c_200_280_16777215_00_images_stories_2013_novosti_intervew_petrov_kydrashev_11.12.13_kydrashev.jpg5 января 2014 года исполняется 100 лет со дня рождения Чета Кыдрашевича Кыдрашева, одного из ярких личностей Горного Алтая, достойного сына алтайского народа, выдающегося государственного и общественного деятеля, который оставил глубокий след в государственном строительстве нашего субъекта.

Однако, об его жизни сегодняшним жителям республики известно немного. В рамках подготовки юбилейных торжеств, которые пройдут в республике в начале следующего года, решено данный пробел устранить и предоставить читателям воспоминания современников об этом неординарном человеке.

Сегодня о Ч.К.Кыдрашеве вспоминает Владимир Петров, первый Председатель Правительства Республики Алтай:

-Четa Кыдрашевича Кыдрашева я безоговорочно отношу к исторической фигуре нашего региона. Именно о людях с таким характером, жизненной хваткой говорят-это настоящие личности. Он плоть и кровь своей родной усть-канской земли.

Выйдя из сельской глубинки, Чет Кыдрашевич хорошо знал проблемы, традиции, обычаи своего народа, поскольку впитал их с молоком матери. Там, на родной земле, он начал свой трудовой путь, работая на военном конезаводе №78. Было у него и вполне мирное название–конное депо. На тот момент он базировался в с.Ябоган. Основное направление деятельности его работников было-выращивание коней орловской породы. Именно из конного депо во время войны коней отправляли на фронт, а до этого орловскими рысаками из с.Усть-Кан пополнялись знаменитые кавалерийские отряды Михаила Буденного. Кстати, это особая порода коней, крупная, выносливая, ходкая, словно предназначенная для военных переходов.

c_200_280_16777215_00_images_stories_2013_novosti_intervew_petrov_kydrashev_11.12.13_petrov.jpgДумаю, что не только современники Чета Кыдрашевича, но и сегодняшние жители республики согласятся со мной, что у него особая судьба. Ведь дело даже не в том, что он возглавлял автономную область почти 15 лет. Он оказался единственным местным руководителем, которому выпала возможность пройти профессиональную школу, работая заместителем председателя крайисполкома. Во всяком случае, на моей памяти подобного больше не было. Понимал ли это он сам, относил ли себя к баловням судьбы? Почти уверен, что над этим он даже не задумывался. И дело не в излишней скромности. Просто очередной свой жизненный виток люди того времени воспринимали, как задание партии, которое они должны неукоснительно исполнять.

Но с позиций сегодняшнего дня мы, конечно же, можем сказать, что для Чета Кыдрашевича перевод его в крайисполком был подарком судьбы, поскольку, эта работа позволила ему пройти отличную школу. Непосредственное участие в организации работы крупной территории–таким университетам нет цены. Она учит видеть дальше, ставить планы помасштабнее.

Своим опытом работы в крайисполкоме Чет Кыдрашевич никогда не козырял, но, судя по стилю его руководства, безусловно он, этот опыт, сослужил ему добрую службу, после получения назначения на должность Председателя облисполкома Горно-Алтайской автономной области.

В пятидесятые годы, а именно тогда Чет Кыдрашевич приступил к исполнению возложенных на него обязанностей, руководить областью было очень непросто. Основная причина–нехватка ресурсов. На тот момент финансирование области осуществлялось по остаточному принципу–средства из краевого бюджета поступали на уровне районов края.

Чтобы понять, как много предстояло сделать исполнительной власти в лице нового руководителя–Ч.К. Кыдрашева, достаточно представить, что в нашем городе в 50-е г.г. канализация отсутствовала. И по ночам работники коммунальной службы на конных повозках собирали в бочки отходы жизнедеятельности, скажем так. Зловонный запах на центральных улицах порой стоял, словно густой туман. А поскольку в городе была грунтовая дорога, то частенько лужи, с, так называемых, золотовозов, тянулись длинным шлейфом. Именно это время мне хорошо запомнилось, поскольку в 1956 году я как раз приехал в г.Горно-Алтайск.

Но не в характере Ч.К. Кыдрашева было пасовать перед трудностями. С присущей ему энергией он берется за решение непростого вопроса-строительство очистных сооружений и канализационной системы. Остается только предполагать, как долго и настойчиво ему пришлось решать вопросы по финансированию. Впрочем, кому теперь это интересно, главное, что поставленная задача была решена положительно. Глобальная, даже по меркам сегодняшнего дня. К числу не менее глобальных его решений я бы также отнес начало строительства городских котельных. Ситуация усугублялась еще тем, что денег для этого в казне региона не оказалось, не давали таких средств и в крае.

Выход был один–искать деньги в г.Москве. И Чет Кыдрашевич идет на это. Хотя ему, не новичку в работе, было хорошо известно, как расправляются в крае с вольнодумцами. Свежи были еще воспоминания, как расплатился должностью первый секретарь областного комитета партии Н.М.Киселев, высказав предложение о необходимости дать области самостоятельность.

