c_200_250_16777215_00_images_stories_2014_deputaty_vikt.jpg23 апреля 2014 года Арбитражным судом Республики Алтай  рассмотрены материалы по исковому заявлению прокурора Республики Алтай к администрации Чемальского района и индивидуальному предпринимателю М.Е.Ежовой о признании  недействительным  договора  купли-продажи земельного участка.

В качестве третьих лиц, незаявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были приглашены представители Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай.

О сути вопроса, предмете спора, который был рассмотрен в Арбитражном суде, рассказывает председатель Комитета Государственного Собрания-Эл Курултай РА по аграрной политике, природопользованию и развитию села В.Л.Яныканов.

-Виктор Леонидович, чем интересно  данное судебное заседание?
-Прежде всего, тем, что впервые судебный орган принял решение по правомерности приватизации находящихся в государственной или муниципальной собственности земель сельскохозяйственного назначения их арендаторами.

Хочу отметить, что это решение имеет важное значение для сельских жителей, фермеров, сельскохозяйственных организаций и предпринимателей. Как положительный факт, стоит отметить, что представители законодательного органа–Парламента Республики Алтай также приняли участие в этом процессе.

-На чем основывает свои требования прокуратура Республики Алтай?
-На отсутствии в федеральных законах момента начала приватизации земель сельскохозяйственного назначения, кроме момента, который указан в п.4 ст.10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и реализованного в ст.1 Закона Республики Алтай от 14.05.2007г. №12-РЗ «Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай», где говорится о том, что: «Приватизация гражданами и юридическими лицами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Республики Алтай, осуществляется с 1 января 2020 года, за исключением случаев, установленных федеральным и республиканским законодательством».

Словом, прокуратура считает, что приватизация в Республике Алтай земель сельскохозяйственного назначения запрещена до 1 января 2020 года и нормы п.4 ст.10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» о праве арендаторов приобрести арендуемый земельный участок в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка не действуют. Поэтому договор купли-продажи земельного участка между администрацией МО «Чемальский район» и ИП М.Е.Ежовой является ничтожным (недействительным).

-А Ваша точка зрения?
-Я уже упомянул о том, что ст.1 Закона Республики Алтай «Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай» (далее–Закон) содержит запрет на приватизацию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Республики Алтай вплоть до 1 января 2020 года, за исключением случаев, установленных федеральным и республиканским законодательством.

Закон Республики Алтай от 14.05.2007г. «Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай» уже в первоначальной редакции содержал запрет приватизации гражданами и юридическими лицами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Республики Алтай.

Большинство депутатов Республики Алтай поддерживали или были членами Аграрной партии России, поэтому у них преобладало мнение о необходимости сохранения и поддержки крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей, прежних коллективных или совместных хозяйств, в которых сохранялось и производство, и обеспечивалась занятость сельского населения.

Вместе с тем, и депутаты Республики Алтай, и Правительство Республики Алтай осознавали, что запретительные меры не соответствуют духу времени и задачам развития сельского хозяйства республики в условиях рыночной экономики. Сельскохозяйственные производители Республики Алтай оказались в трудной ситуации.

Помимо неблагоприятных климатических и географических условий, запрет на приватизацию вызвал отсутствие доступных земельных ресурсов для развития, соответственно, рост поголовья сельскохозяйственных животных сдерживался ограниченностью кормовой базы, отсутствовала возможность вовлекать земли в оборот, использовать их в качестве залога для получения кредитов, без которых крестьянским хозяйствам не только развиваться невозможно, но и затруднительно обеспечивать выполнение необходимых сельскохозяйственных работ (посевные работы, уборка урожая и т.д.). Поэтому, в последующем в данный закон были внесены изменения, предусматривающие, в соответствии с п.п.4 и 7 ст.10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» исключительные, случаи, когда возможна приватизация земель сельскохозяйственного назначения.

-Итак, какие случаи предусматривает такое исключение?
-Они установлены в ст.1.1 Закона:

1)возможность приобретения сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, по цене, равной 2% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.

2)возможность приобретения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения арендатором (гражданином или юридическим лицом) в собственность по цене, равной 15% кадастровой стоимости земельного участка, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Именно на основании ст.1.1 Закона ИП М.Е.Ежова приобрела в собственность арендованный ранее свыше 3 лет земельный участок.

-Как обстоят дела с приватизацией в настоящий момент?
-В настоящее время приватизировано на основании ст.1.1 Закона Республики Алтай «Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай» земель сельскохозяйственного назначения 203 065,49 га.

Правом приватизировать надлежащим образом использовавшиеся более трех лет земли сельскохозяйственного назначения воспользовалось более 125 арендаторов (ЮЛ и ФЛ). Размер приватизированных ими земель-9 686,9528 га.
Правом приватизировать земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся у владельцев на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения воспользовалось более 115 сельскохозяйственных организаций и КФХ. Размер приватизированных ими земель-193 378,5372 га.

-Можно сделать определенные выводы о результатах приватизационного процесса в нашем регионе?
-Да, в течение трех лет, практически, достигнуты главные задачи: снижение выкупной цены способствует переоформлению земельных участков сельскохозяйственного назначения, используемых сельскохозяйственными организациями, а также гражданами в их собственность, предоставляет возможность оформлять кредиты под залог земельных участков.

Земли активно вовлекаются в хозяйственный оборот, у владельцев появляется уверенность в будущем. Также, благодаря данной норме права, жители села, неимеющие земельных долей-учителя, врачи и другие работники социальной сферы, но желающие заниматься сельским хозяйством, получили возможность приобрести в собственность земли сельскохозяйственного назначения после 3-летней аренды, что существенно снизило социальную напряженность, в этом вопросе, в Республике Алтай.

Так что, разрешение по существу данного дела Арбитражным судом Республики Алтай создает важный судебный прецедент, который затронет имущественные интересы многих граждан и юридических лиц в Республике Алтай. Поэтому, в целях полного и всестороннего изучения всех обстоятельств дела и подлежащего применению законодательства Республики Алтай, а также в целях исследования путей совершенствования действующего Закона Республики Алтай «Об особенностях регулирования правоотношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Алтай», Государственное Собрание–Эл Курултай Республики Алтай обратилось к участникам процесса с предложением о привлечении Парламента Республики Алтай к участию в указанном судебном деле в качестве третьего лица, незаявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

-Какое решение вынес Арбитражный суд?
-Арбитражным судом Республики Алтай после досконального изучения дела исковые требования прокурора Республики Алтай о признании договора купли-продажи земельного участка недействительным оставлены без удовлетворения.

Значение данного решения трудно недооценить. Ведь в республике уже появились, с одной стороны, исковые заявления органов прокуратуры о расторжении подобных сделок приватизации земель сельскохозяйственного назначения арендаторами и лицами, которым данные земли принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования, с другой стороны, появились случаи отказа муниципальными органами в приватизации муниципальных земель сельскохозяйственного назначения.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)