c_380_250_16777215_00_images_stories_2012_zastavki_budjet.jpgНа прошедшей XXXI-ой сессии республиканского Парламента в первом чтении был принят главный финансовый документ нашей республики—бюджет Республики Алтай на 2014-2016г.г.

Каковы его основные параметры, какую работу предстоит сделать ко второму чтению? Об этом рассказывает вице-спикер республиканского Парламента, Председатель Комитета ГС-ЭК РА по бюджету и налоговой политике Татьяна Гигель:

-Бюджет-это наш основной законопроект, над которым депутаты очень долго и тщательно работают. Начиная с июля, прошло множество комиссий, заседаний, рабочих групп, где конкретно были обсуждены его основные показатели. В данный момент его параметры выглядят так: доходная часть составляет 11млрд.704млн.руб., расходная-11млрд.721млн.руб., дефицит-16,5млн.руб., или 0,66% от собственных доходов, без учета безвозмездных поступлений.

-В период так называемого второго чтения в комитетах Парламента идет детальный разбор ведомственных расходов, кто, кроме депутатов, имеет право участвовать при его формировании?
-В данный момент идет напряженная подготовка к принятию бюджета во втором чтении. 15 ноября 2013 года в Правительстве Республики Алтай рассмотрели данный законопроект на предмет его принятия и предоставили его в Государственное Собрание-Эл Курултай РА.

Так что, в течение 10 последующих дней люди, обладающие законотворческим правом: депутаты республики, прокурор, Советы депутатов муниципальных образований могут внести свои предложения, к каждому из которых должно быть представлено финансово-экономическое обоснование. При предложении по увеличению расходов на определенную статью должен быть указан источник покрытия данного вида расходов.

c_200_280_16777215_00_images_stories_2013_novosti_intervew_gigel_budzhet2014_21.11.13_gigel.jpg-Какие требования выдвигаются к бюджету 2014 года?
-Работа над формированием бюджета-процесс сложный. Несмотря на то, что в этом году заложены достаточно хорошие цифры по основным его параметрам, вопросов возникает много. Но уже сейчас могу с уверенностью сказать, что указы Президента, направленные на повышение заработной платы бюджетников, стоят на первом месте. Как и раньше, бюджет сохраняет свой социально ориентированный характер.

Что касается требований к основному закону, то, прежде всего, он должен быть сбалансированным. Президент РФ Владимир Путин также требует, чтобы бюджет был прозрачным, доступным и детально обсужденным. В этом направлении мы активно работаем. Депутаты на встречах с избирателями стараются простым, доступным языком объяснять людям принципы бюджетной политики. Наш с вами открытый разговор опять же направлен на решение поставленных Президентом задач.

-Предполагается, что федеральный бюджет на 2014 год будет урезан в плане социальных программ. Нас это каким-то образом будет касаться?
-Все публичные обязательства, которые мы приняли на себя, должны быть исполнены. Более того, мы пытаемся в какой-то степени вернуть те позиции, которые слегка утратили в 2013 году. Это касается сохранения дотационных выплат за молоко. В последние три месяца уходящего года не хватило финансовых средств на данную статью расходов, из-за чего выплата дотаций было приостановлена. А потом если в 2012 году выплачивалось 4руб. за 1л молока, то в 2013 году это цифра снизилась до 2руб.50коп.

В сельской местности очень много подсобных, крестьянско-фермерских хозяйств, которые, поверив государству и Правительству, начали увеличивать дойное стадо. И чтобы не подвергнуть наше население, мягко говоря, разочарованию, очень важно сохранить дотацию в размере 4руб. за 1л. С удовольствием сообщаю, что сегодня уже получена поддержка со стороны Главы Республики Алтай Александра Бердникова, Министра сельского хозяйства республики Юрия Земирова по сохранению в 2014 году дотаций на сданное молоко в размере 4руб. за 1л.

Многие задаются вопросом: в чем отличие бюджета 2014 года от нынешнего, ведь они оба программные? В 2013 году насчитывалось около сотни программ и подпрограмм, как ведомственных, так и региональных, которые были представлены в аналитическом формате. При их принятии были расставлены цели и задачи.

Бюджет следующего периода состоит из 12 государственных программ, в которые вошли наши региональные программы, им теперь присвоены коды классификации. И чтобы достичь целей, которые указанные в программе, разработаны механизмы их реализации. Предусматривается промежуточный анализ работы данных программ. Теперь будет проще делать выводы об эффективности бюджетных средств. Кстати, бюджет 2014 года на 93% будет состоять из программного финансирования, и только 7 % отнесено к "прочим статьям", которые не вошли в ту или иную программу.

-По программе дорожной отрасли, что конкретно предполагается сделать?
Утвержденных цифр пока нет, но политику в данном направлении уже можно обозначить. Впервые в истории Республики Алтай в 2014 году будут созданы муниципальные дорожные фонды. В них указывается 9 источников формирования. К сожалению, пока эти суммы очень малы, и их не хватит решить годами накопленные проблемы в отрасли. При этом принципиально важно то, что создание муниципальных дорожных фондов должно стать некой поворотной вехой, которая определит всю политику дорожной отрасли.

Всем известно, что в качественном состоянии сегодня содержится только федеральная дорога-М-52, наш знаменитый Чуйский тракт. А остальное–это дороги муниципальных образований, сельских поселений, т.е. дороги внутреннего пользования. Их состояние, мягко говоря, желает быть лучше. Хотя качество именно этих дорог влияет на транспортные расходы, которые, в свою очередь, влияют на себестоимость, как местной продукции, так и доставляемую из других регионов–те же стройматериалы, продукты питания и др. И именно по этим дорогам наше население, в абсолютном своем большинстве, постоянно перемещается. Последние муниципальные выборы особенно остро высветили именно эту проблему. Терпение наших граждан, как говорится, на пределе. Сегодня каждый школьник понимает, что развитие экономики зависит от состояния инфраструктуры.

