого из них.

Незабываемое впечатление оставило посещение музеев художника Николая Рериха и старообрядческой культуры в с.Верх-Уймон и о.Патмос в с.Чемал. Приятно поразили люди своей доброжелательностью, открытостью и духовной чистотой. А насколько правильна их жизненная философия. В своем большинстве нынешние выборы они рассматривают не как борьбу за власть, а возможность со стороны наиболее ответственных людей, которым народ окажет доверие, сделать что-то позитивное для республики. Для них очень важно, чтобы на уровне поселений и районов во власть пришли самые достойные, самые профессиональные люди.

-Выборы сегодня идут рука об руку с «черным пиаром». Новые политтехнологии дошли и до нашей глубинки?

-В прямом понимании «черного пиара» пока мы не наблюдаем. Хотя есть случаи, когда кандидаты от оппозиционных партий или самовыдвиженцы в стремлении привлечь как можно больше голосов избирателей прибегают к недобросовестным приемам политической борьбы. Приходится их поправлять.

-Сергей Юрьевич, а вы в нашей республике впервые?

-Нет, только по работе уже здесь четвертый раз. А вообще, для меня Горный Алтай особенно близок. Моя мама родом из г.Бийск, и ежегодно, пока я был маленьким, мы приезжали из г.Красноярска к родственникам в гости. При этом, обязательной была поездка в г.Горно-Алтайск. И знаете, что интересно, самые теплые детские впечатления о Горном Алтае уже в глазах взрослого человека не поменялись. Мне в Горном Алтае, как выяснилось, и сейчас очень комфортно. У вас здесь какая-то особая положительная энергетика, когда уезжать не хочется, и не понимаешь почему…

-Красоты красотами, но ими, как говорится, сыт не будешь. Как бы вы оценили экономический потенциал нашего региона?

-В моем понимании данная региону оценка, как «динамично развивающийся», соответствует действительности. Республика Алтай действительно имеет хороший инвестиционный потенциал. Здесь очень богатые ресурсы для развития туристической отрасли, есть достаточно интересные проекты развития отдельных поселений. На повышение имиджа региона, безусловно, сыграло открытие аэропорта, поскольку, сразу он стал доступным, а, следовательно, привлекательным для и туристов, и представителей бизнеса.

О развитии экономики говорит развернувшееся строительство в частном и многоэтажном секторах, а также туристических баз и комплексов. Индикатором состоятельности того или иного муниципального образования, по мнению социологов, служит конкуренция на муниципальных выборах. В республике она достаточно высокая. За мандат депутата райсовета на некоторых участках борется по 6-8 человек. В том же Чемальском районе на мандат претендует до 10 кандидатов.

Свои нюансы есть и в самом крупном селе России-с.Майма. Словом, очень серьезная борьба развернулась там, где перспективность налицо-высока наполняемость бюджета, высокий инвестиционный потенциал. По сути, на сентябрьских выборах народ будет выбирать стратегию развития своего муниципального образования.

-Сергей Юрьевич, в ноябре прошлого года в республике проходил первый съезд депутатов разных уровней. В одном из выступлений главы поселения прозвучала мысль, что обязанностей у администраций поселений хоть отбавляй, а финансовая обеспеченность равна трем копейкам, образно говоря. А на такие деньги, сами понимаете, далеко не уедешь.

-Я бы вашу мысль продолжил. На встречах с представителями муниципальной и поселенческой власти пришлось выслушать немало нареканий в адрес надзорных служб, которые буквально замучили множеством проверок. Это и санэпиднадзор, и технадзор, и пожарнадзор и т.д. Выставленные ими предписания, говорили жители сел, поселенческой власти просто не по силам. Много вопросов касалось стратегии развития муниципалитетов, их экономической стабильности.

Все поднимаемые проблемы депутатам Государственной Думы известны. Сразу скажу, что их мы «под сукно не кладем», а стараемся разрешать, внося изменения в федеральное законодательство. Так, в последнее время достаточно серьезно стало меняться законодательство в сторону децентрализации полномочий. Депутатами взято на вооружение предложение Владимира Путина о том, что «муниципалитеты должны стать в полной мере финансово состоятельными и автономными». Будем надеяться, что в ближайшем будущем муниципалитеты станут гарантом стабильного развития территорий.

