c_350_150_16777215_00_images_stories_2011_news_zdanie_gs.jpgГосударственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай (Парламент), как высший представительный, законодательный, контрольный орган государственной власти Республики Алтай, начало действовать с февраля 1994 года, а выборы депутатов Парламента состоялись 12 декабря 1993 года.

В канун 20-летнего юбилея о времени становления государственности и парламентаризма, ссылаясь на архивные данные, рассказывает ветеран государственной службы И.М.Унуков.

-Горно-Алтайская автономная область была образована 1 июня 1922 года, самостоятельно прожила всего три года. С 1925 по 1990 годы, т.е. в течение 65 лет, находилась в составе Сибирского, а затем Алтайского края.

Находясь в составе края, автономия утратила свои права, которые ей были предоставлены Декретом ВЦИК РСФСР при c_200_280_16777215_00_images_stories_2013_novosti_prochie_iunukov.jpgобразовании. В политической, юридической, экономической и социальной областях оказалась в неравном положении с другими субъектами.

Попытки разрешить эту проблему предпринимались со стороны руководства области в 50-х, 70-х годах. Так, например, Н.М.Киселев, первый секретарь Горно-Алтайского обкома КПСС в декабре 1956 года в письме секретарю ЦК КПСС Н.С.Хрущеву написал: «При выделении области из края возрастет роль, повысится ответственность, развяжется инициатива областных организаций и работников в решении хозяйственно-политических вопросов, стоящих перед областью, а самое главное, более успешно будут расти местная промышленность, сельское хозяйство и повысится национальная культура области».

На заседании облисполкома в марте 1989 года был поставлен вопрос о выделении автономии из состава Алтайского края и переводе ее в непосредственное подчинение органам государственной власти и управления Российской Федерации.

12 июня 1989 года в областных газетах вышли статьи кандидата юридических наук С.С.Тюхтенева «Где наши», «Губернские права? Или о статусе автономной области», в которых теоретически обосновывалась необходимость вывода нашей автономной области из состава края и подчинения непосредственно РСФСР.

В ноябре 1989 года Заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР, председатель Горно-Алтайского облисполкома М.В.Карамаев на XI-й сессии Верховного Совета РСФСР сказал: «Существующий статус автономных областей, входящих в состав краев, не отвечает современному этапу их развития, создает конституционное и фактическое неравенство в их правовом положении. Применительно к нашей автономной области можно сказать, что она только номинально считалась автономной, а на деле стала обычной административной единицей края без автономных прав.
…. Единственная цель, которая преследуется при постановке вопроса–это выход из состава Алтайского края и о вхождении в состав РСФСР–быть равным среди равных, обеспечить преодоление отставаний в условиях жизни и работы населения».

Народный депутат РСФСР В.И.Чаптынов в своей речи на I-ом Съезде народных депутатов РСФСР в мае 1990 года резко поставил вопрос о повышении правового статуса автономных областей в РСФСР и расширении их прав.

Высказывание руководителей области и статья С.С.Тюхтенева обсуждались на сессиях всех сельских, городского, районных Советов депутатов и на двух сессиях областного Совета и получили поддержку. Итогом всей этой кропотливой работы стало то, что 17 августа 1990 года вторая сессия Горно-Алтайского областного Совета народных депутатов 21-го созыва провозгласила заключение Федеративного договора и повышение правого статуса Горно-Алтайской автономной области путем преобразования ее в Автономную Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР, и, наконец, третья (внеочередная) сессия Горно-Алтайского областного Совета народных депутатов, которая состоялась 24-25 октября 1990 года, приняла Декларацию о государственном суверенитете, где подчеркивалось, что носителем государственного суверенитета является весь многонациональный народ, населяющий Горный Алтай. Областной Совет действовал до февраля 1991 года. Вскоре он был переименован в республиканский Совет народных депутатов, число депутатов было 100 человек.

Президиум Верховного Совета РСФСР 23 сентября 1991 года принял постановление «О порядке  сроках проведения выборов народных депутатов Горно-Алтайской Советской Социалистической Республики в составе РСФСР», которым выборы в первый Верховный Совет Горно-Алтайской ССР были назначены на 22 декабря 1991 года по 75 избирательным округам.

В дальнейшем в ходе второго тура голосования 10 января 1992 года было избрано 63 народных депутата из 75 положенных, и первая сессия Верховного Совета Республики Горный Алтай первого созыва состоялась 5-6 февраля 1992 года. Третье–повторное голосование состоялось 21 февраля 1992 года, были избраны оставшиеся 12 народных депутатов.

В этот период велась серьезная работа по созданию правовой базы республики, начата работа по разработке первой Конституции Республики Алтай, утверждены символы Республики Алтай (флаг и герб).

Новый этап в развитии представительной власти–обновление конституционных основ политической системы-наступил в 1993 году. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 года №1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Республике Алтай» Верховный Совет Республики Алтай принял постановление от 14 октября 1993 года №1-10, в котором было установлено, что высшим представительным и законодательным органом Республики Алтай является Государственное Собрание–Эл Курултай Республики Алтай в составе 27 депутатов. В этот день завершилось реформирование представительных органов власти, и начался новый путь развития парламентаризма в республике.

12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации, закрепившая федеральные принципы устройства государства, и, практически, сразу же друг за другом стали создаваться представительные органы в субъектах Федерации, наделенные правом законотворчества.

