c_200_280_16777215_00_images_stories_2013_bii_int.jpgВ Государственном Собрании-Эл Курултай идет активная подготовка к XXXI-ой сессии, второй по счету после летних парламентских каникул.

Насколько активно работают депутаты над реализацией приоритетных задач в законодательстве? Об этом наш сегодняшний разговор со спикером Парламента И.И.Белековым.

Совершенствование избирательного права

"Основная задача депутатского корпуса республики-работать над совершенствованием законодательной базы. Но, без поддержки общественников, представителей разных структур и ведомств, справиться с ней, практически, невозможно", -считает спикер.

В силу этих причин, мы все больше акцент делаем на порядке принятия нормативных актов. При проведении круглых столов, конференций, заседаний рабочих групп, парламентских слушаний, комитетов стараемся приглашать широкий круг общественности, представителей учреждений и ведомств. Такой подход позволяет получить наиболее полную палитру мнений нашего общества, что крайне важно при  принятии  правильных решений.

Был этап, когда целью изменения избирательного законодательства являлось формирование полноценных партий. Сегодня четыре партии представлены в нашем Парламенте. Но, как выяснилось, эти партии не смогли охватить интересы всего электората. И многие лидеры просто не входят ни в одну из них из-за разногласий в своих позициях. Т.е., в обществе созрела необходимость дать возможность таким людям либо создать свою собственную партию, либо выйти на выборы по одномандатному округу, как в региональный парламент, так и местное самоуправление.

Именно этой необходимостью можно объяснить предложение по внесению в выборное законодательство ряда поправок, которые сегодня активно обсуждаются в обществе, на уровне Государственной Думы. Это, прежде всего, касается увеличения количества одномандатников в региональных законодательных собраниях, а также Государственной Думе-до 75%. До этого, если вы помните, было 50-50.

Будем надеяться, что данная законодательная инициатива депутатами ГД РФ будет принята, поскольку, она позволяет услышать большее количество мнений с мест. Кроме того, с принятием данного закона лидеры, которые, в данный момент, не хотят входить ни в какие политические объединения, будут иметь большую возможность пройти по одномандатным спискам.

Что касается предложения группы сенаторов во главе с В.И.Матвиенко по восстановлению графы «против всех», которая была в нашем законодательстве до 2006 года, то, на мой взгляд, предложение выглядит своевременным. Введение графы «против всех» открывает возможность преодолеть проблему низкой явки на избирательные участки.

Насколько мне известно, голосование «против всех» не противоречит международному избирательному праву. В Индии, Бразилии, Швеции и других государствах такая графа существует. Председатель Совета Федерации В.И.Матвиенко совершенно права, говоря, что введение данной графы расширит возможности избирателей в выражении своей воли на выборах. Ведь голосование «против всех»-это реализация права  высказать свою позицию, не поддерживая ни одного из кандидатов, ни одну партию.

Если предложенное депутатами будет поддержано, то власть получит реальную возможность более четко судить о настроениях людей. Если говорить о введении такой графы в бюллетени для голосования на выборах Президента страны, то, на мой взгляд, от нее следует отказаться, поскольку, Президент является гарантом Конституции. А кандидат «против всех» не в состоянии обеспечивать эти требования.

В последние годы в парламентской деятельности сделан серьезный шаг по совершенствованию фракционной культуры. Идет работа над поправками в Регламент Государственного Собрания, которые касаются вопроса равного представительства партий в рабочих органах Парламента.  Достаточно продуктивно работает Совет руководителей фракций. Совместное обсуждение с руководителями четырех парламентских фракций подходов по решению важных для республики вопросов позволяет находить необходимый консенсус. Ведь политика–это искусство возможного.


Об инициативах субъекта

Вопросам продвижения своих законопроектов в Государственной Думе депутаты пятого созыва уделяют повышенное внимание. В этой связи, чувство удовлетворения вызывает проведенная на уровне Совета Федерации и Государственной Думы работа по преодолению противоречий, которые возникли, в связи с принятием новых государственных стандартов в области образования в декабре 2007 года. На тот момент, норма о полномочиях субъектов РФ самостоятельно устанавливать национально-региональный компонент была признана утратившей силу. И, соответственно, ч.4 ст.44 Конституции РА вступила в противоречие с положением Федерального закона «Об образовании». Такое изменение в образовательном процессе, в нашем понимании, могло нанести непоправимый ущерб в воспитании подрастающего поколения.

В числе других субъектов  мы выступили со своими предложениями по непростому вопросу. Свое видение на проблему я высказал на парламентских слушаниях в Государственной Думе, когда шло обсуждение проекта ФЗ «Об образовании». Дискуссии были не напрасными. В 2009 году ФЗ предоставил право субъектам  участвовать в разработке образовательных программ с учетом  региональных, национальных и этнокультурных особенностей. И в нашу Конституцию была внесена  необходимая поправка.

