c_350_150_16777215_00_images_stories_2011_news_zdanie_gs.jpg2 сентября в стране прошел открытый Урок Конституции.

28 депутатов республики из 40, представители законодательных и исполнительных органов власти разных уровней приняли активное участие в его проведении. Фактически, в регионе не осталось ни одного района, ни одной школы, где бы в старших классах такие уроки не проводились.

По предварительным подсчетам более 1 300 старшеклассников стали участниками урока Конституции.

Своим мнением о проведенном уроке делятся депутаты Государственного Собрания-Эл Курултай.

И.И.Белеков, Председатель Государственного Собрания-Эл Курултай РА:
-В этом году 2 сентября урок Конституции Российской Федерации впервые прошел во всех субъектах и был посвящен 20-летию принятия главного закона страны, а также Федерального Собрания Российской Федерации.

О масштабности мероприятия говорит тот факт, что в его проведении приняли участие депутаты Государственной Думы, сенаторы, представители разных уровней законодательной и исполнительной власти на местах. Думаю, что учащиеся Балыкчинской школы на всю жизнь запомнят урок Конституции, ведь им его давал известный писатель, политический деятель В.А.Лопатников, представляющий Правительство республики в Федеральном Собрании.

Глава республики, Председатель Правительства РА А.В.Бердников дал открытый урок для выпускников республиканского классического лицея и республиканской гимназии. Школьники имели возможность задать ему  свои  вопросы.

Не остались в стороне и наши депутаты. Практически, они побывали во всех районных школах, некоторые посетили и сельские учебные заведения. Впервые прошел урок в Большом зале Государственного Собрания для студентов ГАГУ, колледжей культуры и искусства, а также медучилища. В общей сложности, 240 студентов слушали лекцию. Насколько она получилась-судить ребятам. Но со своей стороны я, как основной лектор, постарался акцентировать внимание собравшихся на главной, по моему мнению мысли, что без  знания законов, а главное, грамотного их применения, мы никогда не сможем стать в ряд цивилизационных государств, являющихся двигателями прогресса.

Кстати, в республике этот урок мы проводим уже в четвертый год подряд. Есть все основания говорить, что определенный опыт наработали. Скажу больше: у нас есть все основания думать, что такие уроки нам нужны, а их проведение станет нормой для общеобразовательных школ республики. Все лекторы отмечают, что дети по вопросам правового воспитания недостаточно подготовлены. Но это поправимо. Я уже об этом говорил, повторюсь вновь-пришло время принять целевую республиканскую программу по правовому воспитанию. Депутаты республики к ее разработке готовы приступить уже в этом году, тем более, что ее реализация особых бюджетных средств не потребует.

С.А.Ефимов, председатель Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму:
-В этом году я проводил урок Конституции в своей родной школе–лицее №6, и знаете, остался доволен. Построив урок в форме диалога, удалось выполнить ряд поставленных накануне задач. Прежде всего, выяснить, какие пробелы в  вопросе правового просвещения у наших детей имеются. И, что особенно важно, это стало понятно не только лично мне, а и ребятам. Урок заставил многих задуматься: нужны им такие знания или нет. И не только задуматься, ученики сами пришли к выводу, что без знания законодательного права сегодня далеко не уедешь.

А еще они пришли к пониманию, что основной закон страны–Конституция-документ нескучный. Об этом они не стеснялись говорить вслух. Очень надеюсь, что большинство из слушателей урока обязательно прочитают этот закон. И не просто прочитают, а постараются каждую статью примерить к себе.

Для себя же я сделал вот какой вывод: чем чаще мы будем с детьми говорить на эти темы, тем больше среди молодого поколения будет людей уважающих закон, понимающих свои права и уважающих права других. Т.е., это прямой путь навстречу строительства действительно демократического общества. Я полностью поддерживаю предложение Ивана Итуловича Белекова, спикера нашего Парламента–принять республиканскую программу по правовому просвещению. И затягивать с этим вопросом мы не имеем права.

Т.А.Гигель, Заместитель Председателя ГС-ЭК РА, председатель Комитета по бюджету и налоговой  политике:
-Моими собеседниками в этом году были учащиеся Каракокшинской школы. Кстати, они оказались очень благодарными слушателями. Каждое слово впитывали, как губка. Им было интересно узнать об устройстве нашего общества, механизмах власти в нашей стране, о правах и обязанностей граждан, какова система полномочий между тремя властями в государстве-законодательной, исполнительной и судебной, о правилах наделения властью муниципальных образований. Т.е. всех тех законах, которые, как выяснилось, четко прописаны в основном законе страны–Конституции. Я постаралась донести до них и то, что все конституционные законы имеют правовой статус, поскольку  предполагают реальную исполнимость.

Выходя с урока, поняла, что мы должны чаще встречаться с детьми разных возрастов и не стесняться говорить с ними на непростые, но такие нужные для жизни темы. Да, Конституция-не детектив, для ее усвоения нужен определенный настрой и подготовка. Но в наших руках сделать уроки интересными. Тем более что опыт показал, что  открытые уроки-диалоги на эти правовые темы действительно помогают детям уже по-иному взглянуть на прописанные в главном законе страны статьи. Прививая уважение к закону со школьной скамьи, мы сможем в считанное время построить действительно правовое государство, где каждый закон соответствует правам человека и неукоснительно  исполняется.

Н.М.Екеева, депутат Республики Алтай, кандидат исторических наук:
-Такие уроки просто необходимы. Мы сегодня много стали говорить об усилении патриотического воспитания в наших школах, что этому направлению надо дать «зеленую улицу». Ребенок должен четко ориентироваться: «с чего начинается его родина?». И начинать следует с малого.

Как выяснилось, наши дети слабо владеют государственной символикой. Флаг, герб своей страны, родной республики они визуально отличить от других государств еще могут, а вот объяснить, что означает каждый из представленных на них символов, затрудняются. Чтобы, как можно быстрее, ликвидировать этот пробел, на мой взгляд, есть необходимость подумать о создании в каждой школе уголка, где бы ученики могли подробно ознакомиться с геральдическими знаками государства.

Пришло время совместно с учителями подумать о подготовке курса лекций на правовые темы. Они должны основываться на ярких исторических примерах, картинках из жизни, чтобы детям легко было впитывать информацию. У детей ассоциативное восприятие, и это мы должны учитывать, прежде всего.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)