c_200_150_16777215_00_images_stories_2014_zastavki_sochinenie.jpgВ Министерстве образования и науки решили возродить выпускные сочинения, от которых отказались в 2009 году.

"Писать их будут не в мае, как раньше, а в декабре. Оценивать сочинение будут по системе "зачет-незачет". В случае провала, выпускника не допустят к сдаче ЕГЭ, но дадут две возможности для пересдачи -в феврале и апреле-мае", -
пишет "Лента.ру".

Министерский совет, пока, остановился на пяти темах: "Недаром помнит вся Россия…" (к 200-летию Михаила Лермонтова), "Человек и природа в отечественной и мировой литературе", "Вопросы, заданные человечеству войной", "Спор поколений: вместе и врозь" и "Чем люди живы?".

Чтобы успешно сдать экзамен, школьникам придется не просто прочитать книги, но и соотнести написанное с реальностью. Выбор литературы для сочинения останется за выпускником. При этом, спорить с классиками не запрещается. 

Экзамен, в отличие от ЕГЭ, будет проходить в родной школе ученика, а проверять работу будут учившие его преподаватели. По решению вуза школьное сочинение может быть учтено при приеме абитуриентов. 

Сторонники возвращения сочинения в череду выпускных испытаний уверены: оно позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свои идеи-все то, что невозможно обнаружить при сдаче тестов. Кроме того, эксперты надеются, что сочинение станет стимулом для того, чтобы школьники больше читали. 

Правда, далеко не все разделяют радость по поводу возвращения к практике написания сочинений в нынешней ее форме. По мнению научного руководителя Института проблем образовательной политики "Эврика" Александра Адамского, сочинение должно быть либо частью ЕГЭ, либо полноценной аттестацией: "Может случиться, что сочинение станет еще одним фактором страха, нагнетания напряженности, а у нас и так дети довольно сильно переживают из-за итоговой аттестации". 

Как вы относитесь к идее вернуть в школы выпускное сочинение? Как вы оцениваете предложенный формат? С такими вопросами Regions.ru обратились к парламентариям.

Вячеслав Никонов, председатель Комитета ГД по образованию, член фракции «Единая Россия»

-Я двумя руками за возвращение сочинения в число школьных выпускных экзаменов. Мой Комитет уже давно единогласно высказывается в поддержку этой идеи.

Один из главных недостатков системы ЕГЭ в том, что она не дает детям стимула учиться хорошо и грамотно писать. Результаты этого мы видим даже на примере абитуриентов, приходящих в МГУ, многие из которых грамотно писать явно не умеют.
Возможно, в самом начале практика написания выпускных сочинений будет работать у нас не очень хорошо, но уверен–чем дальше, тем лучше. Как говорится, лиха беда начало.

Только мне представляется более разумным устраивать экзаменационное сочинение не в декабре выпускного года, а еще в конце 10-го класса–вслед за экзаменом по русскому языку. Возможно, так оно и будет.

Вполне оправданно, что оцениваться сочинения будут по зачетной системе и считаться условием допуска к ЕГЭ. Неплохо и то, что сочинение может, став частью портфолио, давать преимущества для поступления в определенные вузы.

Если же говорить о месте проведения экзамена и форме его оценке, то хочу напомнить, что к ЕГЭ он относиться не будет. При проведении ЕГЭ, действительно, важны детали, нюансы, количество набранных баллов. А сочинение–это, если хотите, облегченный вариант экзамена, который не требует какой-то очень жесткой системы контроля. Поэтому я не вижу никаких проблем в вопросе о том, как будет проводиться этот экзамен и кто его будет оценивать.

Сергей Обухов, зампред Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций, член фракции КПРФ

-Сразу хочется воскликнуть: наконец-то! Коммунисты не раз повторяли одно и то же: ЕГЭ не может быть единственной формой аттестации учащихся, а может являться либо второстепенной, параллельной, «одной из…» и т.д. Наконец-то удалось достучаться до Правительства и Президента, хотя бы, по части сочинения, восстановив, хоть малую толику, здравого смысла!

Почему нам необходим экзамен в виде сочинения–даже и пояснять особо не надо. Достаточно обратить внимание на дебилизацию подрастающего поколения, неумение логично и стройно излагать свои мысли. Поэтому, в любом случае, включение сочинения в список выпускных экзаменов–большой «плюс». При этом, конечно же, мы не должны забывать о приведении в порядок системы ЕГЭ. Это уже предмет дальнейшей борьбы.

Ну а форму сдачи сочинения подскажет жизнь. При нынешнем катастрофическом падении уровня знаний учащихся система «зачет-незачет» вполне приемлема. А то мы бы имели сейчас в оценках за сочинения сплошные «двойки-тройки». Да и вообще, форма сдачи экзамена–это уже вопрос техники, предмет для дискуссии. Пройдет один-два года, и мы определимся со всеми деталями. Практика подскажет, куда двигаться.

Виктор Шудегов, зампред Комитета ГД по образованию. Фракция "СР"

-К идее возрождения в школах выпускного сочинения, пусть даже по принципу «зачет-незачет», я отношусь очень позитивно.

Сочинение служит показателем умения школьника грамотно выражать свои мысли, его начитанности, эрудированности, интеллекта в целом. Считаю, что такой экзамен существенно повысит интерес и стремление учащихся к чтению (хотя бы пока, и в рамках школьной программы), желание научиться красиво писать.

