c_350_150_16777215_00_images_stories_2011_news_zdanie_gs.jpgПроцедура получения земельных участков для строительства будет упрощена.

Соответствующий законопроект депутаты одобрили в первом чтении. Изменения планируется внести в Земельный кодекс и отдельные законодательные акты, которые значительно упрощают порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Новые нормы введут в легальный оборот миллионы участков, повысят собираемость земельного налога. А граждане, владеющие земельными участками на основании советских нормативных актов, избавятся от судебных процедур.

Об этом сообщил, представляя законопроект, заместитель Министра экономического развития Павел Королёв. По его словам, миллионы владельцев домов и дач на земельных участках, выделенных в советское время и, пока, неоформленных в собственность, смогут бесплатно получить свидетельства о регистрации земли.

Интересно, что профильный комитет Госдумы законопроект поддерживает, но с множеством оговорок.
Документом предлагается также выделять землю в индивидуальную собственность или в аренду для членов всевозможных коллективных садово-дачных товариществ. И не по выкупной цене, а по кадастровой или, вообще, бесплатно. Правительство еще конкретизирует эти механизмы. «Главная задача этого законопроекта—создание условий для эффективного использования земельных ресурсов», —заявил Королёв.

Он отметил, что некоторые категории граждан смогут получить землю без аукционов: «Это, например, льготники, нуждающиеся в земельных наделах для строительства жилья или ведения личного подсобного хозяйства. Начальная цена участков будет устанавливаться из кадастровой стоимости. При этом, заксобрания в регионах смогут определять муниципалитеты, на территориях которых допускается предоставление бесплатных земель. Это должно простимулировать переселение людей в регионы, нуждающиеся в людских ресурсах».

Получить землю без торгов удастся и юридическим лицам, если они решат строить социально важные объекты—дороги, коммуникации, детские сады, больницы, спортивные площадки. Или же такие специфические сооружения, как электростанции, гидротехнические объекты, промышленные предприятия. В целом, максимальное время, необходимое для предоставления земельного участка без торгов, сократится для них с нынешних трех лет до трех месяцев.

Законопроект касается и мелких бизнесменов—торговцев, владельцев ларьков и палаток. Они будут освобождены от обязательного заключения договоров аренды на земельные участки. Это же послабление касается владельцев рекламных конструкций. Сейчас от торговцев и изготовителей рекламных щитов часто требуют организовывать постановку на кадастровый учет земельных участков, чтобы затем заключать договора об их аренде.

Зам.Министра подчеркнул, что законопроект согласован с 42 субъектами Федерации, что явилось результатом сложной дискуссии с различными органами власти. «Земля—это ресурс, который должен работать для граждан и приносить доход, в первую очередь, в муниципальные бюджеты. Это важно и для социальной поддержки отдельных категорий граждан».

Королёв напомнил депутатам, что сейчас нормативно-правовое регулирование механизма предоставления земельных участков имеет множество пробелов и противоречий, создающих на практике условия для злоупотреблений. В частности, различные отраслевые законы и кодексы в качестве основания для образования земельных участков требуют подготовку документов, содержание которых либо не установлено, либо установлено недостаточно чётко.

Интересно, что профильный комитет Госдумы законопроект поддерживает, но с множеством оговорок. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по земельным отношениям и строительству Мартин Шаккум сказал, что законопроектом вносятся изменения в 16 федеральных законов, в частности, в Земельный, Гражданский, Градостроительный и Лесной кодексы—это почти 300 страниц текста. По словам депутата, в документе принципиально пересматриваются подходы к предоставлению земельных участков.

Шаккум выразил недоумение по поводу того, что в законопроекте не учитывается значительное количество земельных участков, пока, непоставленных на кадастровый учёт и, соответственно, юридически неучтённых. «Но главное, в предоставленной редакции законопроект открывает лазейки для рейдерских схем, сговора недобросовестных чиновников и предпринимателей, —подчеркнул Шаккум. —Кроме того, во время прохождения законопроекта через Правительство была получена масса замечаний от министерств и ведомств, которые не были учтены до рассмотрения в первом чтении».

По словам первого зампреда думского Комитета, содержание документа не опирается на единую концепцию и оставляет впечатление непродуманности. Шаккум уверен, что законопроект нуждается в широком общественном обсуждении. Тем не менее, депутат согласился с Павлом Королёвым, что надо выполнять поручение Президента и законопроект принимать, хотя, на земельный Комитет Госдумы ложится серьёзная задача по его полной переработке.

Такого же мнения придерживаются и депутаты фракции КПРФ, которые проголосовали против данного законопроекта. Коммунист Владимир Федоткин поинтересовался у зам.Министра, почему Шаккум не оставил от законопроекта камня на камне? Королёв ответил, что это и не удивительно, ведь все масштабные изменения требуют не точечных изменений, а системных законопроектов: «В течение 7 лет ведётся работа по территориальному планированию, градостроительному зонированию и нужно уточнять законодательные нормы».

Василий Лихачёв, также из КПРФ, поинтересовался у зам.Министра, готово ли Министерство к работе по крымской тематике в земельном вопросе? Королёв сказал, что проблема по Крыму—острая, особенно, в отношении кадастровых функций, которые являются одним из краеугольных камней в бюджетной системе государства. Но работа над решением этой проблемы началась: «Также запланирована встреча с представителями исполнительной и законодательной власти Крыма, которая действует в земельной сфере, будет утверждён план мероприятий, согласованный с Правительством республики».

«Парламентская газета»