Что касается формирования дорожного фонда, то на сегодняшний день муниципальные образования занимаются анализом, ставят на баланс свои дороги. Надеюсь, что грамотное формирование дорожных фондов на местах позволит к 2015-2016г.г. войти в федеральные дорожные программы.

-В бюджетах предыдущих лет обязательно указывалось, что необходимо завершить все долгостроящиеся объекты, а только потом планировать на перспективу. В программном бюджете учитывается данное направление?
-Да, это знаковый момент нашего бюджета. Правительство Республики Алтай и Государственное Собрание-Эл Курултай РА за эти годы правильно выстроили политику по ликвидации долгостроев. Все ждали момента, когда будет закончен этот этап, чтобы больше финансовых средств направлять на решение болевых точек наших граждан. А это и строительство водопроводов, и дорог, и т.д. И если бы нам не пришлось расходовать 900млн.руб. на выполнение указов Президента РФ по увеличению заработной платы бюджетникам из собственных доходов, то, конечно, мы бы смогли решить очень многие вопросы. Но я про это говорю без сожаления. Повышение заработной платы нашим бюджетникам-очень правильное решение со стороны Президента РФ Владимира Путина.

Повторюсь, что наш бюджет на 2014 год в суммарном выражении выглядит достаточно неплохо–в нем запланировано повышение параметров на 10,6%. Если же посмотреть, как формируется федеральный бюджет, то там действительно наблюдается снижение некоторых параметров.

-Предусматривается ли поддержка предпринимателей, которая позволила бы, как говорит Президент РФ, сделать рывок в экономике?
-Сегодня среднему и малому бизнесу надо помогать. Государственная политика, которая проводится в последние годы в этом направлении, уже дала свои результаты. Люди поверили государству и стали организовывать свои небольшие производства, появились рабочие места. Сегодня Глава Республики Алтай, Правительство республики, министры финансов и туризма, представители предпринимательства озадачены одной проблемой-сохранить эту приоритетную программу по поддержке среднего и малого предпринимательства.

Но чтобы получить федеральную поддержку, предстоит изыскать собственные средства. К примеру, если мы вложим 8млн.руб. на приобретение оборудования или лизинг, то сможем привлечь из федерального бюджета 32млн.руб. Поступление из республиканского бюджета в 5млн.руб. на программу по энергосбережению позволит получить из федерального бюджета 20млн.руб. Такими возможностями мы должны воспользоваться. А самое главное, мы просто обязаны поддержать наше предпринимательство.

-Татьяна Анатольевна, на сегодняшний день смогут ли муниципальные образования сами исполнить поручения Президента РФ и наполнить свои бюджеты? Предусмотрена ли им поддержка?
-Львиная доля республиканского бюджета идет в муниципальные образования на дотации, субсидии, субвенции. Налогооблагаемая база наших муниципальных образований, как и в целом в Республике Алтай, к сожалению, очень мала. Размер собственных доходов планируется в пределах 2млрд.561млн.руб. В прошлом году мы планировали получение доходов в сумме 2млрд.300млн.руб., т.е. можно говорить о приросте доходной части бюджета на 10,6 %. Но, в общем, налогооблагаемая база в муниципальных образованиях остается недостаточной для того, чтобы решать вопросы по исполнению всех госполномочий, которые переданы на муниципальный уровень.

В то же время сегодня с главами муниципальных образований ведутся обстоятельные разговоры во время совещаний, встреч, что для движения вперед есть один выход-научиться зарабатывать деньги самим. Резервы для этого есть. Взять ту же торговую сеть, которая очень хорошо развита на территории Республики Алтай Да только многие ее предприятия зарегистрированы в Алтайском крае, Кемеровской и Новосибирской областях. Очень важно, чтобы они встали на налоговый учет в Республике Алтай, т.е. платили все налоги здесь.

Сейчас многие граждане имеют возможность выехать за рубеж, где видят отличное состояние дорог, чистоту, культуру. Казалось бы, что нам мешает так красиво жить? Причин, конечно, много, но есть одна очень существенная–наш менталитет. Не принято у нас задумываться над тем, что если бы каждый гражданин, который получает тот или иной вид дохода, заплатил налоги, этого вполне хватило бы, чтобы ездить по хорошим дорогам, строить водопроводы, проводить качественное электроснабжение, строить дома и т.д. Если мы не проникнемся этим вопросом, то дальнейшего развития не будет.

Ведь не секрет, что сегодня многие работодатели продолжают выплачивать зарплату в "конвертах". А это не только недополученные в бюджет налоговые средства, но работодатель по большому счету лишает достойной старости своих работников. Это особенно важно в условиях пенсионной реформы, когда величина пенсии будет напрямую зависеть от социальных взносов граждан. В человеческом обществе, как и в природе, все взаимосвязано.

-Татьяна Анатольевна, согласитесь, что профицитный бюджет легче исполнять, в то же время дефицитный бюджет обязывает включать скрытые резервы...
-Да, дефицит заставит нас в усиленном режиме работать над нашей налогооблагаемой базой. Но брать на себя дополнительные расходные обязательства, необеспеченные источником дохода, мы просто не имеем право. Наша задача-принять бюджет своевременно, с подтвержденными расчетами, чтобы у людей не было повода говорить, что депутаты приняли популистский бюджет.
Словом, нужно жить по средствам.

 

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)