c_200_250_16777215_00_images_stories_2013_deputaty_viktorya.jpgБолее 80% сельскохозяйственных угодий нашего региона занимают пастбища. Этот важный факт предопределил экономическую специализацию сельского хозяйства республики. Она в своем большинстве нацелена на  животноводство, в т.ч. отгонное.

Использование земель сельскохозяйственного назначения в целях ведения отгонного животноводства на территории Республики Алтай регулируется Законом Республики Алтай «О порядке определения территорий и использования земель в целях отгонного животноводства». Но, пока, этот закон в интересах товаропроизводителей работает слабо.

Что препятствует его применению, и как депутаты способствуют выходу из создавшейся непростой ситуации? Об этом  наш сегодняшний разговор с В.Л.Яныкановым, председателем Комитета ГС-ЭК РА по аграрной политике, природопользованию и развитию села, членом фракции «Единая Россия».

-Виктор Леонидович, с принятием республиканского закона, который в народе коротко называют «Об отгонном животноводстве», наши сельхозпроизводители вздохнули: наконец-то, они будут пользоваться отгонными землями в законодательных рамках. А когда выяснили суть да дело, получилось, что радость была преждевременной. Это действительно так?
-На момент принятия в республике данного закона его основные статьи устраивали товаропроизводителей, поскольку, напрямую способствовали развитию отгонного животноводства. Но когда в федеральное законодательство, в частности, в п.6 ст.10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» были внесены поправки, ситуация изменилась. Срок аренды отгонных пастбищ находящихся в государственной или муниципальной собственности, в нем был четко регламентирован-не менее чем пять лет.

Для наших сельчан, которые, в отличие от тех же якутов, всего по четыре-пять месяцев в году пользуются отгонными пастбищами, выполнение таких условий оказалось в принципе неподъемным, я бы сказал еще жестче-драконовским. Поставить каждое из пастбищ на кадастровый учет, провести межевание-таких средств нет сегодня ни у товаропроизводителей, ни в муниципалитетах. При этом, сельскохозяйственные угодья, не получая статус отгонных пастбищ, постепенно приватизируются и не могут уже использоваться в данных целях всеми сельскими жителями.

-Но наших сельхозпроизводителей, надо полагать, не остановили эти драконовские условия, и они продолжают выгонять стада на летние отгонные пастбища?
-В том-то и дело, что продолжают при немом согласии муниципалитетов использовать сельхозугодья под летние пастбища. Но так продолжаться долго не может.

Нарушение закона, как вы понимаете, сходит с рук лишь до поры до времени. А условия жизни уже сегодня диктуют муниципалитетам свои правила. Главное из которых: поставить на современный уровень налогооблагаемую базу. А это значит, что очень скоро муниципалитеты твердо спросят с сельчан деньги за пользование землей.

Пускать  на самотек этот вопрос члены нашего Комитета не стали и обратились к спикеру Парламента с предложением выйти с парламентской инициативой в Государственную Думу. Получив поддержку у И.И.Белекова, а также всего депутатского корпуса, было принято решение обратиться в профильный Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, а также в, так называемый, Комитет-соисполнитель-по аграрным вопросам с законодательной инициативой.

В представленном документе комитет настаивал на передаче полномочий по установлению сроков аренды отгонных пастбищ регионам.
Для продвижения депутатской инициативы пришлось дважды съездить в г.Москву в Государственную Думу, пообщаться с депутатами, узнать, как открываются двери Министерства сельского хозяйства. А сколько писем написано на имя А.Ю.Русских, М.В.Деменкова-в Комитет ГД по земельным отношениям и строительству; по  аграрным вопросам; в Правительство РФ. Мы очень благодарны коллегам из других регионов.

В Парламент Республики Алтай поступило 19 положительных отзывов на наш законопроект из субъектов РФ: Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкессии, Северная Осетии–Алании, Чечни, Амурской, Астраханской, Брянской, Калужской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Ростовской,  Смоленской и Московской областей, Еврейской автономной области, Алтайского, Краснодарского и Красноярского краев. Кстати, на наше предложение из субъектов отрицательных отзывов не поступило совсем.

-Надо полагать, что ваши хождения по высоким инстанциям были не напрасными? Ну а что людям совершенно неважно, сколько усилий приложил депутат, сколько нервов потратил, чтобы выполнить наказ–это норма жизни.
-Не могу похвастаться, что этот вопрос удалось решить, что называется, с колес. Пришлось, конечно, поволноваться в ожидании встреч в высоких инстанциях, доказывая свою правоту. Как показало время, решение обговорить этот вопрос с руководителем фракции «Единая Россия» Владимиром Васильевым было абсолютно правильным. Коллеги-депутаты еще раз, что называется, с пристрастием прочитали нашу инициативу, но внести нашу формулировку в закон наотрез отказались. И тут же предложили компромиссное решение: внести поправки в уже принятый ГД ФС РФ в первом чтении законопроект, в котором  вместо действующего срока аренды не менее 5 лет установить срок аренды до 3 лет для всех субъектов РФ.

Новый закон будет принят на днях ГД. И что для нас очень значимо: вносимая поправка полностью устраивает наших землепользователей, поскольку, с ее принятием  будет достигнута главная цель нашей законодательной инициативы–облегчить работу сельхозпроизводителей.

-Виктор Леонидович, хождение по инстанциям не отбило у вас охоту вносить инициативы?
-Наоборот, мы поняли, что многие вопросы решаемы, просто надо искать понимания у коллег. Хотя сразу скажу, что отсутствие своего депутата в Государственной Думе такую работу значительно осложняет, поскольку, приходится искать контакты самостоятельно. А не секрет, что многие решения завязаны на конкретных людях.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)