c_200_250_16777215_00_images_stories_2014_deputaty_vhabar.jpg21 мая на очередной сессии Государственного Собрания-Эл Курултай депутаты Республики Алтай примут в окончательном варианте необходимый для выборов в сентябре 2014 года пакет документов.

Сегодня своим мнением об обновленном законопроекте «О выборах депутатов Республики Алтай» делится председатель Комитета по правовой политике и местному самоуправлению В.И.Хабаров.

-Виктор Иванович, обновленное выборное законодательство на уровне страны позволяет местным парламентам самим решать, по какой системе избираться: смешанной или мажоритарной.  Наш депутатский корпус на каком варианте остановился, и чем, при этом, руководствовался?
-Наши депутаты воспользовались предложенной федеральным законодательством свободой и выбрали близкую их духу модель-смешанную  систему. На их взгляд, это-«соломоново решение», поскольку данная выборная модель позволяет нивелировать недостатки как мажоритарной, так и пропорциональной систем. Избранная формула-«50 на 50» дает возможность развиваться партиям и формировать достаточно интересный, с точки зрения политической палитры, Парламент.

Не стоит снимать со счетов такой важный факт, что наши избиратели уже привыкли к смешанной системе. Мы по ней избирались и в предыдущие выборы. Т.е. эту систему уже все хорошо изучили. Принятое депутатами решение я, без всякой натяжки, отнесу к взвешенным еще и потому, что оно позволило  нам  избежать шумных  политических дебатов.

-Итак, в разных субъектах сегодня приняты разные системы голосования. Так, в г.Санкт-Петербурге и Чечне депутаты предпочли пропорциональную систему, в Якутии, Вологде, Алтайском крае и у нас—смешанную, правом избираться стопроцентно по одномандатным округам получила г.Москва и, при выборе губернатора, ею успешно воспользовалась. Виктор Иванович, как депутат-одномандатник, Вы, надо полагать, мажоритарную систему считаете идеальной?

-Не зря говорят: сколько людей, столько и мнений. Вот и я раньше был категоричен, относя мажоритарную систему к идеальной. Сегодня, хорошо изучив выборное законодательство региона и страны, в целом, а также познакомившись поближе с выборной системой за рубежом, мнение поменял.

Понимаете, у каждой из предложенных выборных моделей есть свои плюсы и минусы, и очень важно уметь их соотнести со временем. Мажоритарная система, безусловно, хороша тем, что у избирателей появляется депутат, имеющий четкую привязку к их территории, становясь реальным защитником их интересов. Избиратели знают своего депутата, что называется, в лицо, имеют возможность обратиться к нему за помощью или советом напрямую. В моем представлении очень важен и такой момент, что в течение всего созыва депутат вынужден нарабатывать себе авторитет через конкретные дела, т.е. работать и работать, не жалея себя. Возможности спрятаться за чью-то спину тут нет в принципе. Именно по этой причине при работе над законами он руководствуется интересами избирателей, а не партий.

Кстати, мажоритарная система ведет к двухпартийности, т.е. четко выраженной политической стабильности, когда Правительство получает возможность опираться на крупную партию в Парламенте. При этом, есть и ряд минусов. Ведь при мажоритарной системе выборов избиратели лишаются своего представителя в Парламенте, если он проиграл. Эта система более выгодна крупным партиям, которым легче привлечь в свои ряды авторитетных кандидатов. К тому же партия, имеющая меньшую поддержку избирателей, может победить за счет разной концентрации сторонников объединения в избирательных округах.

Сегодня время выдвигает другие требования. Большинство депутатов республики, и я, в т.ч., отдают предпочтение смешанной системе вполне сознательно. Ведь именно такая форма выборов, где избираются депутаты по мажоритарной и пропорциональной системам одновременно, позволяет иметь в законодательном собрании большее представительство партий. В нашем случае, в Парламент войдут представители тех партий, кто сможет набрать по 5 и более процентов голосов на выборах 14 сентября.

Какие конкретно, кроме четырех парламентских-«Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия», будут участвовать в сентябрьских выборах мы, пока, не знаем. Но, судя по политической активности зарегистрированных, в последнее время, в нашем регионе партий, их будет куда больше. На данный момент, свои политические интересы у нас в республике обозначили более 30 партий...

Как видите, налицо тот факт, что пропорциональная система выборов стимулирует многопартийность. Как положительный аргумент данной выборной модели, я бы назвал и то, что партии, как правило, имеют более четкую программу, нежели один человек. Хотя, есть и много минусов. Так, пропорциональная система не позволяет избирателю оценить личные качества кандидатов. Малые партии дробят голоса избирателей. Крупные партии «отрываются» от земли, не всегда  отражая интересы территорий.

Но это уже-нюансы. Главное, что смешанная система на сегодня более результативна. Пользуясь случаем, хочу пожелать всем кандидатам успехов в непростой выборной гонке и надеюсь, что выборы у нас пройдут достойно.


* * *

PS:

VI созыв Парламента (2014-2019)

Основание проведения выборов 14 сентября 2014 года: Закон РА «О выборах депутатов Республики Алтай».

Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай-Однопалатный парламент.

Дата выборов: 14 сентября 2014 года.

5%-порог доступа избирательных блоков к распределению депутатских мандатов.
10 лет-срок, на который утверждается схема одномандатных избирательных округов и избирательных комиссий.
83—общее число кандидатов, которые могут быть выдвинуты избирательным объединением по республиканскому избирательному округу.
1—депутатский мандат обязательно переходит к зарегистрированному кандидату, включенному в общереспубликанскую часть списка кандидатов.
500тыс.руб.-предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата по одномандатному округу.
10млн.руб.-предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда избирательного объединения.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)