c_200_150_16777215_00_images_stories_2014_sessii_21.05.14_prez2.jpgОдним из самых значимых вопросов сессии стало рассмотрение отчета Контрольно-счетной палаты Республики Алтай о работе за 2013 год.

Руководитель контрольного органа Артем Сумачаков в представленной информации отметил, что в отчетном периоде КСП РА уделяла внимание вопросам эффективности использования бюджетных средств, распоряжения объектами права собственности Республики Алтай, достижению поставленных целей и задач, реализации положений Бюджетного кодекса РФ, продолжена работа по внедрению аудита эффективности использования средств республиканского бюджета.

В 2013 году проведено 15 контрольно-ревизионных мероприятий и 13 экспертно-аналитических проверок. Проверено 93 структурных подразделений органов государственной власти и местного самоуправления Республики Алтай, учреждений и организаций. Составлено 93 акта проверок, коллегией КСП РА рассмотрено и утверждено 9 отчетов по проведенным контрольным мероприятиям. Проведено 5 контрольных мероприятий с использованием принципов аудита эффективности. Проведена проверка целевого и эффективного использования средств республиканского бюджета Республики Алтай, выделенных на реализацию трех республиканских целевых программ.

За 2013 год проведено 22 заседания Коллегии КСП РА (в 2012 году проведено 12 заседаний). А также 4 заседания Совета контрольно-счетных органов Республики Алтай. При этом, объем проверенных средств составил 16 095 097,3тыс.руб. Общий объем нарушений финансово-бюджетного законодательства и фактов неэффективного использования средств, установленный КСП РА по результатам работы в 2013 году, составил 542 424,1тыс.руб. из них 530,6тыс.руб. квалифицированы как неэффективные бюджетные затраты, что на 60,8% больше, чем в 2012 году (337 335,6тыс.руб.).

Основную долю 48,4% финансовых нарушений в 2013 году составляют нарушения бюджетного законодательства (262 575,5тыс.руб.).

Нарушения норм федерального законодательства и законодательства Республики Алтай составляет 16,2% от общего объема выявленных нарушений (87 994,6тыс.руб.).

Доля нарушений по составлению бухгалтерской отчетности составляет 9,5% (51 801,3тыс.руб.), по сравнению с 2012 годом нарушения уменьшились на 81 159,1тыс.руб. В течение 2011-2013 годов наблюдается устойчивая тенденция сокращения доли незаконных, неправомерных расходов на 2,1% по отношению к 2012 году, неэффективных расходов на 5,6%. В 2013 году нецелевого использования бюджетных средств не установлено.

По итогам контрольных мероприятий для устранения выявленных нарушений и недостатков в работе, в проверяемые объекты и соответствующие органы власти направлено 62 представления КСП РА. Все представления исполнены. Направлено 22 информационных письма для принятия мер по выявленным нарушениям, по внесению изменений в нормативные правовые акты Республики Алтай и о принятии нормативных правовых актов органов местного самоуправления Республики Алтай.

Во всех случаях, для достижения результатов проверок обобщающие материалы по контрольным мероприятиям направлялись в адрес Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай и Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай. По результатам проверок органами исполнительной власти Республики Алтай и муниципальными органами местного самоуправления, а также учреждениями Республики Алтай принимаются действенные меры по устранению выявленных недостатков и нарушений.

В 2013 году устранено нарушений (с учетом средств по материалам проверок прошлых лет) на сумму 68 443,8тыс.руб., в т.ч. восстановлено в доход республиканский бюджет Республики Алтай через главного администратора доходов КСП РА 517,6тыс.руб. Устраняются недостатки в организации бюджетного процесса и ведении бухгалтерского и бюджетного учета.

Информация, представленная КСП РА по результатам проверок, обсуждена в республиканских и муниципальных органах власти, в учреждениях, а также приняты меры по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Председатель КСП РА отметил, что нарушения, выявленные КСП РА в 2013 году, свидетельствуют о том, что в ходе формирования и исполнения бюджета еще имеются достаточные резервы совершенствования бюджетного процесса и укрепления финансовой дисциплины.

На ближайшую перспективу КСП РА намерена продолжить контроль за формированием доходов республиканского и местных бюджетов, дальнейшее повышение качества проверок исполнения бюджетов. Приоритетом деятельности также является повышение внимания к вопросам социальной эффективности расходования бюджетных средств и других государственных (муниципальных) ресурсов. Также значимой задачей контрольного ведомства является выявление факторов и обстоятельств, препятствующих достижению целей и решению задач или приводящих к избыточному потреблению ресурсов.

КСП РА будет усиливать контроль за реализацией проверенными объектами предложений по устранению выявленных контрольными мероприятиями упущений и недостатков, исходя из необходимости достижения результативности проведенных проверок.

Заместитель Председателя ГС-ЭК РА, председатель Комитета по бюджету и налоговой политике Татьяна Гигель в своем выступлении по данному вопросу отметила, что общий объем проверенных бюджетных средств составил более 16млрд.руб., из них 530млрд.руб. квалифицированны как неэффективные бюджетные траты. При этом, по материалам проверок устранено финансовых нарушений на 68,4млрд.руб., в т.ч. восстановлено в республиканский бюджет 517,6тыс.руб.

Как положительный момент, спикер отметила, что за 2013 год у проверенных учреждений не выявлено нецелевого расходования бюджетных средств. Также  существенно сократились нарушения по ведению бухгалтерского учета.

Т.Гигель отметила, что на совместном заседании двух комитетов депутатами отмечалась необходимость перестройки стиля и методов работы КСП Республики Алтай. При заслушивании и предыдущих отчетов нами делался акцент на конкретизацию работы. Но, к сожалению, материалы проверок продолжают оставаться в форме простой бухгалтерской ревизии.

Вице-спикер заметила, что, при принятии нами закона о КСП РА в новой редакции, был упущен важный момент, не наделив этот высший орган внешнего государственного финансового контроля правом законодательной инициативы, чтобы он мог вносить предложения по совершенствованию нашего законодательства в части повышения эффективности бюджетных расходов и ответственности бюджетополучателей. Попрошу наше ГПУ изучить этот вопрос и внести свои предложения.

Т.Гигель считает, что при проведении контрольных проверок, прежде  всего, надо исходить из того, что республиканский бюджет на 97 % свертывается на основе государственных программ, и нас интересует не только сам факт бюджетных расходов, а еще то, как они достигают намеченных целей.

"Депутаты справедливо отмечали неэффективное расходование средств на объектах капитального строительства и при проведении ремонтных работ", -подчеркнула она. Бывают примеры, когда на одном и том же объекте 2-3 года подряд выполняются одни и те же работы. То же самое можно сказать и в дорожной отрасли, когда несвоевременное вскрытие снежного покрова или окювечивания приводят усугублению состояния дорожного полотна и дополнительным бюджетным тратам.

Для детальной проверки таких объектов нужны специалисты-эксперты, а чтобы постоянно их привлекать потребуются дополнительные финансовые ресурсы, отсюда вытекает ответ: при подборе специалистов в штат КСП необходимо учитывать и эту сторону  профессиональных качеств работника.

Также вице-спикер напомнила, что депутаты выразили свое мнение о необходимости размещения в интернет-портале Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай всех материалов проверок КСП, которые поступают в Парламент республики, и прошу это учесть в своей дальнейшей работе посредством предоставления материалов в электронном виде, и мы определимся с дальнейшей формой  работы с депутатами.

После состоявшегося обмена мнениями и внесения изменения в постановление по данному вопросу информация была принята к сведению.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)