Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России". В современной истории России такой документ принимается впервые.
До 2020 года власти планируют потратить на это порядка 7млрд.руб., по миллиарду в год. В программе предлагается властям всех уровней вместе с гражданским обществом формировать и укреплять "общероссийскую гражданскую идентичность" и "гражданский патриотизм"-через систему образования, СМИ, интернет, социальную рекламу и массовые мероприятия.
-в прогнозировании межнациональных и межрелигиозных конфликтов, конфликтных ситуаций;
-в снижении прямого и косвенного экономического ущерба от межнациональной и межконфессиональной напряжённости и конфликтов;
-в улучшении инвестиционной привлекательности регионов, в том числе Северного Кавказа;
-в росте эффективности использования этнокультурного потенциала страны;
-в улучшении этнокультурного и социального самочувствия коренных народов России.
«Именно неучитывание, в первую очередь, интересов русского народа и создает национализм, создает и страшную этническую конфронтацию. Идея «единой российской нации»- это мина замедленного действия, которая, как раз, и приведет к страшному гражданскому и межэтническому конфликту», -подчеркнул о.Александр.
Член Общественной палаты РФ, президент Информационно–аналитического центра «Религия и общество» Алексей Гришин отметил: «Я абсолютно согласен с оценками критиков. Программа не учитывает религиозный фактор, фактор 20-летней националистической пропаганды, которая только нарастает в ряде регионов страны, не предусматривает целевую борьбу с этими явлениями. Программа существует сама для себя, она построена для идеальной общественной модели.
Т.е., будто у нас все нормально, и это надо закрепить. Но у нас ситуация критическая по ряду направлений. Радикализм тесно связан с преступным использованием исламской религии в политических или каких-то криминальных целях. Это не исламский экстремизм, а экстремизм, который преступно использует религию ислам. Почему-то специалисты стали рассматривать национальный вопрос в отрыве от религиозного. Более того, у нас и в госструктурах созданы разные отделы, департаменты по этим направлениям.
Я категорически против такого разделения, должен быть единый организм. Все национальные проблемы, в частности, северокавказские, глубоко интегрированы с исламским радикализмом. Поэтому, я скептически отношусь к этой программе: боюсь, что эти 7млрд.руб. «протанцуют» и «пропоют», а то, что «недотанцуют»-будет разворовано».
Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, член Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам (Забайкальский край). Член ЕР:
Кстати, представители многих из них уже давно укоренились далеко от своих исконных мест. Так, в Забайкальском крае есть национально-культурные автономии армян, азербайджанцев, имеются чеченская, башкирская, татарская диаспоры.
Помимо всего прочего, нужны герои, на которых можно равняться. В советское время такие были, потому и была советская общность, советский человек, с которым, практически, все граждане СССР себя ассоциировали. В наше время героям-современникам должного внимания не уделяется. Наверняка, такие есть, но знают о них единицы. Потому-то, если молодых людей спросить: «Кто готов лечь на амбразуру ради родины?»,-наверняка, одним из самых распространенных ответов будет: «А что для меня сделала родина, чтобы я ради нее пошел бы на такой шаг?!».
Николай Рыжков, член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный:
-Я читал в прессе про эту программу и, честно говоря, не воспринял ее. На мой взгляд, проблема укрепления российской нации требует более глубокой проработки. В документе я не увидел ответов на важнейшие для решения этой проблемы вопросы: что надо делать для объединения страны, как добиться, чтобы одни народы вновь начали признавать другие, т.е., как добиться общности россиян?
Я также читал, что Минэкономразвития вначале на реализацию этой программы планировало выделить 30млрд.руб. В результате, видимо, решили остановиться на 7млрд.руб. Но я не представляю, как за 7млрд.руб. и за 7 лет можно объединить народы, которые в течение последних 20 лет все сильнее и сильнее отдалялись друг от друга из-за отсутствия в стране национальной политики?! Укрепление межнационального мира требует десятилетий!
Мне также непонятно, как национальный вопрос можно рассматривать в отрыве от религиозного фактора. По моему мнению, эти вещи неразделимы, поэтому, к работе над такого рода программой обязательно должны были пригласить представителей четырех официальных конфессий России. Не увидел я и серьезного участия СМИ в направлении единения народов. Одними фестивалями, которые будут предварять или закрывать банкеты, фуршеты, российскую общность не вырастишь. Прообнимаемся 7 лет за 7млрд.руб., а единство многонационального российского народа с бумаги в жизнь не перейдет.
Еще один момент. Сколько денег мы направляем на Северный Кавказ, а центральная Россия сидит, при этом, практически, на голодном пайке. Мол, те бунтовали, чтобы опять не начали, их надо задобрить деньгами. А как же, спрашивается, жить тем, кто не бунтовал, а своих пацанов направлял на подавление тех бунтов, на смерть?!
