c_200_150_16777215_00_images_stories_2014_zastavki_shkolniki.jpgДепутаты от КПРФ готовят законопроект о возвращении в школьную программу урока политинформации.

"Предполагается, что он будет идти два раза в неделю и попадет в список экзаменационных предметов", -пишет "Независимая газета".

По словам главы юрслужбы КПРФ Вадима Соловьева, ученики, как и в советские времена, должны будут выступать перед своими товарищами с докладами о политической ситуации, обсуждать с учителями вопросы патриотического характера. Стены учебных классов он предлагает украсить символикой страны, а на переменах играть российский гимн.

Также коммунист выступает за возрождение молодежно-патриотических организаций, вроде пионерлагерей. Кроме того, в законопроекте предусмотрена практика для школьников-в свободное от занятий время они будут заботиться об одиноких пенсионерах, пожилых учителях и ветеранах.

Единоросс Олег Савченко, одобрив инициативу коммунистов, предложил свои коррективы. Он предлагает обязать местных депутатов ежемесячно обсуждать с учащимися политические темы, а также ввести обязательные экскурсии школьников по таким сакральным историческим местам, как Мамаев курган и Брестская крепость.

Кроме того, единоросс выступает за появление в школе двух новых факультативных занятий-по просмотру советских документальных или художественных фильмов и по основам семейных ценностей.

Со своей стороны ЛДПР предлагает для учеников средних и старших классов ввести преподавание военно-патриотического воспитания. Обращаться с оружием, говорят в партии, нужно уметь еще со школьной скамьи. На уроке школьников научат разбирать и собирать оружие, стрелять из него. Таким образом, полагают депутаты, можно решить и актуальную на сегодняшний день проблему уклонистов от армии.

Депутат-эсер Михаил Емельянов возражает коллегам: по его мнению, обучить патриотизму невозможно, его должны воспитывать такие предметы, как история и литература. Сопредседатель РПР-ПАРНАС Борис Немцов считает, что депутаты хотят "зомбировать" детей "рассказами о демократии, плохой оппозиции и хорошем президенте". А вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин напоминает, что к урокам политинформации советские ученики относились несерьезно: одни смеялись над ними, другие пропускали их мимо ушей, в результате обучение превратилось в формальность.

Как вы оцениваете предложения депутатов? Надо ли вообще в рамках школьного образования обсуждать современные политические вопросы и, если да, то в какой форме? С такими вопросами Regions.ru обратились к представителям верхней и нижней палат Парламента.

Александр Тарнавский, зампред Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция «Справедливая Россия»

-Ко всем этим предложениям своих коллег я отношусь максимально позитивно. Они особенно актуальны сегодня, в условиях нашего противостояния с Западом.

Нам просто необходимо делать серьезный акцент на патриотическом воспитании, как это происходит сейчас во многих государствах. Мне очень обидно, что в России остается определенное количество граждан, рассуждающих примерно так: пусть нами управляют, пусть другие государства диктуют стране свою волю, лишь бы нам жилось хорошо. Создается ощущение, что идеологическая пропаганда и информационная война против России, развязанная Западом, активно действует и влияет на умы некоторых наших сограждан. 

Россия не должна зависеть от западных государств, которые воспринимают ее только как сырьевой придаток, страну для обслуживания их интересов. Мы должны всеми возможными средствами ограждать себя от нападок и давления со стороны недружественных нам сил, противопоставляя им свои духовно-нравственные ценности и патриотическую программу. Поэтому уроки политинформации обязательно должны присутствовать в школьной программе. К сожалению, нынешнее молодое поколение растет инфантильным, непонимающим, как принимаются важные политические решения, незнающим, что такое нацизм и в чем его угроза, почему так важно сохранять историческую память народа.

Формы уроков политинформации могут быть разными и включать как теоретическую, так и практическую части. Школьников, действительно, очень полезно будет привлекать к помощи ветеранам, инвалидам и пожилым людям. Ну а в рамках политпросвещения учащимся можно рассказывать, в частности, о руководителях страны, о существующих в России политических партиях и различиях между ними. Школьники должны, хотя бы в минимальной степени, разбираться в политических вопросах, поскольку они с 18 лет уже участвуют в голосовании, и не только на выборах Президента, но и парламентских, региональных. Очень важно, чтобы их выбор был осознанным.

Что касается предложений об уроках начальной военной подготовки, где учащиеся приобретали бы умение обращаться с оружием, то я не вижу в этом ничего плохого. Нужно просто предусмотреть, чтобы ничего здесь не выходило за рамки разумного.

Я также считаю, что все вопросы, связанные с внедрением в школьную программу элементов патриотического воспитания и политической грамотности обязательно должны стать предметом широкого публичного обсуждения.

Александр Старовойтов, зампред Комитета Госдумы по транспорту, член фракции ЛДПР

-Я абсолютно согласен с теми экспертами и общественными деятелями, которые призывают развивать при наших школах волонтерские движения, используя опыт тимуровских отрядов.

Активное участие в помощи пенсионерам, ветеранам, людям с ограниченными возможностями позволит школьникам иначе взглянуть на окружающую жизнь, сбросить «розовые очки», лучше понимать проблемы других людей. Но главное–это будет способствовать выработке у них таких чувств, как сострадание, любовь, милосердие, которых сегодня сильно не хватает нашему обществу.

Что же касается идеи коммунистов об уроках политинформации, то, по-моему, этой инициативой депутаты от КПРФ сами под себя закладывают некую мину замедленного действия. Если проводить такие уроки, основываясь на советской практике, что они и предлагают, мы, в любом случае, получим сегодня перегиб в сторону правящей партии и действующей власти. Любой преподаватель, даже если он придерживается оппозиционных взглядов, ради сохранения своего места, будет высказываться о партии власти в сугубо позитивном ключе. Это абсолютно очевидно.

