c_200_150_16777215_00_images_stories_2011_zastavki_vybory.jpgВ канун выборов Главы республики и депутатского корпуса спорами о правомочности принятого законодательства никого не удивишь. Идет борьба за голоса избирателей, а это неплохая возможность привлечь внимание граждан, склонить, если хотите, на свою сторону.

Так что, совершенно не удивительно, что сегодня, все чаще, на разного рода собраниях, митингах, в СМИ можно услышать громкие заявления, что руководители региона узурпировали власть и пишут законы под себя.

Насколько правомочна сформированная законодательная база для выборов Главы региона? На этот и другие вопросы отвечает кандидат юридических наук, профессор ГАГУ Степан Тюхтенев, который несколько лет возглавлял избирком республики.

-Сегодня я не намерен говорить о том, нравится или нет мне кандидат на пост Главы региона. Это тема другого разговора. Как юрист, я просто попытаюсь разъяснить нашим избирателям правомочность принятого по этому вопросу пакета документов в нашей республике.

c_200_250_16777215_00_images_stories_2014_interviews_tuhtenev.jpgНачнем с того, что в истории страны 2004 год стал особенным. Если кто забыл, напоминаю: до этого года глав регионов мы избирали всенародным голосованием, а уже в его конце в Российской Федерации были отменены всенародные выборы руководителей регионов и наделением высоких полномочий стал заниматься региональный парламент по представлению Президента страны.

Внесенными поправками в Федеральный закон от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» было установлено, что гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Аналогичные положения были внесены в Конституцию Республики Алтай и в конституционные законы Республики Алтай «О Государственном Собрании–Эл Курултай Республики Алтай».

Такое решение было принято неслучайно. Страну лихорадило. И не было важнее задачи, чем сохранить ее целостность. А значит, без централизации власти было не обойтись. Как показало время, предпринятый Президентом страны политический шаг, не очень популярный, на тот момент, в народе, помог обеспечить вертикаль власти. Что касается самого решения, то оно позволило повысить ответственность глав регионов перед Президентом страны. Тем самым, произошло укрепление власти в стране.

Так что, именно с конца 2004 года Президент страны получил право назначать глав регионов. В Республике Алтай, согласно принятому закону, два срока подряд полномочиями Главы республики наделялся Александр Бердников.

Теперь, когда вертикаль власти удалось установить, на мой взгляд, совершенно обоснованно руководство страны принимает решение пойти на расширение демократии. И 2 мая 2012 года опять же Федеральным законом №40-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляется понятие, что главы регионов будут вновь избираться на всенародных выборах.
Т.е., с этого момента граждане страны получили право быть избранными на всенародных выборах.

Принятая законодательная база не вступает в противоречие с указанным Федеральным законом в нашей республике. На 20-ой сессии Парламента Республики Алтай, прошедшей 21 июня 2012 года, депутатами очень своевременно были внесены соответствующие законодательные акты Республики Алтай, в частности, принят Закон Республики Алтай №35-РЗ «О выборах Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай».

Грамотными были и последующие решения депутатского корпуса. Они внесли изменения в ст.ст.95, 103, 110-112 Конституции Республики Алтай, ст.8 Конституционного закона «О Государственном Собрании–Эл Курултай Республики Алтай», ст.ст.7 и 29 Конституционного закона Республики Алтай «О Правительстве Республики Алтай». Т.е., с этого исторического момента нормы, регулирующие вопросы наделения гражданина Российской Федерации полномочиями Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, заменены нормами, регулирующими вопросы проведения всенародных выборов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай.

В сентябре 2014 года в Единый день голосования на вполне законном основании избиратели страны в целом и республики, в частности, получили право избирать Главу региона.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)