c_200_280_16777215_00_images_stories_2015_meropriyatiya_monitoring_rom.jpgС обстоятельным докладом о деятельности Государственного Собрания–Эл Курултай Республики Алтай по совершенствованию законодательства на совещании, посвященном мониторингу республиканского законодательства за 2014 год,  выступил Виктор Ромашкин, председатель Комитета ГС-ЭК РА по законодательству и национальной политике.

Председатель парламентского комитета, в частности, отметил, что в ходе подготовки основного доклада к нынешнему совещанию свои аналитические материалы представили Правительство РА, Прокуратура РА, Управление Минюста РФ по РА, Избирательная комиссия РА, Советы депутатов муниципальных образований г.Горно-Алтайска, Кош-Агачского и Шебалинского районов.

В данных документах были отмечены и отдельные устаревшие нормы республиканского законодательства, и определенное несоответствие некоторых норм федеральному законодательству, выявлены и некоторые пробелы, также выделены и проблемы, для решения которых нужно обращаться с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ. Далеко не все предложения нашли отражение в основном Докладе. Но работа с ними будет продолжена: ни одно предложение не будет обойдено вниманием, по каждому будет принято соответствующее решение, будет проведено отдельное специальное совещание.

По мнению докладчика, в Республике Алтай в настоящее время создана достаточная нормативно-правовая база, регламентирующая порядок реализации законодательной инициативы. Помимо Конституции РА, сюда можно отнести такие законы, как:   Закон Республики Алтай от 05.03.2008г. N18-РЗ (ред. от 25.11.2014г.) "О нормативных правовых актах Республики Алтай"; Закон Республики Алтай от 05.03.2009г. N1-РЗ "О противодействии коррупции в Республике Алтай"; Закон Республики Алтай от 27.04.2009г. N10-РЗ "О порядке осуществления Государственным Собранием–Эл Курултай Республики Алтай контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Алтай"; Закон Республики Алтай от 04.10.2012г. N49-РЗ "О мониторинге правоприменения нормативных правовых актов в Республике Алтай"  и другие.

Важным документом, устанавливающим правила прохождения законопроектов в Госсобрании, является Регламент Парламента.

"Из представленных участникам сегодняшнего совещания статистических данных, -сделал вывод Виктор Ромашкин, -видно, что сокращается количество базовых законов, имеющих самостоятельный предмет правового регулирования, а более двух третей составляет доля законов, которыми вносятся изменения в действующие законы. Т.е., в настоящее время, стоит вопрос о превращении количества в качество".

c_380_250_16777215_00_images_stories_2015_meropriyatiya_monitoring_rommon.jpgГоворя о процедуре обсуждения и утверждения предлагаемых законодательных документов, депутат заявил, что нужно констатировать, пока еще, недостаточную обратную связь с избирателями республики. Данный пробел депутаты стараются компенсировать проведением парламентских слушаний, круглых столов, совещаний по актуальным вопросам, нуждающихся в правовом регулировании.

Законодатель высказал сожаление, что, всё чаще, федеральный законодатель требует внесения изменений и в Конституцию республики. Например, в настоящее время, в федеральных законах понятие «учреждение» в отношении здравоохранения и образования заменено на «организация». Но в Конституции РФ эти названия остались. И теперь получается, что наша Конституция республики соответствует Конституции РФ, но не соответствует федеральным законам. Хотелось бы, чтобы Основной закон республики был более стабильным.

В.Ромашкин также сообщил, что в этом году Госсобрание планирует начать подготовку Комментария к Конституции Республики Алтай. Перед этим нужно внимательно просмотреть все действующие нормы Основного закона республики и привести их в соответствие с федеральным законодательством.

Говоря о праве законодательной инициативы, предоставленной ряду субъектов по вопросам их ведения, Виктор Васильевич назвал организации, которым этим правом ни разу не воспользовались-это профессиональный союз республики и Арбитражный суд республики. По мнению председателя правового комитета, такое могло случиться вследствие того, что сегодня ни на федеральном, ни на республиканском уровнях не определено, что можно считать вопросами ведения этих органов.

Так, избирком республики вносит только проекты законов, касающиеся исключительно избирательного права, Верховный Суд РА, по вопросам организации судебной власти в лице мировых судей. В последнее время активно использует право законодательной инициативы прокурор республики. Конечно, можно сказать, что трудно найти какие-либо проблемы, к которым бы не имела отношения прокуратура. И мы приветствуем законотворческую активность, но, всё же, если в Конституции РА есть оговорка «по вопросам ведения», то нужно чётко определить эти вопросы. Или совсем убрать это ограничение.

С удовлетворением В.Ромашкин сообщил участникам совещания новость, что, в настоящее время, на уровне основных субъектов права законодательной инициативы в Республике Алтай достигнуто согласие в том, что норму федерального закона, о том, что «законы субъекта вступают в силу после официального опубликования» следует в республиканском законодательстве прописывать, как «закон Республики Алтай вступает в силу со дня официального опубликования».

Законодатель считает, что предварительное детальное обсуждение законопроектов позволяет подготовить качественный и сбалансированный документ. Тогда как внесение поправок непосредственно на сессии может привести к утрате концептуальной целостности, нарушению внутренней логики, единообразия стиля и языка документа.

c_380_250_16777215_00_images_stories_2015_meropriyatiya_monitoring_zal5.jpgВ.Ромашкин признал, что порой принимаются неподготовленные законы или законы принимаются при условии, что сразу после его вступления в силу начнётся подготовка поправок к нему. Так, например, в прошлом году Госсобранием-Эл Курултай были приняты изменения в закон об уполномоченном по правам человека в Республике Алтай. Обсуждая данный закон, депутаты знали, что готовился федеральный закон, регулирующий деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах Федерации.

В настоящее время Президент внёс в Госдуму соответствующий проект федерального закона, в котором содержится ряд норм поспешно исключённых нами из республиканского закона. Теперь надо эти нормы возвращать в закон.

По мнению В.Ромашкина, ускоренные методы принятия законов–сразу в первом и втором окончательном чтении-вытесняют из законодательного процесса всех участников, кроме депутатов Республики Алтай и субъекта, внесшего законопроекта. "В этой связи, следует обратить особое внимание на формирование сбалансированного законодательства, учитывающего, в равной степени, государственные и муниципальные интересы, -сделал вывод выступающий, -невозможно без активного участия органов местного самоуправления".

Докладчик  уверен, что открытости законодательного процесса в Государственном Собрании–Эл Курултай может способствовать применяемый Госдумой России и многими законодательными органами субъектов РФ способ доведения до общественности результатов открытых голосований на сессиях Парламента. Его смысл состоит в том, что после проведения сессии на сайте Госсобрания размещаются принятые законы и постановления с результатами поименного открытого голосования депутатов. Возможности для этого есть: необходимо внести изменения в Регламент нашего Парламента.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)