Олег Пантелеев, 1-й зампред Комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности (Курганская обл.), член "ЕР":
-Я полностью поддерживаю эту программу. Тем более, 2014 год, объявленный «Годом культуры», будет открывать Фестиваль природы и фольклора, организатором которого выступает Совет Федерации. Возглавить оргкомитет «Года культуры» поручено Валентине Матвиенко.
По моему мнению, данный документ выстроен правильно, логично. Я бы его, вообще, назвал программой №1 для нашей страны. У нас, на самом деле, дружба и сотрудничество между народами пострадали очень сильно, хотя, именно в единстве народов сила и мощь многонационального государства. Однако, вместо направления на укрепление единства россиян наши недруги, которые на Россию все время точат зуб, нам активно подсовывают идеологию конфликта между народами в надежде на распад нашей страны.
Знаю, некоторым не нравится, что программой предусматривается проведение различных фольклорных праздников, музыкальных фестивалей. Скептики считают, что это пустая трата денег. Но без поддержки культуры, искусства народов России, т.е., без их этнокультурного развития, о каком единении можно говорить?!
Я также не согласен, что укреплением межнациональных отношений надо заниматься вкупе с религиозным вопросом. Радетели такого подхода смешивают понятия. Здесь речь идет о государственной программе, которая предполагает государственное финансирование.
Как известно, по Конституции Церковь у нас отделена от государства, поэтому, ни о какой поддержке религий государством речи быть не может. Хотя в отдельных случаях конфессиям требуется косвенная поддержка со стороны власти, которую она им всегда оказывает. Так что, думаю, религиозные организации не в обиде на государство.
Кстати, группой парламентариев (я тоже там участвую) готовится законопроект о меценатской деятельности и благотворительности, который, в т.ч., будет направлен на поддержку религиозных организаций. Так что конфессии на произвол судьбы у нас не брошены.
Владимир Плигин, Председатель комитета ГД по конституционному законодательству и гос.строительству. Фракция "ЕР":
-У России есть уникальный опыт совместного и гармоничного проживания народов: многочисленных этносов, субэтносов, представителей различных религий. Это многовековой опыт, который не раз демонстрировал согласие и единство народов в различных ситуациях. Конечно, наиболее ярко это единство выражалось в противостоянии внешнему врагу, в особенности, в период Великой Отечественной, когда люди самых разных национальностей демонстрировали редчайшую взаимную поддержку и взаимовыручку. Но и в мирной жизни у нас было немало примеров народного единства и взаимопонимания.
Другое дело, что в условиях политических и экономических катаклизмов наш народ сталкивался с разного рода противоречиями, и многие вещи, необходимые для общенационального единения, уходили на задний план. Несмотря на это, всем нашим народам хватило мужества и воли, чтобы продолжать жить в едином российском государстве, обозначить себя в Конституции как многонациональный народ, связанный общими историческими узами.
Все это оставляет нам единственный выбор-двигаться по пути, который и обозначен в данной государственной программе, искать оптимальные механизмы для мирной и благополучной жизни в рамках общего многонационального государства. Конечно, реализовать направления этой программы будет непросто, особенно, если учесть, что мы утратили ряд лучших исторических традиций совместного проживания народов. Но надежду вселяет тот неоспоримый факт, что ни у одного из российских народов нет и не предвидится возможностей жить и развиваться лучше, нежели в условиях единого российского государства.
Одним из основных приоритетов государственной национальной политики я вижу возвращение к уважительному отношению наций друг к другу. Для достижения этой цели нам необходимо изжить ряд негативных и недостойных тенденций, отчасти характеризующих сегодняшние межнациональные отношения. К примеру, от попыток переводить сугубо бытовые конфликты и противоречия в плоскость острых межэтнических конфликтов.
Нельзя не признать, что некоторые вопросы национальной политики нередко соотносятся и с областью межконфессиональных отношений. Поэтому, при рассмотрении этих вопросов мы должны хорошо понимать и природу, скажем так, межрелигиозного диалога.
Александр Тарнавский, заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, член фракции «Справедливая Россия»:
-Появление у нас такой программы можно только приветствовать. Полагаю, она будет поддержана и всеми фракциями в Государственной Думе.
Очень важно, что государство в последнее время уделяет такое внимание вопросам национальной политики. Ведь от их решения напрямую зависит и единство нации, и духовность нашего общества.
