c_200_250_16777215_00_images_stories_2014_deputaty_habvi.jpgРуководство России придает большое значение развитию местного самоуправления.

В 2012 году Указом Президента Российской Федерации установлен День местного самоуправления. Дата четко фиксированная- 21 апреля. Именно в этот день была издана в 1785 году Жалованная грамота городам. Этот документ положил начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.

Своими размышлениями о развитии местного самоуправления в республике делится председатель Комитета ГС-ЭК РА по правовой политике и местному самоуправлению В.И.Хабаров.

-Рассматривая местное самоуправление, необходимо, прежде всего, с точки зрения ее правовой основы. Ведь без нее, вообще, не существовало бы этой формы организации власти. В этой связи, следует заметить, что руководством страны совершенствованию правовой регламентации организации местного самоуправления уделяется повышенное внимание.

В Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации эта тема всегда выделяется особо. В последнем Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года В.В.Путин отметил, что «Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объём ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению,  несбалансированы.

Отсюда, частая неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района в регион, с поселения на район и обратно. Органы местного самоуправления то и дело сотрясают и коррупционные скандалы. Районный уровень, фактически, выхолощен. Его полномочия в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты переданы в регионы».

c_200_150_16777215_00_images_stories_2014_zastavki_msu.jpgОтмеченные в посланиях Президента недостатки законодательства в сфере организации местного самоуправления, изначально были заложены в Федеральном законе от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку невозможно в одном федеральном законе учесть исторические, культурные, национальные, социально-экономические, природно-климатические, географические и иные особенности всех субъектов Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации необходимо придать больше полномочий по регулированию вопросов организации местного самоуправления.

Это подтверждается статистикой внесения изменений в Федеральный закон №131-ФЗ. С 2004 года было принято 92 федеральных закона, вносящих в него изменения, т.е., в среднем, принималось по одному федеральному закону каждые полтора месяца.

Комитет Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай по правовой политике и местному самоуправлению уделяет особое внимание проектам федеральных законов в сфере местного самоуправления на всех этапах их рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Заранее готовит соответствующие проекты законов Республики Алтай еще до принятия проекта федерального закона в окончательном чтении, чтобы минимизировать период времени, когда закон Республики Алтай противоречит федеральному законодательству.

Также Комитет готовит предложения Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай по совершенствованию федерального законодательства. Например, в рамках реализации Послания Президента Российской Федерации от 12 декабря 2013 года Государственное Собрание–Эл Курултай Республики Алтай направило в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации предложения по изменению законодательства о местном самоуправлении.

В ст.44 Федерального закона № 131-ФЗ предложено исключить требование об обязательном включении в уставы муниципальных образований перечня вопросов местного значения, т.к. учитывая частые изменения, вносимые в Федеральный закон №131-ФЗ, муниципальные образования вынуждены постоянно вносить изменения в свои уставы. В ст.11 Федерального закона №131-ФЗ предложено исключить требование об установлении границ сельского поселения с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав. Указанное требование не учитывает плотность населения в Сибири и Дальнем Востоке, где зачастую субъекты Российской Федерации вынуждены создавать сельские поселения с небольшой численностью.

В Республике Алтай постоянно совершенствуется законодательство в сфере местного самоуправления. На текущий год Государственным Собранием-Эл Курултай Республики Алтай принято и действует более 60 законов в указанной сфере.

Если говорить о взаимодействии Парламента РА с представительными органами местного самоуправления в Республике Алтай, то оно осуществляется по ряду направлений:

-создан Постоянно действующий Совет представительных органов муниципальных образований районов и городского округа. Заседания проводятся планово 2-3 раза в год;

-обеспечено участие Совета муниципальных образований Республики Алтай в подготовке законопроектов, касающихся местного самоуправления, участия Совета в мероприятиях по вопросам местного самоуправления, проводимых парламентом республики;

-два раза в год  проводятся «Дни депутатов» в муниципальных районах;

-введена новая форма взаимодействия с представительными органами местного самоуправления в виде въезда. 19 ноября 2012 года был проведен I Съезд депутатов Республики Алтай всех уровней;

-на парламентские слушания, «круглые столы», научно-практические конференции приглашаются председатели советов депутатов городского округа, муниципальных районов и сельских поселений;

-обеспечивается взаимное участие в работе сессий;

-в последние дни каждого календарного месяца проводится выезд депутатов, работающих на постоянной основе, в муниципальные образования;
 
-оказывается консультационно-методическую помощь органам местного самоуправления.

Анализ процессов развития местного самоуправления в Республике Алтай показывает, что этап правового и организационного этапов оформления системы местного самоуправления, практически, закончен. Органы местного самоуправления обладают всем необходимым набором условий для эффективной управленческой деятельности.

Вместе с тем, правовые, экономические и социальные условия существования подлинного муниципального управления в Республике Алтай, так же, как и в России, в целом, до сих пор не сложились, решение данной проблемы может занять немало времени и требует дальнейшего переосмысления роли и места самоуправления в системе гражданского общества.

В.И.Хабаров, председатель Комитета ГС-ЭК РА по правой политике и местному самоуправлению