c_310_200_16777215_00_images_stories_2011_zastavki_gd.jpgКомитет Госдумы по госстроительству одобрил финальную версию законопроекта, предполагающего новое глобальное ужесточение наказаний для водителей.

Гражданин, лишенный прав за нетрезвую езду, но вновь задержанный за рулем пьяным, может сесть в тюрьму, а не отделаться административным арестом. Повторный отказ от освидетельствования на состояние опьянения также станет преступлением. Поправки к УК будут приняты в ближайшее время, а на очереди масштабные изменения КоАП: повышение штрафов за чрезмерную тонировку, просроченную страховку, а также запрет для ГИБДД снимать номера.

Одобренный думским комитетом законопроект вносит изменения в Уголовный кодекс. В первом чтении документ был принят Госдумой в марте 2013 года и, с тех пор, дорабатывался.

Во-первых, будет изменена действующая ст.264 УК "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств". В случаях, если нетрезвая езда привела к ДТП, в котором погибли люди, будет установлен минимальный срок лишения свободы—два года (если погиб один человек) и четыре года (если погибших двое или больше). Как поясняют депутаты, сегодня, пользуясь отсутствием минимальной планки, судьи нередко назначают за это условное наказание.

Во-вторых, вводится новая статья "Нарушение ПДД лицом, подвергнутым административному наказанию". Судам разрешат штрафовать на сумму до 300тыс.руб., приговаривать к лишению свободы на срок до двух лет водителей, которые уже были лишены прав и снова сели за руль в нетрезвом виде в течение года после возврата удостоверения. Сейчас это является административным правонарушением—водитель подвергается лишь административному аресту. Уголовным преступлением станет и повторный отказ от медицинского освидетельствования. Для реализации новых норм в УК вводится примечание: "лицом, находящимся в состоянии опьянения", признается водитель, в выдохе которого обнаружено более 0,16 мг этилового спирта.

Законопроект был разработан после резонансной аварии на Минской улице в сентябре 2012 года. Тогда пьяный водитель Александр Максимов сбил насмерть семь человек. В 2013 году принята новая комплексная редакция КоАП: повышены штрафы за езду в пьяном виде, а минимальный порог содержания алкоголя был установлен на уровне 0,16 мг на литр выдоха. Первую версию поправок в УК разработала глава Комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая: она предлагала увеличить с 9 до 15 лет максимальный срок лишения свободы за ДТП с несколькими жертвами, совершенное пьяным водителем.

Однако, против выступил Верховный суд: столь жесткое наказание приемлемо только для тяжких преступлений, а нарушение ПДД, даже с большим количеством погибших, таковым не является. В результате, верхняя планка наказаний не увеличивается, господин Максимов получил 8,5 лет колонии.

"Я бы не стал привязывать эти поправки к инциденту на Минской улице, —объяснил "Ъ" зампред Комитета Госдумы по госстроительству Дмитрий Вяткин. —Тогда мы наблюдали рост случаев, когда в пьяном виде автомобиль водят лишенные прав граждане. И было важно жестко наказывать именно их. Коллеги внесли законопроект, мы его поддержали. Девять лет срока для виновников крупных ДТП вполне достаточно".

Одобренные Комитетом поправки могут быть приняты уже в начале июля. "Госдума может вернуться к теме ужесточения наказания по ст.264, но не в ходе этой думской сессии", —добавил господин Вяткин.

Отметим, что в ходе разработки законопроекта планировалось внести масштабные поправки к КоАП, несвязанные с нетрезвой ездой. В частности, депутаты и ГИБДД хотели, в принципе, отказаться от такой обеспечительной меры, как снятие номеров (применяется, к примеру, за чрезмерную тонировку или езду с просроченным полисом ОСАГО). Кроме того, были планы отказаться от услуг понятых при освидетельствовании на состояние опьянения, если весь процесс снимается на видео.

По словам господина Вяткина, эти и другие новшества будут приняты отдельным законопроектом.

«Коммерсант»