В Совете Федерации разработан законопроект, в случае принятия которого авиадебоширам будет грозить не только запрет на полеты, но и лишение свободы на срок до 10 лет.
Документ предусматривает поправки в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), а также Воздушный кодекс.
"В частности, КоАП парламентарии намерены дополнить статьей о «невыполнении пассажиром правил поведения, установленных перевозчиком в соответствии с законодательством России». За такое нарушение авторы законопроекта предлагают установить штраф от одной до трех тысяч рублей", -сообщает ИТАР-ТАСС.
В Уголовный кодекс предлагается ввести статью «Нарушение пассажиром правил безопасности на воздушном судне, повлекшее возникновение авиаинцидента (нештатная ситуация на борту, вынужденная посадка), а равно создающее непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна в иной форме». Нарушителям статьи будет грозить штраф или лишение свободы на срок до двух лет.
Если же действия пассажира стали причиной авиапроисшествия (аварии или катастрофы), дебошир рискует отправиться в тюрьму на срок до пяти лет. Такое же наказание предлагается установить, если авиадебошир применял насилие или угрожал применить его. Если же в результате инцидента есть человеческие жертвы, виновному будет грозить до 10 лет лишения свободы.
Законопроект предусматривает также поправку в Воздушный кодекс, которая позволит авиакомпаниям отказать пассажиру в перевозке, если ранее он нарушал правила поведения на борту и привлекался за это к ответственности. Для этого парламентарии предлагают создать специальный публичный реестр, доступный для перевозчиков.
С просьбой прокомментировать законопроект Regions.ru обратились к представителям верхней и нижней палат парламента.
Евгений Серебренников, 1-й зампред Комитета СФ по обороне и безопасности (Республика Хакасия). Член ЕР. Заместитель Министра МЧС РФ (2002-2006г.г.)
-Я поддерживаю максимальное усиление ответственности за авиадебоширство. Людей, подвергающих реальной опасности окружающих, находящихся в замкнутом воздушном пространстве, дорогостоящую технику, надо лечить. Причем, как в прямом смысле, так и посредством серьезных штрафов и уголовной ответственности.
И пускай правозащитники кричат, что предлагаемые меры не соответствуют тяжести содеянного. Но как тогда быть с безопасностью законопослушных пассажиров?! Не проходит и месяца, чтобы не появилось сообщения об очередном происшествии на самолете: либо кто-то уже пьяным поднялся на борт, из-за чего взлет произошел с большим опозданием, либо напился во время полета и начал дебоширить, из-за чего пришлось экстренно садиться, не долетев до пункта назначения.
Сергей Калашников, председатель Комитета ГД по охране здоровья, фракция ЛДПР. Министр труда и социального развития РФ (1998-2000г.г.)
-Избыточная норма.
У нас есть статья о хулиганстве, причем, она подразделяется на просто хулиганство и хулиганство с отягчающими обстоятельствами. Все, что дебошир (а он никто иной, как хулиган) может вытворять и вытворяет на борту, подпадает под эту статью. Потому, никакой отдельной статьи в Уголовный кодекс вносить не следует–не надо перегружать документ.
Валентина Петренко, член Комитета СФ по социальной политике (Республика Хакасия). Председатель общероссийского движения «Матери России»
-Самолет–это тот вид транспорта, из которого на ходу не выпрыгнешь, который никаким препятствием, как ту же машину или даже поезд, не остановишь и людей не выведешь. И поскольку один неадекватный товарищ может спровоцировать гибель целого самолета, инициатива моих коллег вполне оправдана.
Я также поддерживаю их идею с созданием «черных списков» таких пассажиров, чтобы лишить их права перелета. Ведь мы же не выдаем вновь разрешение на оружие тем, кто совершил преступление с его использованием. Зачем же здесь провоцировать ситуацию? Кто даст гарантии, что человек снова не начнет хулиганить?!
Более того, у таких я бы еще и водительские права изымала. Если он напился в самолете, кто опять же сможет гарантировать, что он не сядет пьяным за руль?!
Борис Резник, член Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции. Фракция "ЕР"
-Я против такого законопроекта.
В нашем законодательстве уже есть норма, предусматривающая ответственность за хулиганские действия. А что такое дебош? Это самые настоящие хулиганские действия, сопряженные с нарушением общественного порядка, с опасностью для окружающих. Выделено там и хулиганство в состоянии алкогольного опьянения. Наказание по этой статье, в зависимости от тяжести содеянного, может быть как минимальным–в виде штрафов, так и достаточно суровым–в виде уголовной ответственности.
Так что, не надо изобретать что-то новое–надо уметь пользоваться имеющейся законодательной базой, благо она у нас широкая и подробная. Также не стоит столь живо откликаться на недавние события–законопроект, как надо понимать, оперативно появился именно по их стопам.
Исса Костоев, Заслуженный юрист РФ, экс-сенатор от Республики Ингушетия (2002-2009г.г.)
-С одной стороны, выделить авиадебоширство в отдельный состав преступления, наверное, правильно: в воздухе и пилоты, и пассажиры, по сути, находятся в состоянии беспомощности. Но с другой стороны, разве пьяная, буянящая в поезде, на пароходе компания менее опасна?! В поезде кто-то может сорвать стоп-кран, начать лезть в кабину машиниста, на пароходе–рваться в капитанскую рубку и хвататься за штурвал.
Сама идея квалификации правонарушения на воздушном судне–верная. Но было бы совсем верно в ныне действующую статью о хулиганстве добавить норму о хулиганских действиях в местах повышенной опасности-на воздушном, железнодорожном, водном транспорте-с квалифицирующими признаками в зависимости от тяжести нанесенного вреда.
А давать авиакомпаниям право проштрафившихся когда-то пассажиров не пускать на борт–предложение, нарушающее гражданские права. Мало ли из-за чего человек один раз набуянил? У людей могут быть разные обстоятельства, чтобы напиться: похороны, жена изменила, с работы уволили и т.д. И что же, теперь его пожизненно лишать возможности летать?!
Regions.ru