Много сомнений было по продвижению депутатской инициативы, которая касалась урегулирования вопроса по землепользованию на отгонных пастбищах. Но ситуация требовала решения, поскольку, с введением ряда поправок в федеральное законодательство ущемлялись интересы наших сельхозпроизводителей.

Председатель нашего профильного комитета В.Л.Яныканов проявил необходимую, в таких случаях, целеустремленность. Он дважды побывал в г.Москве в Государственной Думе, пообщался с коллегами-депутатами. Пришлось узнать, как открываются двери Министерства сельского хозяйства. А сколько бумаги исписано на имя руководителей комитетов и ведомств, занимающихся этим вопросом…

Но сегодня вопрос не об этом. Главное, что наша инициатива будет принята. В.Л.Яныканову удалось заручиться поддержкой по этому вопросу с руководителем фракции «Единая Россия» Владимиром Васильевым. Изучив наше предложение, коллеги–депутаты предложили компромиссное решение: внести поправки в уже принятый ГД ФС РФ в первом чтении законопроект, в котором, вместо действующего срока аренды не менее 5 лет, установить срок аренды до 3 лет для всех субъектов РФ.

Для нас это очень значимо, поскольку, вносимая поправка полностью устраивает наших землепользователей. Кстати, мы очень благодарны коллегам из других регионов. В Парламент Республики Алтай поступило 19 положительных отзывов на наш законопроект из субъектов РФ.

Отклонение законопроекта, касающегося поправок в Лесной Кодекс, пережить, даже психологически, непросто, потому что, все понимают, какая непростая работа проделана по ее подготовке и продвижению. Но мы учимся относить подобного рода неудачи к временным трудностям и идти дальше. Да и как иначе, ведь фермерские хозяйства и сельскохозяйственные организации нашей республики постоянно нуждаются в доступной древесине для возведения хозяйственных построек, ремонта существующих деревянных сооружений и ограждений. При этом, заготовка древесины существенно ограничивается требованиями Лесного Кодекса РФ о заключении договоров аренды лесного участка и купли продажи лесных насаждений по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона. Помимо временных затрат на данную процедуру, сельскохозяйственным товаропроизводителям приходится конкурировать с другими субъектами предпринимательской деятельности из иных более прибыльных секторов экономики. Вселяет надежду и то, что нас активно поддерживают другие субъекты, в т.ч. наши соседи-томичи вышли с такой же инициативой на Государственную Думу.

Инвестиции в семью

Наша республика имеет один из лучших показателей по рождаемости. На то есть ряд причин. Не последнюю роль здесь играет реализация федеральной программы «Материнский капитал». В 2014 году сумма материнского капитала в регионе составит 429тыс.руб. Кстати, в свое время, депутаты вышли с предложением дополнительно к уже заявленной федеральным центром сумме выделять по 50тыс.руб. семьям, в которых родился четвертый ребенок. А это-уже серьезное подспорье при решении семейных проблем.

Что касается реализации программы в целом, то ее эффективность бесспорна. За ее счет большинство семей смогли улучшить свои жилищные условия. Эта стало серьезной мерой поддержки не только рождения, но и усыновления второго и поcледующих детей. Депутатский корпус ратует за то, чтобы этот, пусть и очень дорогостоящий в масштабах страны проект, не был свернут.

О республиканском бюджете

8 ноября у нас пройдет очередная сессия, подготовка к которой идет сейчас полным ходом в комитетах и рабочих группах. Главным из рассматриваемых сессией вопросов станет, конечно же, бюджет. Представленный Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай проект закона «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» на предмет первого чтения внесен в соответствии с нормами ст.103 Конституции Республики Алтай и требований Закона Республики Алтай «О бюджетном процессе в Республике Алтай». Он подготовлен на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации, прогноза социально-экономического развития Республики Алтай на плановый период и государственных программ Республики Алтай на 2013-2018 годы, в соответствии с законодательно установленным принципом «скользящей трехлетки».

Сегодня ориентирами для расходования выбраны 12 республиканских программ. Опираясь «на программный принцип», власть дает понять, что в этой сфере будет наведен должный порядок. Т.е., будет проведена необходимая работа по определению эффективности программ, проанализированы расходы по ним.

Кстати, сформированные прогнозы учитывают реальную оценку макроэкономических показателей социально-экономического развития региона по варианту, ориентированному на более интенсивные темпы развития республики, с учетом оценки ожидаемого поступления налоговых и других обязательных  платежей и сборов в республиканский бюджет.

Дискуссии при обсуждении бюджета проходят довольно жестко. И это вполне оправданно, поскольку, он действительно непростой. Но уже сейчас мы можем смело заявить, что социальные обязательства перед гражданами будут выполнены, средства будут изысканы, в т.ч. и на обеспечение финансовых решений, которые содержатся в майских указах Президента страны.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)