День знаний, который мы традиционно отмечаем 1 сентября, является по-настоящему всенародным праздником. Это естественно, ведь в России образование, школа были и остаются одной из самых значимых, подлинно общенациональных ценностей.
"Поэтому, в российском обществе придают особое внимание развитию системы образования, ее качественному обновлению, устранению остающихся в этой области проблем", -пишет в своем блоге Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Государственным приоритетом стало финансирование образования. Доля расходов на эти цели возросла за 10 лет в 1,5 раза, составив 5,4% ВВП, а в натуральном выражении, в десятки раз. Преподавание предметов, входящих в школьную программу, полностью финансируется государством. Введено бесплатное обеспечение учебниками.
По сути, в стране сформирована новая система школьного образования, отражающая современные российские реалии, нацеленная в будущее. На переднем плане задачи ее совершенствования. Что здесь представляется особенно важным?
Безусловно, должно сохраняться приоритетное финансирование школьного образования. Ведь экономия на школе обрекает общество на интеллектуальную деградацию, страну-на отставание. Совет Федерации уделял и будет уделять первостепенное внимание сохранению финансирования образования на уровне, который требуется для обеспечения устойчивого развития страны, повышения ее конкурентоспособности в мире.
С 1 сентября вступает в силу Федеральный закон "Об образовании в РФ", определяющий основные направления государственной политики в этой сфере. Вся полнота ответственности за практическую реализацию закона ложится на региональные и муниципальные органы власти. Их роль здесь главная.
Вместе с тем, в хорошей школе, в качественном общем образовании заинтересована каждая российская семья. Важно, чтобы общественные организации, все неравнодушные граждане активно включались в практическую работу по обновлению, совершенствованию отечественной школы. Гражданское общество является важным ресурсом развития системы образования. В нашей стране вырабатываются эффективные механизмы взаимодействия власти и общества в этой сфере.
В указах Президента Владимира Путина от 7 мая 2012 года поставлена задача увеличения среднего размера зарплаты учителей до средней заработной платы в регионе. По итогам первого полугодия 2013 года, в целом по стране, средняя зарплата школьных педагогов сравнялась со средней зарплатой по России.
Однако, в ряде субъектов она, все еще, ниже средней по региону. Нет сомнений, что до конца года соответствующее положение указа главы государства будет выполнено. Мы, в Совете Федерации, держим этот вопрос в поле зрения.
В то же, время важна уверенность школьных работников в том, что повышение их зарплаты-не разовая акция. Хочу напомнить региональным, муниципальным властям, что они обязаны уже сейчас принимать меры, направленные на обеспечение, и в дальнейшем, должного уровня доходов таких работников.
Возвращается школьная форма. Я с самого начала поддержала эту норму, т.к. считаю, что ее введение позволяет решить ряд проблем, возникающих на социальной, этнокультурной, конфессиональной почве.
Введение формы и ее вид-вопрос, который решает родительское и педагогическое сообщество каждой конкретной школы. Они обязаны позаботиться о том, чтобы форма была красивой и удобной. Обязанность региональных и муниципальных властей-принять меры, чтобы форма была доступна всем семьям, независимо от достатка.
Раздаются призывы к законодательному введению дресс-кода, обязательного для школьных педагогов. Не думаю, что это нужно. Как одеваться учителю-вопрос морального, а не правового регулирования. Арбитрами здесь должны выступать индивидуальный вкус учителя, профессиональная этика, общественное мнение, а не нормы закона.
Налицо общественный запрос на восстановление в полном объеме воспитательной функции школы. Первостепенную роль в воспитании учеников играют такие предметы, как русский язык, литература и, особенно, история. Работа над историко-культурным образовательным стандартом, едиными учебниками по истории России для средней школы идет. Желательно, чтобы она не затягивалась.
Вместе с тем, на мой взгляд, приоритетом должно быть качество документов. Если они окажутся сырыми, политизированными в ущерб исторической правде и научности, то принесут вред, дискредитируют саму идею создания учебников, консолидирующих нацию, воспитывающих патриотов. Вот почему, важно, чтобы эта работа шла с общественным участием.
Считаю правильным и своевременным введение профессиональных стандартов учителей. Без этого качество образования не повысить. И на федеральном, и на региональном уровне необходимо создать условия для того, чтобы все учителя имели возможность пройти необходимую переподготовку.
В то же, время я согласна со специалистами, педагогической общественностью, что намечаемые стандарты ориентированы не на реального "среднестатистического" российского учителя, а на идеализированный его образ.
Смогут ли федеральные и региональные органы обеспечить в масштабах всей страны переподготовку педагогических кадров в соответствии с намечаемыми стандартами? Не факт.
Полагаю, чтобы введение профессиональных стандартов педагогов прошло без потрясений для учительского корпуса, российской системы общего образования, оно должно проходить постепенно, поэтапно.
Качественное образование-один из ключевых вопросов для страны. Потому что, только оно открывает реальную возможность сократить наше отставание в области технологий, структуры экономики от передовых государств, занять достойное место в мировом сообществе XXI века.
«Российская газета»