Другое дело, если вести такие уроки, скажем, в форме обзоров основных новостей из жизни страны и мира, исключая, при этом, какую-либо политическую ангажированность таких обзоров. Вот это было бы действительно полезно: дети средних и старших классов должны знать, что происходит в стране и в мире и понимать, что от многих современных событий зависит и их собственное будущее.

Удачной мне представляется мысль о проведении занятий, включающих просмотр советских фильмов и знакомство с основами семейных ценностей. У нас много хороших советских фильмов, которые учат и общечеловеческим, и, тем же, семейным ценностям. Я сам нередко и с удовольствием некоторые из них пересматриваю. Если наши дети будут воспитываться на идеях этих фильмов, а не на каких-нибудь «Трансформерах», это сыграет свою положительную роль. Было бы также неплохо, если бы после кинопросмотров школьники еще и обсуждали со своими преподавателями основные идеи, заложенные в картинах, поступки и характеры их героев.

Ольга Баталина1-ый зампред Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция «ЕР»

-Считаю, что у идеи о включении в школьную программу урока политинформации нет шансов на поддержку. Формальный подход, который, в данном случае, неизбежен, в подобных вопросах не дает никакого позитивного результата.

Само стремление наших коллег усилить патриотическое воспитание в школе, безусловно, заслуживает одобрения. Но форма, которая ими предлагается, на мой взгляд, эффективной не будет. В этом мы убедились на практике тех уроков политинформации, которые проводились в советское время. Стоит также отметить, что события современной истории изучаются школьниками и в рамках самого предмета "история", и на классных часах. 

Сегодня, в первую очередь, нужно делать все, чтобы наши учителя выступали носителями не только знаний, но и патриотизма, нравственных ценностей. Нам необходимо поднимать на должную высоту авторитет педагога, обеспечивать неукоснительное выполнение указаний Президента о достойном уровне учительской зарплаты, освободить учителей от лишней работы по отчетности, предоставив им возможность для самообразования и совершенствования педагогического мастерства.

Если преподаватель-патриот, беззаветно предан своему делу, любит и изучает свою малую Родину, находит время и силы быть в курсе основных событий, происходящих в России и за ее пределами, пользы от общения с таким преподавателем для учеников будет неизмеримо больше, чем от уроков политинформации.

Игорь Чернышев, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике (Томская область)

-В принципе, практически, все эти предложения родились из советского опыта. В СССР патриотическое воспитание не просто было, оно велось на очень хорошем уровне и давало отличный результат. Так зачем изобретать велосипед?!

Начать стоит с воплощения в жизнь инициатив коммунистов и ЛДПР. Идеи «Единой России» тоже хорошие, но упасть они должны на уже подготовленную почву, иначе и беседы с депутатами будут проходить впустую, и в советских документальных, да и художественных фильмах дети ничего не поймут. Мне доводится общаться с молодыми людьми, порой у них такие круглые глаза от того, что я говорю, что диву даешься. 

Обсуждение любой темы, в т.ч. политической, предполагает диалог, беседу. Чтобы это было, участники должны понимать, о чем говорить, нужны знания. В этом учащимся, как раз, могут помочь те же уроки политинформации. В противном случае, встреча депутата со школьниками сведется к монологу, из которого они ничего не вынесут.

Любовь Глебовачлен Комитета Совета Федерации по международным делам (Пензенская обл.). Член ЕР

-Можно только поддержать инициативу депутатов, направленную на усиление внимания к теме патриотического воспитания школьников. Тем более, в последние годы внимания ей, практически, не уделялось.

Однако, парламентарии в данных своих предложениях больше опираются, как мне кажется, на собственный положительный опыт: кто-то любил стрелять, кто-то–ходить в военно-патриотические клубы, кто–то–проводить политинформацию. Все это хорошо, но время сегодня, все-таки, другое. Да и вообще, все идеи в области образования, прежде, чем они превратятся в закон, я посоветовала бы прорабатывать со специалистами.

Например, можно обратиться в Российскую академию образования, где достаточно и педагогов, и историков, где хорошо знакомы с международным опытом в этом вопросе. Нельзя, без учета мнения профессионалов, вводить новые школьные предметы, иначе это будет сродни эксперименту, а на детях экспериментировать недопустимо.

Владимир Гусев, экс-сенатор (2001-2012г.г.). Председатель Экспертного совета при Комитете СФ по аграрно-продовольственной политике. Зампред СовМина СССР (1986-1991г.г.)

-Я рад, что наши депутаты так плотно занялись темой патриотического воспитания школьников. В нынешней политической ситуации она важна, как никогда.

Нельзя, однако, забывать и о том, что дети в школе и так загружены. Предлагаемые же инициативы подразумевают не только новые уроки, новые факультативы, а еще возрождение тимуровского движения. Конечно, и обсуждение политических проблем, и умение владеть оружием, когда Россию взяли в кольцо, важно и необходимо.

Не менее важна помощь нуждающимся в ней ветеранам, пожилым, людям, имеющим проблемы со здоровьем. Но, чтобы не было перегрузки школьников, надо посоветоваться с представителями педагогического сообщества, медиками на предмет формы и схемы подачи материала. Может быть, от какой-то идеи стоит вообще отказаться, хотя, мне все они нравятся, может быть, запускать их по очереди курсами на одну, две четверти. Одним словом, нужно обратиться к профессионалам.

Regions.ru