Но лично для меня этот поступок Чета Кыдрашевича удивительным не был. Это был поступок человека самостоятельного и независимого, который не привык относиться к своей работе, как к кормушке. В данном случае, сдается мне, он руководствовался пониманием, что без прямого подчинения Москве многие экономические вопросы решить в области просто невозможно.

Такое поведение, когда самым важным для человека является реализация не собственных планов, а планов людей, подтверждает мнение, что мы имели дело с сильной личностью, имеющей особое мышление и поведение.

Но кому по нраву такое вольнодумство?! Не понравилось оно и краевым властям. На мой взгляд, этот случай стал первопричиной его вынужденной отставки. В 57 лет Чет Кыдрашевич уходит на заслуженный отдых, будучи в расцвете сил и имея кучу нерешенных планов. По официальной версии–такое решение он принимает сам и пишет заявление об отставке, но мы-то неглупые люди и понимаем, что этот шаг явно был вынужденным.

Но свой рассказ о Чете Кыдрашевиче я попробую еще немного расширить, чтобы у читателя появилось более четкое представление о нем, как о человеке, со своими слабостями и пристрастиями. Особой общественной значимости эти эпизоды из его личной жизни, вроде бы, не имеют, но зато показывают его как простого земного человека.

Итак, идет бюро крайкома партии. На тот момент первым секретарем Алтайского крайкома партии был А.В.Георгиев. Будучи по национальности украинцем, он иногда произносил фамилии на свой лад. Чет Кыдрашевич отчитывается о ходе заготовки кормов для общественного животноводства в автономной области. А.В.Георгиев делает ему замечание: «Кидрышев, Вы все на непогоду валите в вашей области». На что Председатель облисполкома парирует: «Я Кыдрашев, а не Кидрышев, и не в вашей, а нашей области».

Что по характеру-это был горячий человек и далеко не угодник, говорит и такой факт из его биографии, о котором мне рассказал водитель Чета Кыдрашевича Николай Иванович Елин: «Вместе с Романом Дороховым, первым секретарем обкома КПСС, они были в с.Кош-Агач на мероприятии и перед дорогой домой съели лопатку баранины, выпили коньячку. Дороховская машина вырвалась вперед на правах первого секретаря, а Чет Кыдрашевич на своей едет следом. Вдруг Чет скомандовал: «Обогнать!» Водитель попытался что-то возразить, мол, впереди первый секретарь едет. А Чет даже ногами затопал: «Давай, жми!». Так, обгоняя друг друга, они соревновались, пока не доехали до с.Майма.

Эти два факта оцениваю однозначно-Ч.К. Кыдрашев был независимый и самостоятельный человек.

Не знаю, стоит ли об этом говорить, дабы не прослыть старым брюзгой… И, все-таки, сказать об этом мне хочется. Хотя бы для того, чтобы люди имели возможность сравнивать. Так вот, во времена Кыдрашева власть в стране не барствовала, ее представители работали, не покладая рук, как говорят в народе.

В качестве доказательства своих слов приведу простой пример. Я работал инструктором Усть-Канского райкома комсомола, все наши секретари разъехались по району, а меня делегировали присутствовать на бюро райкома КПСС. Идет заседание, и совершенно неожиданно для всех открывается дверь, и появляется Ч.К.Кыдрашев. Как это далеко от сегодняшних посещений, когда начальство начинают встречать уже на перевале… Шабычи Саранович Ялатов (Василий Саранович), на то время первый секретарь райкома партии, растерялся. Это было видно. Но быстро справился с собой и достойно довел совещание до конца. Да только серьезным разговором, в который включился Чет Кыдрашевич, работа руководителя облисполкома не закончилась. Несмотря на то, что путь был проделан им немалый, вечером он вместе со всеми поехал к животноводам смотреть, как идет окот. И домой возвратился, надо полагать, уже далеко за полночь.

Я уже говорил, что от природы это был горячий человек, но очень отходчивый. Все знали, уж если пожурит, то на всю катушку, но, при этом, зла держать не будет никогда. Так что, после полученного нагоняя к нему заходить вновь народ не боялся, знал, что он примет, как ни в чем не бывало. Да и критику он умел выслушивать. Людей с собственной позицией ценил. Не то, что сейчас, когда любая, даже самая конструктивная критика, воспринимается не иначе, как враждебная, и человек, ее высказавший, тут же относится к числу личных врагов.

Сегодня, в канун столетнего юбилея Чета Кыдрашевича, непременно кто-то спросит: будучи на пенсии, не сожалел ли он, что так прямолинейно выступил в свое время? Думаю, что нет, не сожалел. Не в его характере было сожалеть о содеянном. Хотя невостребованность его угнетала. Но это он переносил стоически, с достоинством. Именно чувство внутреннего достоинства не позволило ему работать инструктором облисполкома по работе с резервом, быть представителем военкомата. Именно такую должность ему предложили после его ухода на заслуженный отдых. И он без лишних слов и обид ушел. Достойно ушел.

 

В.И.Петров,
первый Председатель Правительства Республики Алтай