c_310_200_16777215_00_images_stories_2011_zastavki_sovfeder.jpg25 декабря Совет Федерации 343-им заседанием завершил осеннюю сессию, за период которой было одобрено 195 федеральных законов.

В интервью телеканалу "Россия 24" председатель палаты Валентина Матвиенко, в частности, отметила, что 2013 год был тяжелым, но плодотворным. Было рассмотрено более 450 законопроектов. Они касались политики, экономики, социальной жизни, ратификации международных соглашений.

Глава СФ также рассказала, что совместно с региональными законодательными органами власти подготовлен план действий, направленных на реализацию Послания Президента России Федеральному собранию. "Его выполнение, -заявила Матвиенко, -будет главным приоритетом верхней палаты в весеннюю сессию".

С просьбой прокомментировать работу Совет Федерации в осеннюю сессию Regions.ru обратились к парламентариям.


Константин Добрынин
, зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества (Архангельская область).

-Год прошел, и слава Богу. Пора подводить его любопытные итоги, а поскольку это сейчас будут делать все, я решил немного "покреативить" и разбил итоги на несколько категорий, чтоб интереснее читалось. И вот что у меня получилось:

В категории "самое выстраданное" я бы назвал тот факт, что Совет Федерации занялся реализацией уголовно-правовой политики и уголовно-процессуальной политики. Причем, она не самоцель, а средство, которое защищает права граждан. В частности, мы с коллегами Клишасом и Тюльпановым внесли ряд серьезных законодательных инициатив по изменению уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного кодексов, направленных на защиту конституционных прав и устранение процессуальных абсурдов. Это только начало, и в новом году мы порадуем всех вторым пакетом поправок.

В категории "самое долгожданное" лидирует с отрывом продолжение работы над помощью ограниченно-дееспособным гражданам. В прошлом году инициатива коллег-сенаторов во главе с Валентиной Матвиенко о введении института ограниченной дееспособности стала законом, в этом же году мы завершили подготовку второго пакета поправок, где предлагается несколько важных новелл.

Во-первых, ввести право исполнять функции опекуна/попечителя специализированным некоммерческим организациям.

Во-вторых, исполняя постановление Конституционного Суда, предлагается ввести норму о том, что принудительно помещать гражданина в интернат или оставлять в нем можно только по решению суда.

В-третьих, мы вводим дополнительные требования к основаниям и порядку ограничения права врачей поражать в правах и свободах граждан в психиатрических стационарах и интернатах. Фактически, наш будущий законопроект говорит, что не должно быть государственной монополии на милосердие. Без государства не обойтись, но государева задача состоит в том, чтобы появились разнообразные формы, и чтобы люди могли помогать людям.

Третью категорию достижений я обозначу, как "самое правильное", и в ней уверенное первое место занимает правовое просвещение или "правотрегерство", которым мы занимаемся совместно с нашим профильным комитетом в верхней палате, Министерством юстиции и Федеральной палатой адвокатов. За это, кстати, стоит поблагодарить заместителя Министра юстиции Елену Борисенко и президента Федеральной палаты адвокатов Евгения Семеняко.

Правовое просвещение в России сейчас находится на низком уровне, и, не в последнюю очередь, вина в этом лежит на юридическом сообществе, которое монополизировало право на право. Народ не знает элементарных механизмов восстановления и защиты своих нарушенных прав. Мы провели этим летом юридический форум в Архангельской области, курс лекций среди студентов, воспитанников детских домов, подростков, отбывающих наказания в колониях. И на этом мы не остановимся потому, что основной принцип просвещения-"делай, как я". Вот мы и будем делать. В т.ч. и очередной юридический форум в столице Поморья этим летом. Приезжайте в гости, будем взаимно просвещаться.

Раз есть категория "самое правильное", должна быть и категория "самое неправильное". В ней, увы, побеждает несостоявшийся, пока, законопроект о запрете реабилитации и героизации нацизма. В этом году нам не удалось убедить уважаемых коллег из Правительства в необходимости его принятия, несмотря на то, что, так называемые, "русские марши", кроваво прошедшие в г.г.Москве и Санкт-Петербурге, эту необходимость доказали. Т.е., стало ясно, в частности, что нацизм-это абсолютное зло, которое порождает все остальные дурные болезни: бытовой национализм, ксенофобию и расизм. В следующем году мы подойдем к антинацистским поправкам серьезнее и вдумчивее и постараемся сделать их законами.

Последняя категория-это категория "хорошее". К ней я бы отнес состоявшуюся большую амнистию и помилование Михаила Ходорковского-ведь и первая и вторая процессуальная форма являет собой акты высшей милости и милосердия государства. А милосердие-это всегда признак силы и зрелости власти.

Мне сложно подводить итоги года за коллег из нижней палаты, лучше это сделают они сами и наше общество. Из последнего мне запомнилось только их эмоциональное преодоление нашего вето по "фермерскому" закону, которому предшествовала стремительная работа нашей совместной согласительной комиссии. Коллеги из Госдумы уложились в полтора часа там, где требовалось минимум восемь соответственно, и договориться не получилось. Но саму парламентскую процедуру я бы поставил на первое место в категории "самое быстрое законодательное событие года".