Депутатский корпус первого созыва заложил основы парламентаризма в Республике Алтай, определил место и роль Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай. Парламент Республики Алтай, занимающий свое особое место в структуре государственной власти, установил тесное взаимодействие с Правительством Республики Алтай, Государственной Думой, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, законодательными (представительными) органами других субъектов Российской Федерации и другими субъектами права законодательной инициативы.

На сегодняшний день Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай–это сложившийся авторитетный официальный орган государственной власти нашей республики. Сформирована база регионального законодательства. Так сложилось, что мне посчастливилось работать в Аппарате Парламента с председателями и депутатами всех пяти созывов, и в канун юбилейной даты хочется назвать их имена. Это Председатель Верховного Совета Республики Алтай (1992-1994г.г.), Глава Республики Алтай, Председатель Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай (1994-1997г.г.) Валерий Иванович Чаптынов, председатели второго, третьего, четвертого и пятого созывов: Владилен Владимирович Волков, Даниил Иванович Табаев, Игорь Эжерович Яимов и Иван Итулович Белеков, который возглавляет Парламент Республики Алтай два созыва подряд.

Одним из основных принципов, которым руководствуются депутаты при определении основных задач и направлений деятельности является принцип преемственности. Депутаты всех пяти созывов исходили из представления о том, что преемственность в условиях нестабильной социально-экономической среды является залогом эффективного и относительно стабильного развития республики.

Основной формой работы Парламента являются проведение сессий, на которых реализуются большинство его полномочий и депутатский корпус наполнял новым содержанием главные стратегические направления законотворческой работы, в числе которых было повышение уровня и качества жизни населения, развитие региональной экономической политики, поддержание собственного производителя, повышение доходной части бюджета, повышение эффективного государственного управления и т.д. Все эти направления определяли тематику вносимых и рассматриваемых на сессиях вопросов.

В преддверии 20-летия Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай хочется назвать имена тех людей, которые обладая большим опытом работы, будучи депутатами, внесли существенный вклад в становление парламентаризма в республике.

К ним относятся:
Народные депутаты Верховного Совета Республики Алтай: Манзыров Александр Поликарпович, Ялбаков Алексей Иженерович, Джаткамбаев Ауельхан Жазитович, Гурьянов Александр Александрович, Самунов Сергей Михайлович, Сумин Геннадий Петрович, Бедюров Бронтой Янгович, Пекпеев Сергей Тимурович, Яковлева Людмила Дмитриевна, Сумачаков Игнатий Иванович, Кыдыев Владимир Эмильевич, Кудачин Валерий Владимирович, Пильтин Григорий Николаевич, Петров Владимир Иванович, Яныканов Виктор Леонидович, Земиров Юрий Семенович, Тобоев Иван Иванович, Кудирмеков Василий Дмитриевич, Завьялов Александр Иванович и другие.

Депутаты первого и второго созывов: Соколов Николай Федорович, Табакаев Юрий Васильевич, Чиконова Людмила Валентиновна, Гайдобрус Мария Павловна, Сабин Владимир Кучукович, Кыдыева Светлана Карамаевна, Шефер Семен Семенович, Туденев Николай Васильевич, Ромашкин Виктор Васильевич, Марков Виктор Николаевич, Пиунов Вячеслав Евгеньевич, Антарадонов Юрий Васильевич, Переверзев Сергей Александрович, Максимов Василий Степанович, Сазанкин Михаил Михайлович, Вайнбергер Владимир Давыдович.

К сожалению, из перечисленных людей, некоторых нет среди нас.

Депутаты последних созывов четко и слажено работали и выполняли свои функции по выполнению планов законопроектной, контрольной и организационной деятельности Парламента.

Стало нормой, кроме рассмотрения законопроектов, рассматривать такие вопросы как: Отчет Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай за отчетный период, отчеты и информации правоохранительных органов, доклад Уполномоченного по Правам человека в Республике Алтай о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Алтай.

Проводятся такие организационные мероприятия как правительственные часы, круглые столы, парламентские слушания. В пятом созыве депутаты провели ряд важных мероприятий таких как: 1-ый Съезд депутатов всех уровней Республики Алтай, научно-практическая конференция на тему «Единство этнического разнообразия–основа устойчивого развития Республики Алтай», международная научно-творческая конференция «Алтай в цивилизованном пространстве Евразии» и другие мероприятия. Инициатором проведения этих мероприятий был спикер Парламента Иван Итулович Белеков.

В зоне пристального внимания депутатов всех созывов находились вопросы законодательного регулирования основных направлений социально-экономического развития республики.
За этот период приняты все необходимые конституционные законы, решаются вопросы местного самоуправления, избирательной системы, определены бюджетная, налоговая и инвестиционная политика.

Отмечая 20-летие Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, стоит отметить, что основы парламентаризма, заложенные Верховным Советом Республики Алтай и депутатским корпусом первого созыва, далеко ушли в государственном становлении республики.

Статью хотелось бы закончить словами первого Главы Республики Алтай В.И.Чаптынова: "Наша судьба теперь в наших руках. Нам нельзя впредь полностью полагаться на помощь со стороны, от центра. Нам всем надо сообща, рука об руку работать на благо своей республики, широко используя при этом местные возможности и ресурсы".

У алтайцев есть мудрые слова: «Если пять братьев будут едины, их не победят пять армий»; «От дурной жизни людям польза, от согласной жизни народу польза». Какие глубокие по смыслу слова! Если мы будем придерживаться смысла этих мудрых слов, мы продвинемся в своем развитии вперед.

И.М.Унуков, ветеран труда