c_200_250_16777215_00_images_stories_2011_novosti_20_04_11_IMG_9121.JPG

Сегодня ясно, что ни один вопрос развития Российского государства нельзя решить без учета его этнического состава, самобытности интересов и потребностей всех регионов и народов страны. С момента своего возникновения наше государство формировалось как многонациональное.

О роли и значении национальной политики в современных условиях ведет разговор Н.Екеева, директор Института алтаистики им.С.С.Суразакова, депутат Республики Алтай.

Для России, как многонационального государственного образования, национальная политика призвана играть ведущую роль во внутриполитической жизни, в самом характере ее государственного устройства.

"Понимание этого и определило форму государственного строительства-российский федерализм, призванный учитывать традиционные связи этноса и государства", -с этого вывода начала разговор на очень непростую тему Наталья Михайловна.

-Но, Наталья Михайловна, вам не кажется, что разного рода политиканы используют этнический фактор в своих корыстных целях во вред интересам и перспективам развития самих народов? А значит, сама национальная политика находится в кризисе.

-Современная жизнь говорит обратное-не национальная политика сегодня находится в кризисе, а политико-экономическая база и культурно-нравственная идея ее формирования и реализации. Ориентация на единые установки национальной политики–это устаревшее требование, основанное на желании моделировать по одной схеме богатейшую по своим проявлениям жизнедеятельность этносов и межнациональные отношения.

Старая национальная политика не может работать в новых условиях, а для новой национальной политики в обществе пока не созрели четко обозначенные общеполитические и общекультурные ориентиры, вокруг которых можно было бы объединить народы России.

И в этих условиях, на мой взгляд, чрезвычайно важным для каждого государства, а для России особенно, является духовное единение, потому что мы живем в особых территориальных и климатических условиях. У нас серьезные затруднения с перемещением (огромные просторы), с информационными потоками (различные часовые пояса), регионы разнятся по климатическим условиям, по природным ресурсам, по разнообразию экономики, культуры.

Именно духовное единение, культура народов РФ является связующим звеном, способствующим укреплению государственной целостности нашей страны и движению ее по пути инновационного развития. Перед страной стоят слишком серьезные задачи-стать высокопроизводительной и конкурентноспособной во всех сферах жизни.

-Из года в год растет число молодых людей, которые на вопрос: кто ты по национальности, ограничиваются таким ответом:  я—человек мира.

-Безнационального человека не бывает. Национальность человека–это элемент культуры, истории, языка, традиций, нравов, самобытности миропонимания и психологии. Вот и эти представители новой общности «человек мира», являются представителями конкретного этноса и конкретной культуры.

Хотя извините, но по сути глупо отрицать реальность и самобытность исторических общностей людей по этнокультурному признаку, их место и роль в обществе и государстве. Как и то, что эти реалии должны быть учтены в политической и социальной организации общества, в государственной, экономической и культурной политике.

Я сейчас скажу прописные истины, но это основа основ межнациональных отношений. Только обеспечивая права человека на полноценное и равноправного развитие, на участие в делах общества, в управлении государством, в гарантированном обеспечении своей гражданской и этнокультурной защищенности в государстве мы можем гарантировать межэтнический мир. Социально-экономическая и политическая незащищенность, духовно-нравственная подавленность и неуверенность создает обстановку, когда представители любого этноса воспринимают и истолковывают общую ситуацию как ущемляющую лично его по национальному признаку.

-Национальную политику в сегодняшних условиях вы определяете, как политику конкретного решения вопросов в конкретном регионе, конкретной республике с учетом самобытности и специфики хозяйства, культуры, быта, социальных отношений всех народов, населяющих их?

-Да, именно так. В качестве примера рассмотрим состояние национального вопроса в нашей республике, где проживают свыше 20 представителей разных национальностей. Основными государствообразующими этносами являются алтайцы, включающие в себя самобытные этнические группы теленгитов, тубаларов, челканцев, кумандинцев и русские. В республике объективно сложились благоприятные обстоятельства для консолидации усилий представителей многонациональной общественности по разрешению национальных проблем: это длительность совместного проживания людей разных национальностей, национально-смешанное расселение населения, достаточно высокий процент национально-смешанных браков, благоприятные установки на межнациональное общение. Несмотря на общественно-политические и межнациональные катаклизмы в стране в конце ХХ-начале ХХ1 вв. здесь удалось сохранить традиции мира и взаимопонимания.

Огромную роль в этом сыграл менталитет алтайцев, которые не признают правоту силовых методов решения стоящих перед ними проблем. Выше силы и ловкости они почитают ум, мудрость, терпение и доброту. Свидетельством единства народов Горного Алтая является и то, что все они поддержали процесс преобразования Горно-Алтайской автономной области в Республику Алтай. В регионе не было острых дискуссий, бурных митингов, открытого противостояния различных политических группировок и партий, а тем более этнических групп, по вопросу будущего устройства республики и выхода ее из состава Алтайского края. Также дружно все вместе выступили против «объединителей» и отстояли статус республики.

-Мир и стабильность в республике—это великое достижение. Но, Наталья Михайловна, судя по появляющимся публикациям в прессе, разговорам «на кухнях» в последнее время и в нашей стабильной республике появились свои национальные противоречия.

-Многонациональный регион предполагает существование ряда противоречий, на основе которых возможно возникновение конфликтов—это аксиома. Это: противоречия между необходимостью сохранения и развития традиционной системы жизнеобеспечения, национальной культуры и ограниченными материальными возможностями; между необходимостью «освоения» Алтая и угрозой разрушения привычного образа жизни, культуры, системы ценностей; между необходимостью регулировать межнациональные отношения и отсутствием необходимого инструментария, между декларируемыми правами и отсутствием механизма реализации этих прав. К тому же они переплетаются с другими проблемами. К ним относятся низкая эффективность материального производства, значительная финансовая зависимость от федерального центра, ограниченные возможности для использования природных богатств, правовая неурегулированность земельных отношений, отсталость социальной сферы на селе и т.д.

В этих условиях, как уже было сказано выше, национальная политика должна быть направлена на реализацию прав, а не на предоставление льгот тому или иному народу. Политические, экономические и культурные проблемы народов РА должны решаться в соответствии с их правами. В жизни же получается, если мы ведем речь о национальной политике, следовательно, мы ищем льгот для своего народа. Но ведь речь идет о необходимости достижения паритета развития каждого народа, каждой культуры, равноправного представительства всех наших народов и культур во всех сферах государственной и общественной жизни республики, т.е. должно быть равенство в возможностях реализовать свои права, например, на получение образования, развитие бизнеса, занятия должности в органах власти и т. д.

-Какие пути решения межнациональных проблем вы бы выделили?

Сложившаяся обстановка требует осмысления и поиска результативных механизмов разрешения существующих проблем, прогноза и оценки последствий принимаемых решений, учета общественного мнения. Искать своевременное решение национальных вопросов и проводить политику предотвращения межнациональных конфликтов следует, во-первых, через улучшение социально-экономических и политико-правовых условий жизнедеятельности конкретных людей и их этнических сообществ; во-вторых, предостерегать от возможности однобокой этнизации социальных и политических конфликтов и, в-третьих, усилить просветительскую и информационно-пропагандистскую работу в сфере национальных отношений.

Нужна эффективно работающая власть и работающая система мер по оперативному реагированию и своевременному снятию напряженности.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)