Анатолий Лысков
, член Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества (Липецкая обл.). Беспартийный.

-Я удовлетворен и работой Совета Федерации, в целом, и собственной законотворческой работой, в частности.
На последнем заседании нам удалось рассмотреть около 70 законопроектов. Среди них были и резонансные, в частности, о новой пенсионной системе. Мы его одобрили, но документ требует разъяснений со стороны власти, чтобы людям был понятен порядок расчета их пенсии.

Было внесено много поправок в Уголовный кодекс,-к примеру, об установлении уголовной ответственности за призывы, посягающие на территориальную целостность России, об установлении повышенной ответственности в отношении организаторов наркопритонов. Много изменений внесли и в Бюджетный кодекс. А вот закон об экзамене по русскому языку для мигрантов мы отклонили, как не совсем корректный и содержащий юридические ошибки.
Одним словом, поработали плодотворно.


Николай Рыжков
, член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990г.г.).

-В принципе можно сказать, что поработали нормально. С другой стороны, т.к. из Госдумы приходило много законотворческого мелкотемья,-видимо, части депутатов все равно, какой закон придумать, был бы хоть какой-нибудь,-Совету Федерации это приходилось принимать, что, конечно, не очень хорошо. Вообще, такое мелкотемье–это болезнь и Госдумы, и Совета Федерации.

Попадаются и непроработанные законы. Кроме того, мы грешим одобрением законов по схеме «давайте примем, чтобы дело наконец-то пошло в этом направлении, а параллельно, если понадобится, будем корректировать». Взять, к примеру, закон ЖКХ: непроработанным был принят 10 лет назад, и с тех пор поправки в него все вносятся и вносятся. Или закон по местному самоуправлению: ему тоже лет 8–10, так за это время в него внесли порядка 200 поправок! Разве это мыслимо?! Разве можно по такому латанному-перелатанному документу работать?! Удивительно, как еще на местах с ним справляются?! Очень надеюсь, что в новом году шелухи будет меньше, законы будут проработаны лучше.
К сожалению, были приняты и позорные для нас законы–это «закон Димы Яковлева» и реформа РАН.

Со своей стороны Валентина Матвиенко сообщила, что у Совета Федерации стало больше законодательных инициатив, и работать мы стали четче. В этом, в первую очередь, я вижу ее заслугу. Именно благодаря высокоорганизованной и твердой политике нашего председателя нам удалось улучшить данные показатели.


Василий Лихачев
, член Комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками. Фракция «КПРФ».

-Хочу высказаться не по итогам осенней сессии Совета Федерации, а по итогам работы близкой мне палаты в течение всего года.
Как мне показалось, уходящий 2013 год внес новую динамику в работу Совета Федерации.

Во-первых, стал заметен его статус, как органа госвласти в сфере парламентаризма в политико-информационном пространстве.

Во-вторых, Совет Федерации стал чувствовать вкус к законодательным инициативам. Мы в Госдуме замечаем, как у Совета Федерации появляются качественные идеи, предложения, получающие затем подтверждение их необходимости через принятые законы.

И в-третьих, не могу не отметить его активную деятельность в области парламентской дипломатии. Как известно, потенциал парламентской дипломатии усиливается от совместных действий обеих палат в этом направлении. Да и наши зарубежные партнеры будут серьезнее относиться, если обе палаты Парламента будут выступать с дипломатическими инициативами.
Обернувшись на уходящий год, могу выразить уверенность, что уже сейчас можно говорить о большой совместной перспективе в сфере парламентской дипломатии в 2014 году.


Александр Старовойтов
, зампред Комитета Госдумы по транспорту, член фракции ЛДПР.

-По поводу существования Совета Федерации, как еще одной палаты Федерального Собрания, позиция нашей фракции известна уже давно: мы не понимаем, зачем нужен этот орган с его непонятной системой выборов, с непонятной системой представительства. Чем занимается Совет Федерации, чем его деятельность помогает стране и людям ни моим коллегам по фракции, ни мне лично неясно. Потому, я не интересуюсь, что там происходит, и не знаю, как они провели осеннюю сессию.
Для меня основу нашего государства составляет Президент, Правительство и Госдума.


Вячеслав Никонов
, председатель Комитета ГД по образованию, член фракции «Единая Россия».

-В целом Совет Федерации поработал хорошо. Взаимодействие с Госдумой было весьма конструктивным, полезным. Были небольшие разногласия по аграрному законодательству, но они успешно преодолены.

Удовлетворен я и совместной работой с братским совфедовским Комитетом по образованию. Мы занимались вопросами дошкольного образования, контролем ЕГЭ, контролем качества образования, проводили слушания, круглые столы по разным темам.

Хочу также отметить деятельность Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации, куда я вхожу. Нам удалось подготовить концепцию, направленную на взаимодействие с нашими партнерами по СНГ по углублению интеграционных процессов.

Regions.ru