На мой взгляд, эта программа должна отражать абсолютно все аспекты национальной политики, в т.ч. ее религиозную составляющую. Взаимодействие наций включает в себя и взаимодействие различных религиозных конфессий, которые, в свою очередь, могут испытывать серьезное влияние тех или иных мировых трендов. Кроме того, религиозный фактор тесно связан с вопросами духовного развития нации. Поэтому, государство не может не обращать внимания на процессы в этой сфере.
Уверен, что в перспективе мы найдем разумный баланс интересов между всеми нашими регионами и всеми народами. Данная же программа может стать противовесом разного рода сепаратистским настроениям, которые возникают там, где речь заходит об усилении национальных приоритетов или даже появляются мысли (хотя они и не звучат открыто) об отделении от России. Нам давно необходим мощный федеральный противовес националистическим течениям в стране.
Главной задачей национальной политики мне представляется достижение в стране межнационального мира. Люди должны забыть о любых межнациональных противоречиях. Хотелось бы, чтобы вопросы национальной принадлежности российских граждан, вообще, понемногу вытеснялись из нашего публичного пространства. Пускай эти вопросы остаются исключительно предметами внутренней жизни людей, их семейных отношений и культурной самоидентичности.
Конечно, достичь этой цели будет непросто, но не стремиться к этому нельзя.
Василий Лихачев, член Комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками. Фракция «КПРФ»:
-Для меня совершенно очевидно, что данная программа затрагивает вопросы не только стратегического, но и исторического характера. От эффективности их решения зависит суверенитет государства, его политическая, экономическая и культурная устойчивость, а также международный авторитет России, как сильного многонационального государства. Здесь сформулированы не только концептуальные подходы к реализации национальной политики и ее теоретическая база, но обозначены хорошие перспективы для прикладных решений тех или иных задач.
Качество этих решений во многом будет зависеть от того, насколько эффективные механизмы по реализации программы будут найдены во всех субъектах РФ, с учетом той специфики, которая существует в каждой российском регионе. Представляя в нашем парламентском сообществе Татарстан и Ингушетию, я хорошо понимаю, насколько различны там бывают подходы к решению многих государственных задач, несмотря на то, что оба эти субъекта имеют статус национальных республик. Не учитывать подобный момент нельзя.
Считаю, что национальный вопрос должен рассматриваться с учетом всех факторов, прямо или косвенно, влияющих на вопросы единства и эффективности межэтнических отношений. А межконфессиональные отношения, безусловно, являются одним из таких факторов. Главное–неукоснительно соблюдать закрепленный в действующей Конституции принцип равенства всех российских народов вне зависимости от их национальной принадлежности и вероисповедания.
Именно обеспечение действия этого принципа во всех сферах жизни российского государства я считал бы главной задачей национальной государственной политики. И, только благодаря этому, я уверен, нам и удастся прийти в будущем к настоящему гражданскому единству и согласию.
Максим Рохмистров, 1-й зампред Комитета ГД по бюджету и налогам. Фракция "ЛДПР":
-Национальный вопрос должен находиться во главе угла всей государственной политики. При этом, его нужно, естественно, отделять от религиозной тематики, поскольку, Церковь у нас отделена от государства.
Представленная программа выглядит, пока, только, как декларация о благих намерениях. Да, заложенные там цели и задачи–абсолютно правильные. Но без реальных действий, направленных, прежде всего, на обеспечение социально-экономического равенства между всеми российскими регионами, эта программа так и останется декларацией.
У нас до сих пор остаются огромные перегибы в политике экономической поддержки субъектов РФ. Каждый русский сегодня знает: на поддержку народов Северного Кавказа из федерального центра идет средств в 40 раз больше, чем на жителей его родного среднерусского региона. А на развитие национально-культурных традиций многочисленных народов России идут такие средства, о которых русский народ, не меньше их заинтересованный в сохранении своих традиций и культуры, может только мечтать. Если мы не устраним в государственной экономической политике подобные перегибы, мы никогда не решим задачу укрепления единства российской нации.
Основной задачей национальной политики я считаю формирование наднационального понятия, которое дало бы определение всем российским народам. Я не знаю, что это будет за понятие: «россияне», «русские» или какое-то другое. Но оно должно носить именно объединяющий характер, чтобы у граждан страны не возникало стремления постоянно подчеркивать ту или иную свою этническую принадлежность. Хочу заметить, что за границей, в т.ч. на Западе, русскими называют представителей самых разных национальностей–украинцев, грузин, белорусов, дагестанцев и т.д. И ни у кого этот факт не вызывает недоумения или протеста.
В советские времена в национальной политике государства было допущено немало серьезных ошибок–от деления регионов по национальному принципу до приоритетного финансирования национальных республик. Однако, эти ошибки во многом компенсировались существованием единой гражданской общности советских людей.
Regions.ru