c_200_150_16777215_00_images_stories_2014_habvi.jpgИз законопроектов, принятых на прошедшей III-ей сессии Государственного Собрания-Эл Курултай РА шестого  созыва, самым резонансным стал Закон Республики Алтай "О формирования органов местного самоуправления в Республике Алтай".

После его принятия регион ожидают системные перемены в области организации вопросов местного самоуправления. Данный документ связан с реформированием органов исполнительной власти, с преобразованием системы управления в регионе.

Какими принципами руководствовались разработчики данного документа? Об этом наш разговор с председателем Комитета ГС-ЭК РА по местному самоуправлению и правопорядку Виктором Хабаровым.

-Виктор Иванович, в связи с чем был принят  данный закон?

-В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года Президент России Владимир Путин одной из первых обозначил задачу уточнения общих принципов организации местного самоуправления, развития сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах.

При этом, основной акцент был сделан на то, что местная власть должна быть устроена так, чтобы «любой гражданин мог дотянуться до неё рукой». Ибо без развития и укрепления власти на местах невозможно построить сильное государство.

В целях исполнения Поручения Президента Российской Федерации была создана рабочая группа, которая занялась сбором предложений из российских муниципалитетов по совершенствованию системы организации местного самоуправления. На их основе 27 мая 2014 года был принят Федеральный закон №136 «О внесении изменений в ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В нашем регионе  по разработке законопроекта мы стали работать с июня месяца. Была создана рабочая групп, куда вошли депутаты, юристы, представители местного самоуправления. До принятия законопроекта прошло необходимое, в таком случае, согласование с представителями органов местного самоуправления Девять глав (город и восемь районов) его поддержали, а еще двое (Кош-Агачский и Турочакский районы)-воздержались.

-Из каких принципов Вы исходили, разрабатывая законопроект?

-Работа велась с учетом изменяющейся политической ситуации в мире, когда на первый план выходит проблема сохранения внутренней социально-экономической и политической стабильности в Российской Федерации и ее регионах. Особенно это важно для приграничных территорий, в т.ч. и для Республики Алтай.

-Вы не могли бы очень коротко сформулировать сущность нового закона?

-Закон предполагает, что в целях повышения роли органов местного самоуправления и формирования их качественно нового профессионального состава, главы городского округа и муниципальных районов будут избираться из состава депутатов представительных органов. Глава муниципального образования будет одновременно замещать должность председателя представительного органа, а глава администрации будет назначаться по контракту. Что касается порядка формирования представительных органов муниципальных образований, то было предложено его оставить прежним: депутаты будут избираться на муниципальных выборах.

-В чем, на ваш взгляд, преимущество этого закона?

-Прежде всего, он обеспечит оперативность решения вопросов местного значения. Исключается возможность контроля со стороны заинтересованных групп и возникновения политического конфликта между муниципальной и региональной властью.

Помимо этого, становится возможным избежать бесконечных выборов, которые ложатся тяжким бременем на местные бюджеты, а также являются благодатной почвой для использования грязных политтехнологий в период предвыборных кампаний. Посредством системного подхода к отбору кадров через многоступенчатый фильтр обеспечивается нравственность и профессионализм управленческого персонала.

Во многих регионах такая система уже доказала свою жизнеспособность, причем, по мнению представителей местной власти, весьма успешно. Существуют примеры успешной реализации такого механизма и в зарубежных странах: Финляндия, Франция, США. Эта модель не отменяет прямые выборы депутатов всех уровней. У каждого гражданина остается право голосовать.

-По данному закону в муниципальных образованиях будут назначаться сити-менеджеры по контракту, почему решили применять  именно такую форму управления?

-В числе преимуществ избрания главы муниципального образования из состава депутатов и назначения главы администрации по контракту я бы назвал:

-обеспечение политической и экономической стабильности;

-снижение риска противостояния муниципальных и региональных элит; исключение появления случайных или некомпетентных людей на посту главы муниципального образования и главы администрации;

-четкое разделение политических и хозяйственных функций в руководстве муниципального образования;

-повышение интереса населения к формированию представительных органов местного самоуправления. И что не менее важно, при таком подходе исключается противостояние представительных и исполнительных муниципальных органов.

-Сейчас во многих СМИ, особенно в интернет-изданиях, озвучивается мнение о том, что произошло ущемление демократии, поскольку у граждан отбирают всенародные выборы?

-Я не устаю повторять, что никакого ущемления демократии, отмены права избирателей на прямое и тайное голосование не произошло. Прямые выборы населения по избранию представительных органов в муниципальных образованиях как были, так и остались. Депутаты, по-прежнему, будут избираться на муниципальных выборах.

Просто у граждан возросла ответственность за избрание депутатских корпусов. Ведь на практике новая система выборов означает, что жители на уровне поселений будут выбирать не только депутатов, но и глав, которых они знают и которым доверяют. Главы муниципальных районов и поселений будут избираться из числа депутатов. Учитывая все факторы и практику с момента действия Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», описанная выше модель, на сегодняшний день, является наиболее оптимальной и приемлемой, с точки зрения интересов населения Республики Алтай.

-В заключении, хотелось бы спросить о формах подобного контракта?

-Закон РА «О порядке формирования органов местного самоуправления в Республике Алтай» мы уже приняли. Кстати, подобные законы приняты уже в республиках Тува, Хакасия, Забайкальском крае и других регионах. Теперь будем принимать  закон, устанавливающий типовую форму контракта с главой местной администрации, а также условия контракта с ним в части осуществления отдельных государственных полномочий.

Напомню, что еще в декабре 2011 года был принят в первом чтении проект закона Республики Алтай «О типовой форме контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, и условиях контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления переданных отдельных государственных полномочий».

Мы не стали, в то время, вносить его на рассмотрение Парламента во втором и окончательном чтении, т.к. планировались существенные изменения в федеральном законодательстве о местном самоуправлении, в частности, в отношении главы местной администрации. Теперь есть необходимость вернуться к указанному законопроекту, посмотреть его, еще раз, с учетом изменений федерального законодательства и внести  на рассмотрение Парламента во втором и окончательном чтении.

В данное время идет организационная работа по изменению уставов муниципальных образований, мы разослали рекомендации в части изменения уставов. Я встретился с председателями Совета районных депутатов Чойского, Онгудайского, Шебалинского районов. Речь шла о реализации положений закона.

Хочу отметить, что особенно активизировалась, в этой связи, работа в Чойском районе. Спикер республиканского Парламента И.Белеков порекомендовал провести с главами сельских и районных поселений семинар-совещание по разработке уставов. Будем работать.


(пресс-служба Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай)