Завершилось голосование по принятию во втором и окончательном чтении проекта закона Республики Алтай «О республиканском бюджете Республики Алтай на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов». 28 голосами «за» главный финансовый документ на предстоящий трехлетний период был одобрен. По данному вопросу депутаты приняли постановление.
-провести мониторинг реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 1 июня 2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» в части повышения оплаты труда работников бюджетной сферы;
* * *
Выступая на сессии по вопросу принятия бюджета, Заместитель Председателя ГС-ЭК РА, председатель Комитета ГС-ЭК РА по бюджету и налоговой политике Татьяна Гигель отметила, что в процессе работы над проектом бюджета была проведена большая и сложная работа. "По многим вопросам депутатам и Правительству РА удалось найти компромиссные варианты", -заметила она.
Это увеличение объема дотаций на молоко, льготы по коммунальным услугам младшим воспитателям дошкольных учреждений, увеличение средств на приобретение вакцин от рака, сохранение в собственности республики ГУП «Фармация». В этом же ряду-финансирование на восстановление Тархатинской оросительной системы, перераспределение средств по муниципалитетам в связи с проведением Года культуры в 2014 году.
Вице-спикер заметила, что, несмотря на динамичное развитие региона за последние годы, особенно его социальной сферы, остается немало узких мест и нерешенных проблем.
В частности, необходимо включить в перечень категорий граждан, имеющих социальные льготы, лиц выработавших стаж на подземных работах и в горячих цехах с вредными условиями труда. В целях социальной поддержки указанных лиц, (их в республике 139 человек) из бюджета республики дополнительно потребуются всего 1,8млн.руб. Для этого нам потребуется внести изменения в Закон РА «О ветеранах труда РА», тем самым, восстановить социальную справедливость в отношении этих граждан.
В общей сложности, в титульном списке республики на капитальные вложения требуются порядка 7,0млрд.руб. Из-за ограниченности наших бюджетных возможностей мы же на будущий год закладываем лишь 380,0млн.руб., из них 141,0млн.руб. направляются на строительство жилья для детей-сирот. Но даже эти капитальные вложения позволят республике привлечь 550,0млн.руб. на софинансирование из федерального бюджета.
Кроме того, на сегодняшний день федеральными министерствами и агентствами лимиты капитальных вложений еще не распределены. Мы надеемся, что Главе республики, министрам удастся привлечь федеральные ресурсы на решение проблем дошкольных учреждений и на другие социальные объекты. Поднимался вопрос и по строительству спортплощадок в селах. Таких объектов у нас около 250 единиц, в т.ч. типовые закрытые спортзалы в школах, но надо так организовать их работу, чтобы они были доступны и для сельской молодежи. "Думаю многие вопросы, которые озвучивались коллегами будут решаться министрами при бюджетной росписи расходов по ведомствам", -отметила она.
"Несмотря на непростые экономические условия, складывающиеся в отечественной экономике, нам, в целом, удалось сформировать сбалансированный бюджет, с дефицитом всего на 16,5млн.руб. или 0,66% от собственных доходов. Следует четко осознавать, что из 11,7млрд.руб. доходной части бюджета 8,3млрд.руб. или 71% направляются на решение социальных вопросов", –подчеркнула Т.Гигель.
Вице-спикер в своем выступлении отметила, что как на федеральном уровне, так и в регионах идет смещение расходов от инвестиций к социальным расходам, таковы сегодняшние реалии. При таких условиях нам весьма сложно говорить о существенной государственной поддержке реального сектора экономики. Но, тем не менее, нам удалось сохранить, а по многим позициям обеспечить рост ассигнований на сельское хозяйство, на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, на дорожную отрасль.
Особо Т.Гигель остановилась вопросах, которые вызвали наиболее «горячие споры и разногласия, переходящие, порой, в бурные эмоции, вплоть до политизированности». По её мнению, «яблоком» раздора между Правительством республики и депутатами Парламента явились объемы финансирования двух инвестиционных проектов: это известная «Долина Алтая» и модернизация волоконно-оптической линии связи. По первому проекту, на дальнейшее строительство инфраструктуры предусматриваются инвестиции в сумме 150,0млн.руб., при обязательствах республики на софинансирование в 2014 году на сумму в 440,0млн.руб., и останавливаться на полпути, когда на объект уже вложены многомиллиардные инвестиции со всех источников финансирования, в т.ч. частных, было бы неправильно.
Мы бы потеряли всякое уважение и федерального Центра и большинства нашего населения. Сегодня, когда в стране складывается ситуация схожая с кризисом 2008-2009 годов, рассуждать правильно ли мы начали осуществлять такой грандиозный проект, найти однозначный ответ на это весьма сложно.
Принципиальное решение по второму вопросу принято Комитетом по экономической политике, предпринимательству и туризму внесением поправки, и перенаправлением средств в сумме 78,6млн.руб. на реальный сектор экономики. Поправка одобрена решениями еще двух комитетов Парламента, и была направлена на рассмотрение в Правительство Республики Алтай. Результаты ее рассмотрения мы обсудили вчера на заседании профильного Комитета по бюджету и приняли соответствующее решение.
Говоря о программной части бюджета вице-спикер напомнила коллегам, что бюджет Республики Алтай на следующие три года сформирован на основе группировки более ста разрозненных региональных и ведомственных целевых программ в 12 государственные программы Республики Алтай. Анализ этих госпрограмм показал, что они нуждаются в доработке и совершенствовании. Требуется пересмотр их целей, задач, основных мероприятий и целевых показателей с учетом объемов финансирования, предусмотренных в бюджете.
В завершение Т.Гигель подчеркнула, что предстоящий 2014 год будет сложным и напряженным не только в отношении исполнения бюджета, но и в политическом плане, связанный с выборной кампанией в сентябре месяце. И это никак не должно влиять на приоритеты развития региона, на сбалансированность бюджета.
«Все мы (депутаты), независимо от наших политических или других взглядов, несем солидарную ответственность за принятый нами бюджет республики, за его реалистичность и качественное, полное исполнение всех обязательств перед населением, ибо это вопрос доверия граждан государству», -заявила Т.Гигель.
* * *
В обсуждении законопроекта о бюджете приняли участие А.Манзыров, Ю.Самташев, А.Шефер, С.Ефимов, В.Ромашкин, А.Казанцева, А.Кириллов, В.Уханов, С.Михайлов.
На сессии выступил Глава Республики А.Бердников, отметивший своё удовлетворение обсуждением главного финансового документа и затронувший аспекты практической реализации бюджета. Глава республики также прокомментировал проблемные вопросы парламентариев. В частности, он коснулся инвестиционного проекта «Долина Алтая», выразил свое отношение к реализации молодежной политики в регионе. Глава предложил всем вместе разобраться с вопросом адресного увеличения детских пособий и найти приемлемое решение. А.Бердников призвал депутатов поддержать принятие закона о Бюджете.
И.Белеков, подводя итог обсуждению выразил благодарность депутатам всех фракций за поддержку важных предложений реализации социальной политики и экономики, в т.ч. увеличении ассигнований на культуру. Спикер поставил вопрос о принятии таблицы поправок на голосование. За это высказались 34 депутата.
* * *
За принятие законопроекта о бюджете во втором и окончательном чтении проголосовали 28 членов Парламента. Против принятия закона о Бюджете высказалось-5, один депутат воздержался. Принятое сессией постановление по обсуждаемому вопросу поддержали 28 депутатов.
(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)