Чтобы написать хорошее сочинение, нужно, действительно, много читать. К примеру, в научной среде ни одну серьезную статью невозможно написать, предварительно не изучив большое количество профильной научной литературы. Так же и грамотное школьное сочинение требует прочтения большого количества художественных произведений.

Чтение великой русской классики предоставляет большие возможности научиться писать хорошие сочинения. Я вот недавно прочитал «100 лет одиночества» Маркеса и пришел к выводу, что с сочинениями гораздо меньше проблем будет у тех, кто предпочитает отечественную литературу зарубежной.

Что же касается предложенного формата экзамена, то, со временем, его, наверняка, можно будет как-то корректировать, совершенствовать. Не исключаю, что в каких-нибудь школах будут попытки приукрасить ситуацию, отражающую способности учеников к написанию сочинений. Но думаю, таких случаев будет немного-процентов 5-10. В целом же, я полагаю, что основная масса наших школьников будет добросовестно готовиться к этому экзамену, учиться писать красивым русским языком.

Геннадий Савинов, 
член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике (Ульяновская обл.). Член ЕР

-Сочинение, без сомнения, должно быть возвращено в список выпускных экзаменов. Но важно особо и не травмировать ребятишек, потому хорошо, что испытание будет проходить в родной школе. Я против, что на ЕГЭ детей тащат в другие школы, что он проходит в такой надзирательной форме, что «старшая» школа уже, практически, перестала учить, а занимается только натаскиванием на тесты. Думаю, постепенно мы от него отойдем.

Хорошо и то, что сочинение будут писать в декабре–это для школьников психологически легче. Ну а две пересдачи–это, вообще, подарок, на мой взгляд. 
Поскольку сочинение выведено за рамки итоговой аттестации, наверное, правильно, что его будут оценивать по системе «зачет-незачет». Оценка должна быть только в случае, если это испытание–часть ЕГЭ. 

Не считаю, что такого рода модель–формализм. Ученикам, все-таки, придется возобновить более тесное общение с книгами, иначе как можно писать. 
Одним словом, довольно демократичный подход.

Валерий Сударенков, 
член Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике (Калужская обл.). Экс-губернатор Калужской области (1996-2000г.г.)

-Я-за возвращение в школы выпускного сочинения, но предложенная схема мне кажется сложноватой, я бы ее упростил.

Начну с того, что литература–это живой предмет, а сочинение–это особая форма аттестации. Это творчество, так и надо ученикам дать возможность творить. Пусть они осмысляют прочитанное, пусть критически разбирают творчество того или иного писателя, какое-то произведение, пусть спорят с автором, проводят различные параллели–как хотят.

Для этого следует, вообще, отказаться от тем: пусть ребенок придумает ее себе сам на основе объема, данного за 11 лет. Пусть он пишет по Есенину, Рубцову, Крылову и т.д. Конечно, есть опасение, что он будет готовиться только по какому-то одному произведению, а на все остальные даже не взглянет. Но, во-первых, такую «точечную» подготовку можно устранить, подойдя к урокам литературы, к написанию сочинения как к удовольствию, в первую очередь, для экзаменуемых. Для этого во время учебы надо развивать любовь к творчеству, к эпистолярному жанру. Во-вторых, специалисты, все равно, увидят широту его кругозора, поймут, сколько книг он прочитал.

С другой стороны, не будет ничего плохого, если школьник в полном объеме освоит, к примеру, только творчество Радищева. Дай Бог, и на одном авторе можно иметь хорошую подготовку. Если же, все-таки, есть задумка готовиться по конкретному произведению, нужно и критику посмотреть, и обратить внимание на события времени его написания.

«Зачет–незачет» в оценке сочинения не подходит. Должны быть баллы: 5, 7, может быть, 10, но не 100–это много. Писать его надо на финале обучения, вместе с другими экзаменами. Для этого, правда, хорошо бы снять ажиотаж и накал, возникающие перед ЕГЭ, чтобы была творческая, расслабленная атмосфера. 

Сторонники предлагаемой модели ссылаются на трудности написания сочинения детьми, имеющими технический уклон в развитии. Но литература никому никогда не мешала. Чехов был врачом, Достоевский–инженером, Толстой–пахарем. Литература–это тот предмет, который жизнь может только упростить, а не усложнить.

Любовь Глебова, 
член Комитета Совета Федерации по международным делам (Пензенская обл.). Член ЕР

-Возвращение выпускного сочинения, безусловно, позитивный шаг.

Данная конструкция родилась по итогам заседаний рабочей группы, которая занималась вопросами введения сочинения в школьную программу и в итоговый аттестат. В нее входили специалисты Министерства, Академии образования, педагоги, парламентарии, в т.ч. я. 

Написание сочинения способствует выработке навыков по изложению своих мыслей, развивает умение говорить. Сегодня, когда живой разговор заменен общением в соцсетях со специфической манерой донесения информации, это особенно актуально. И наконец, испытание по сочинению заставит детей читать книги, которые с появлением разнообразных электронных «игрушек» оказались заброшены. 

В то же время, у рабочей группы была задача не перегрузить школьников. Поэтому, кстати, я сторонник растягивать сроки сдачи итоговых экзаменов, а не всовывать их в один месяц. Потому-то хорошо, что сочинение не сделали частью ЕГЭ, что испытание разнесли по времени, что дается две попытки пересдачи, что оценка «зачет–незачет» (ее еще ввели, чтобы не было погони за баллами). Облегчение это и для «технарей», чтобы не портить им аттестат, но и они должны уметь формулировать свои мысли. 

Таким образом, предложенный формат–это минимум, который при определенном старании сдать под силу каждому.

Regions.ru