c_200_280_16777215_00_images_stories_2015_deputaty_rashat.jpgНа сегодняшний день, в нашей стране действует Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда», который устанавливает необходимость присутствия тахографа в составе транспортного средства.

Данный закон дополняет ФЗ№169 «О безопасности дорожного движения». По этому документу с 1 апреля 2015 года тахографами должны быть оснащены грузовики от 3,5т до 12т, перевозящие неопасные грузы.

Что такое тахографы, чем мотивировано их применение? На этот и другие вопросы отвечает депутат Республики Алтай Рашид Атажанов.

-Рашид Досимович, в первую очередь, хотелось бы узнать, что такое тахограф и цель его применения?
-Тахограф-это техническое средство контроля, которое обеспечивает непрерывную регистрацию информации о скорости, маршруте движения и о режиме труда и отдыха водителей.

-В законе говорится о поэтапном применение тахографа. Получается, что граждане, занимающиеся грузоперевозками,  хорошо наслышаны о них...
-Стоит отметить, что, почти все, колесные транспортные средства зарубежного выпуска уже оборудованы данными приборами. Что касается нашей страны, то с 1 апреля 2015года должны были быть оснащены все транспортные средства. Владельцы автобусов и грузовых автомобилей, а также другие лица, причастные к грузоперевозкам начали оснащение транспортных средств тахографами нового образца. Информация в каждом приборе, в обязательном порядке, должна быть защищена криптографической системой.

Лицам, которые собираются купить тахограф, рекомендую обратить внимание также на приказ Минэкономразвития, способствующий компенсации расходов посредством социального налога.

-В нашей стране, надо полагать, далеко не все граждане положительно восприняли новость о применение подобного прибора для транспорта, тем более, покупка и установка бьет по карману...
-И я, в числе тех, кто считает, что с введением данного закона на территории нашей страны мы поторопились. В условиях разразившегося кризиса это нововведение ложится еще одним грузом на плечи наших предпринимателей. Страна наша огромная, поэтому опыт, успешно применяемый за рубежом, далеко не всегда хорош для нас.

К примеру, многие фермеры жалуются на абсурдность данного закона, т.к. приказ Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 года №273 «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами», предназначенный контролировать режим труда и отдыха дальнобойщиков и водителей междугородных автобусов, крайне болезненно сказался на сельхозпроизводителях, дальность маршрутов которых не превышает 100 км. Аграрии в один голос отмечают бессмысленность этого законодательного акта.

-Это правда, что,  в соответствии с административным кодексом, будут применяться штрафы за отсутствие тахографов?
-За отсутствие, а также за неисправный или наличие неустановленного образца тахографа на автомобиле или автобусе взимается штраф в размере от 1 000 до 3 000 рублей на водителя, а на должностных лиц-от 5 000 до 10 000 рублей. За нарушение режима труда и отдыха водитель может быть наказан штрафом в размере от 1 000 до 3 000 рублей.

Что касается установки нового оборудования, то однозначно-это недешевая услуга, поскольку колеблется в порядке 50-70тыс.руб., плюс обслуживание. Для наших людей это серьезная проблема, поскольку у них, в основном, нет таких средств. У народа сложилось мнение, что кто-то пролоббировал идею изготовления и установки тахографов на транспорт. Причем, были случаи, что люди тахографы купили, но оказались не те, и теперь их придется менять.

-Получается, что к тахографам можно приучить только путем штрафов?
-В какой-то мере, да. Ведь недостаток нового оборудования не только высокая стоимость при покупке и обслуживании, но и отсутствие инфраструктуры. Достаточного количества специализированных стоянок по всей территории РФ просто нет.

На мой взгляд, при написании закона разумный порядок переоборудования автомобилей не учитывался, либо учитывался поверхностно. Каждые три года тахограф с СКЗИ подлежит проверке или замене, это опять означает дополнительные расходы для грузоперевозчика после всех затрат на переоборудование и аккредитацию.

В связи с этим, может получиться так, что на грузоперевозчиках будут наживаться специализированные фирмы.

-Рашид Досимович, возникает извечный вопрос: что же делать?
-В данном случае, нужен диалог с федеральными законодателями, и если он появится, будет проще регулировать рынок, не будут приниматься непродуманные, оппозиционные к грузоперевозчикам законы. А когда владелец одной компании пытается в одиночку донести до государства абсурдность действующих норм и законов, его обычно не слышат или не хотят слышать.

Поэтому важно войти в профессиональное сообщество, которое смогло бы на федеральном уровне решить вопрос. Если  грузоперевозчики, не будут объединяться, их никто не услышит, и ситуация на рынке будет и дальше усугубляться. Очень надеюсь, что наш депутатский корпус выйдет с законодательной инициативой в Государственную Думу по этому вопросу, и напряжение в данном вопросе будет снято.

(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)