c_380_250_16777215_00_images_stories_2015_parlslushania_30.01.15_schutp.jpgОсобый интерес у участников парламентских слушаний вызвал доклад директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай Светланы Чутпоковой.

Говоря о реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования в РА, директор ТФОМС, в частности, заметила, что данный документ ежегодно утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.

В нашем регионе реализация программы в 2014 году осуществлялась в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными Законом Республики Алтай «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Алтай на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Участниками обязательного медицинского страхования в Республике Алтай являются: Территориальный фонд ОМС; страховые медицинские организации; медицинские организации. Количество медицинских организаций, участвующих в сфере ОМС, увеличилось по сравнению с 2013 годом на 3, на 2015 год-на 6.

Доходы бюджета Территориального фонда в 2014 году составили 2 614,1млн.руб., исполнение-на 100,4%, рост к 2013 году-на 8,6%, из них субвенции из бюджета ФОМС на финансирование ТПОМС–2 517,8млн.руб., рост-на 12,4%, доля в доходах-96,3%. Страховые взносы на ОМС неработающего населения составляют 1 072,5млн.руб. или 42,6% от субвенций.

С.Чутпокова отметила, что страховые взносы на ОМС неработающего населения перечисляются своевременно и в полном объеме уже много лет. Страховые взносы на ОМС работающего населения уплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Территориальный орган Пенсионного фонда РФ по РА представляет сведения об уплате страховых взносов на ОМС работающего населения в Территориальный фонд в порядке, определенном соглашением об информационном обмене между Пенсионным фондом РФ и Федеральным фондом (имеется кредиторская задолженность по страховым взносам на ОМС предприятий, организаций, кроме бюджетных организаций). Данный вопрос находится на постоянном контроле в Правительстве РА, работает созданная комиссия с приглашением руководителей организаций должников.

По мнению С.Чутпоковой, огромное внимание уделяется Президентом РФ, Правительством РФ и Правительством РА на здравоохранение (за последние годы, т.е. начиная с 2006 года). Это реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», программа модернизации здравоохранения и др. программы .Расходы на финансирование ТПОМС в 2014 году составили 2 678,7тыс.руб., рост к 2013 году-на 14,5%.

Из анализа выполнения ТПОМС  отмечается:
-по объемам медицинской помощи в расчете на 1-го застрахованного лица у нас превышение норматива по всем видам медицинской помощи. Данные за 2014 года предварительные.

-по средней стоимости (тарифам) за единицу медицинской помощи положительная динамика. Данные за 2014 год предварительные.

-по расходам в разрезе видов медицинской помощи положительная также положительная динамика.

Часть высокотехнологичной медицинской помощи была переведена в специализированные виды медицинской помощи и оплата производилась за счет средств ОМС. В 2014 году в Федеральных государственных учреждениях здравоохранения РФ получили специализированные виды медицинской помощи-765 чел., в 2013 году–431 чел., рост на 77,5%. В т.ч. по применению вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО) получили 10 женщин на сумму 1 222,4тыс.руб.

С 2014 года в систему ОМС включена часть видов высокотехнологичных видов медицинской помощи (ВМП), ранее финансируемых из федерального бюджета и бюджета субъектов. В республике с 2014 года проводятся такие виды ВМП, как эндопротезирование суставов-49 чел. на сумму 7 378,6тыс.руб. и стентирование коронарных сосудов-37 чел. на сумму 5 649,9тыс.руб.). Это не только сохранение средств в республике для развития МО, но, самое главное, это удобно для пациентов получить помощь на месте.

Территориальный фонд осуществляет межтерриториальные расчеты за оказанную медицинскую помощь застрахованным гражданам, которым оказана медицинская помощь за пределами республики.

Территориальные фонды 84-х субъектов РФ предъявили счета на оплату медицинской помощи, застрахованным гражданам в нашей республике на сумму 108,0млн.руб. ТФОМС РА предъявлены в 74 субъектам РФ счета на оплату, за медицинскую помощь, оказанную в медицинских организациях республики гражданам других субъектов РФ на сумму 63,1млн.руб.

С.Чутпокова отметила, что с включением скорой медпомощи в систему ОМС появилась возможность получать средства из других регионов за оказанную скорую медпомощь застрахованным жителям других регионов.

Отмечается рост заработной платы, в целом, по работникам медицинских организаций, участвующих в реализации ТПОМС по сравнению с 2013 годом на 16,0% в т.ч.:

-по врачам-на 12,9%;

-по среднему медперсоналу-на 12,1%;

-по младшему медперсоналу-на 20,8%.

Говоря о защите прав застрахованных, С.Чутпокова, сказала, что в ходе реализации ТФОМС в центре внимания остается обеспечение гарантий на бесплатную, доступную и качественную медицинскую помощь. ТФОМС и СМО активно ведется деятельность по защите прав граждан в сфере ОМС:

-рассмотрение обращений граждан;

-контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;

-изучение удовлетворенности качеством медицинской помощи.

По обращениям граждан с жалобами в ТФОМС и СМО в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, отмечается рост на 8, а по сравнению с 2011 годом, снижение на 23 жалобы.

Территориальный фонд и СМО применяют финансовые санкции к МО за нарушение, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи  в соответствии со ст.41 ФЗ-326.

Заканчивая свое выступление, С.К.Чутпокова сделала вывод: одной из главных целей социальной политики Российской Федерации является последовательное повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение всеобщей доступности основных социальных услуг, прежде всего качественной медицинской помощи.

Это зависит не только от обеспеченности кадрами, материальными и финансовыми ресурсами, но и от организационных вопросов, прежде всего, самих медицинских организациях.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)