c_380_250_16777215_00_images_stories_2013_zastavki_flag_rf.jpgПрезидент России Владимир Путин провёл заседание Совета по культуре и искусству.

На заседании он, в частности, сказал: «Принципиально важно, чтобы задачи культурной политики были предельно понятны. Прежде всего, понятны нашим гражданам, понятны молодёжи.

Мы должны создать такие условия, при которых всесторонняя образованность, способность свободно ориентироваться в классической и современной живописи, музыке, литературе станет для подрастающего поколения нормой, образом жизни, насущной потребностью.

И здесь нужно серьёзно заняться продвижением и поддержкой фундаментального искусства. Это, как и в науке: фундаментальные исследования затратны и не имеют сиюминутной отдачи, но без них научная мысль и прогресс просто остановятся»
.

В свою очередь присутствовавший на заседании известный кинорежиссер Карен Шахназаров, высказал свою точку зрения:
-«СССР, как известно, обладал не только полным политическим суверенитетом, но он обладал ещё и тем, что называется «суверенитет культурный». И если нам удалось сегодня вернуть политический суверенитет, с культурным суверенитетом, на мой взгляд, ситуация гораздо сложнее – в значительной степени он нами сегодня утерян.

Некоторые могут сказать о том, что не бывает суверенитета культурного, культура всемирна. На что я бы ответил, что культура не имеет границ, но культура имеет корни. И весь вопрос вот в чём: следующее поколение, какое-либо другое поколение, через поколение, воспитанное уже в отсутствие культурного суверенитета или в иных культурных традициях, захочет ли оно вообще сохранять политический суверенитет страны? Вот это вопрос, который, конечно, весьма, на мой взгляд, остро стоит в современной России.

Конечно, культура, вообще, начинается с образования. Образование–это основа основ культуры…

Мне кажется, было бы логично именно в Год культуры в России ввести обязательный экзамен по литературе в школах. Мне кажется, вообще, было бы правильно ввести курс классической русской литературы во всех вузах страны, включая технические вузы и военные, средние и высшие учебные заведения».

Реализуема ли, на ваш взгляд, эта задача? Если да, то с чего, на ваш взгляд, нужно начинать? Согласны ли вы с заявление Шахназарова об утрате нами в значительной степени культурного суверенитета? С такими вопросами Regions.ru обратились к представителям верхней и нижней палат Парламента.

Сергей Обухов

Зампред Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций, член фракции КПРФ:
-Конечно, пожелание прекрасное, но при нынешней политике государства реализовано оно не будет. Начиная с 2000 года, у нас звучало немало прекрасных пожеланий-пора бы уже отчитаться об их реализации.

Если государство действительно заинтересовано в просвещении общества и повышении его культурного уровня, то начинать нужно с телевидения, которое несет сегодня основную информационную функцию. Я был одним из авторов законопроекта о высшем совете по защите нравственности на телевидении, который уже который год игнорируется парламентским большинством.

Мы считаем, что ведущие наши культурные, общественные и политические деятели должны иметь возможность влиять на программную политику основных российских телеканалов. Когда у нас каждые 40 секунд на телеэкранах, в особенности на канале НТВ, появляются сцены убийств, насилия, разврата и прочей «чернухи», никакого интереса к классической культуре в обществе формироваться не будет.

У государства сегодня есть возможности контролировать политику ведущих телеканалов, и, если оно готово в нее вмешаться, возможно, у нас что-то изменится. Если не готово–мы никогда не осуществим поставленную Президентом задачу и не вернем себе культурного суверенитета. Шахназаров на 100% прав: мы, на самом деле, за последние годы этот суверенитет утратили. Мне, к примеру, импонирует сегодня позиция Франции, которая, при всей своей открытости, старается защищать свою национальную культуру от внешних воздействий, в т.ч. через жесткие квоты на показ зарубежных фильмов в кинотеатрах.

Если говорить об идее обязательного экзамена по литературе в российских школах, то, в рамках действующего ЕГЭ, я такой экзамен представить себе не могу, как и экзамен по истории. Главное, к чему нужно стремиться–это приучать детей больше читать и писать сочинения, где они могли бы свободно и грамотно излагать свои мысли. В основе проверки знаний по литературе и русскому языку должно быть именно написание сочинения.

Александр Тарнавскийзаместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, член фракции «Справедливая Россия»:

-Я, вообще, считаю, что культуры мало не бывает. Поэтому, задача поставлена Президентом очень правильно, и нужно ее исполнять. Чем культурней нация, тем она сильнее, богаче и демократичнее.

Культура–это важнейший нематериальный капитал общества, который двигает страну вперед. И я солидарен со всеми, кто выступает за приоритет культурных ценностей над материальной средой. Кстати, стоит отметить, что некультурные и плохо образованные люди не могут производить качественные материальные ценности.