Очень надеюсь, что этому обязательно поспособствуют внесенные изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ». Они, эти поправки, позволяют изменить финансовое обеспечение муниципалитетов и поселений за счет передачи налогов и платежей на местный уровень. С 1 января 2014 года заработает муниципальный дорожный фонд. Кроме того, в Государственной Думе РФ обсуждается вопрос передачи местным бюджетам налогов, на рост собираемости которых могут влиять органы местного самоуправления.

-Сергей Юрьевич, вы являетесь одним из инициаторов создания муниципального дорожного фонда. Можете поподробнее, а главное, доступно, объяснить, что он конкретно даст рядовому гражданину, муниципалитетам в целом?

-Я убежден, что создание муниципальных дорожных фондов, с их четким определением источников финансирования станет реальным шагом изменения ситуации в дорожной отрасли муниципалитетов. Тем более, если исходить из создавшихся реалий, когда 50тыс.км относится к федеральным; трассам, а 500тыс.км–к региональным. При этом, проблема недоремонта автомобильных дорог достигла критического значения. Даже на федеральных трассах нормативным требованиям соответствуют всего порядка 38% дорог…

Да, сейчас, благодаря решению Правительства РФ и Президента России в муниципальные образования идет порядка 15% средств Дорожных фондов: 5%—на строительство сельских дорог; 5%—на приведение в порядок дворовых территорий; 5%—на реконструкцию и ремонт улично-дорожной сети городов и поселков. Но это капля в море. На них новых дорог не построишь, хорошего ремонта не проведешь. И вот здесь свою положительную роль должны сыграть муниципальные дорожные фонды, которые получат солидную часть от акцизов.

Такое решение приняла Государственная Дума, внеся поправки в Федеральный закон №244. Статья закона в отношении муниципальных дорожных фондов вступит в силу с 2014 года. Она гарантирует главам, что они станут реальными хозяевами денежных средств, которые целевым образом пойдут на приведение улично-дорожной сети в нормативное состояние.

Предусматривается, что в местные бюджеты пойдет 10% отчислений от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации. Распределяться они будут, исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований, а также доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.

В законе прописана очень важная деталь: бюджетные ассигнования; муниципального дорожного фонда, неиспользованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда в очередном финансовом году.

Но деньги в поселении просто так не появятся. Муниципальные образования должны уже сейчас активно включиться в работу: во-первых, провести инвентаризацию автомобильных дорог, ускорить перевод дорог из региональной в муниципальную собственность, так как теперь от этого будет напрямую зависеть размер муниципального дорожного фонда (например, в Иркутской области нужно перевести 9 000км дорог). Сегодня, помимо акцизов, в законодательстве субъектов федерации предусмотрено 32 неналоговых источника пополнения дорожных фондов, чтобы они работали эффективно. Так что, надо выработать типовые акты и нормативы на содержание и ремонт муниципальных и межмуниципальных дорог. Остается также ряд других профильных вопросов.

-Вы так понятно все объяснили, обнадежили наших муниципалов хорошей жизнью. Да только, как-бы не получилось, что выделенным средствам найдется применение в более значимых областях. «Дыр» в муниципальных бюджетах не счесть.

-Нет, это исключено. Данные средства несут функцию «меченых денег», истратить которые можно только адресно. Уверен, что с созданием муниципальных дорожных фондов у глав появится уверенность, что ремонтом и строительством дорог они могут заниматься. А значит, появится возможность долгосрочного планирования.

Немаловажен и психологический фактор-они станут реальными хозяевами денежных средств, которые целевым образом идут на приведение улично-дорожной сети в нормативное состояние. Работа предстоит большая, кропотливая, но, по моему глубокому убеждению, муниципальные дорожные фонды-это будущее хороших дорог в России, повышения качества жизни каждого человека.

 

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)