Сегодня в России свобода творчества и выражения мыслей, творческих замыслов соответствует самым высоким мировым требованиям. Но вот чего нашей культуре, по-прежнему, очень не хватает–это достойного финансирования. Об этом постоянно говорят все наши ведущие партии и общественные деятели. На мой взгляд, несмотря на сложную экономическую ситуацию, у государства есть возможности для повышения зарплат работникам культуры, большего развития культурно-просветительских программ для детей и молодежи, более активной поддержки талантливых деятелей искусства.

Думаю, нужно обязательно учитывать и позицию Карена Шахназарова. Мы должны знать и поддерживать культуру самых разных народов, проживающих в России, однако, основной приоритет государство должно отдавать русской культуре, как одной из тех духовных скреп, на которых держатся сила и единство страны.

Валерий Сударенков, член Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике (Калужская обл):

-То, о чем говорил Президент на заседании совета, означает переход в новую культурную эпоху. Он поставил правильную цель-восстановить роль русской культуры. Но кто ее будет реализовывать? Задача архисложная.

С одной стороны, культура требует довольно свободного отношения к ней. С другой-культура должна формироваться в семье, значит, как минимум, оба родителя должны соответствовать культурным требованиям, на которых зиждется развитое общество. Добиться этого наиболее сложно, но это первое, с чего надо начинать. Люди же, которые считают себя проводниками культуры, и в реальности должны соответствовать этим заявлениям.

Не менее важен и момент всесторонней пропаганды. У нас есть телеканал «Культура». Это хорошо, но это «глаза», зрелищное восприятие. Должно быть еще и то, что заставляет размышлять. Это уже газета. К примеру, та же газета «Культура». Но ее очень мало читают. Не потому, что она не интересна, а потому, что, как сейчас говорят, "неформат". Но читать надо, отсюда и правильный акцент, сделанный кинорежиссером: действительно, снижение культурного уровня заметно во всем.

Вместе с тем, хранить наши культурные ценности никто нам не запрещает. Если мы сами не будем их разрушать, то со стороны их никто и не разрушит. Однако, понятно: признать, что это сделал кто-то, но не я, гораздо проще. Тем не менее, мы сами делаем такой выбор. Нас же никто не заставляет на 7-9 иностранных фильмов в репертуаре того или иного кинотеатра лишь один включать отечественный. Одновременно надо учитывать и современные тенденции, стараясь успевать за самыми последними серьезными достижениями в области мировой культуры.

Борис Резник, член Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции. Фракция "ЕР":

-Задача, о которой говорит Президент, очень важная, но очень многотрудная. Период ее реализации, если она начнет выполняться, может растянуться на долгие годы.

У высококультурных образованных людей должны быть высококультурные образованные учителя. К великому сожалению, наше учительство прошло через годы, когда образование финансировалось по остаточному принципу. Учителя получали копейки, и многим талантливым и выдающимся людям среди них пришлось искать себе другую нишу, уходить из образования. В результате, на сегодня в стране оказалось очень много школ, особенно в сельской местности, где уровень образования крайне низкий. Я уже не говорю о том, что многие школьники из отдаленных регионов России лишены возможности, как это бывало в советские годы, ездить с экскурсиями в г.г.Москву и Петербург, посещать Эрмитаж, Русский музей, Третьяковку и т.д.

Поэтому, для реализации задачи образования и просвещения нашей молодежи необходим серьезный комплекс мер, основанный, прежде всего, на усилении государственной поддержки сферы образования и культуры.

С Кареном Шахназаровым трудно не согласиться: мы действительно во многом утратили свои культурные и образовательные ориентиры. Сейчас молодежными умами владеет в основном современная западная культура не лучшего свойства. Западные фильмы, музыка окружают молодежь повсюду. Я не говорю, что, к примеру, рок или попса–это плохо. Но они не способны заменить глубокого культурного и духовного значения классической музыки или оперного пения.

Что касается предложения режиссера о введении в школах обязательного экзамена по литературе, то это вряд ли что-то изменит в культурно-образовательном уровне выпускников наших школ. На мой взгляд, это формальный подход к решению проблемы. Нам нужно менять уровень преподавания литературы и совершенствовать программу этого предмета, следить, чтобы из программы не выпадали выдающиеся произведения отечественной классики.

Анатолий Лысков, член Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества (Липецкая обл.). Беспартийный:

-Посыл Президента верен и, как нельзя, более актуален. Чтобы его реализовать, необходимо принять соответствующее решение и активизировать работу нашим творческим союзам и организациям, входящим в их состав. Только через школьные программы наказ Президента до подрастающего поколения не довести. Необходимо организовать факультативные занятия, задействовать методы пропаганды, чтобы молодежь свою энергию не только в ночных клубах сбрасывала, но и направляла бы ее в русло познания.

А с Кареном Шахназаровым я хотел бы поспорить. На мой взгляд, культурный суверенитет неотделим от политического. Более того, именно наличие политического суверенитета является основным условием для существования культурного суверенитета.

Regions.ru